banner banner banner banner

Слушать и слышать свое "я" – что нужно знать о нобелевской лауреатке по литературе 2020 Луизе Глюк

Несмотря на очень личный характер произведений Глюк, ее все же не считают "исповедующейся поэтессой"

Слушать и слышать свое "я" – что нужно знать о нобелевской лауреатке по литературе 2020 Луизе Глюк
Луиза Глюк Фото из открытых источников

Юлия Потерянко

Журналистка, 112.ua

Несмотря на очень личный характер произведений Глюк, ее все же не считают "исповедующейся поэтессой"

Нобелевская премия по литературе впервые с 2016 года, когда лауреатом признали музыканта Боба Дилана, была присуждена за поэзию. Отныне почетное звание носит одна из самых прославленных американских поэтесс – Луиза Глюк. Она была отмечена "за безошибочный поэтический голос, который с суровой красотой делает индивидуальное существование универсальным". Рассказываем, что нужно знать о ее жизни и творчестве.

Биография

Луиза Элизабет Глюк родилась в 1943 году в Нью-Йорке. Родители ее отца, венгерские евреи, прибыли в США из Австро-Венгрии. Дед по отцовской линии занимался бизнесом – он держал овощную лавку. По его пути предпринимательства пошел и отец писательницы Дэниел Глюк (другое вариант написания фамилии – Глик). Он полностью содержал семью из жены и двух дочерей, ради которых отказался от юношеской мечты стать писателем. Впрочем, его амбиции сполна реализовались в старшей дочери.

Родители прививали девочке страсть к греческой мифологии, античной и классической культуре – мать будущей нобелевской лауреатки, хоть и стала домохозяйкой, все же успела получить образование в знаменитом женском гуманитарном колледже Уэллсли, поэтому для дочери она была очень интересной собеседницей. Все это вдохновило Луизу начать писать стихи еще в раннем возрасте.

Получить полноценное образование Глюк помешала нервная анорексия, которой она страдала с подростковых лет. Болезнь не оставляла девушке достаточно сил, чтобы учиться, к тому же много времени отбирала психотерапия. Поэтому она предпочла сосредоточить весь внутренний ресурс на уроках поэзии в Колледже Сары Лоуренс, а также записалась на поэтические семинары в Школе общего образования Колумбийского университета. Последний, к слову, входит в престижнейшую Лигу плюща. Психологические проблемы потом еще будут напоминать о себе, например периодами творческого кризиса. Но выработанное с психотерапевтом внимание к внутреннему "я" как раз и сделает поэзию Глюк особенной.

Свой дебютный сборник поэтесса назвала символично – "Первенец". Он вышел в 1968 году и сразу обеспечил Глюк положительные отзывы критиков. Впрочем, за ним последовал кризис, и тогда Луиза нашла второе свое призвание в преподавании. Несмотря на то, что полного образования у нее не было, она стала преподавать поэзию в Годдарт Колледже. Поработав преподавателем английской словесности в нескольких учебных заведениях, она в конце концов остановилась на Йельском университете (также Лига плюща), профессором которого является и сейчас.

Особенностью творчества Глюк является то, что нередко на новые работы ее подталкивали несчастья. Так пожар, уничтоживший ее дом в 1980 году, привел поэтессу к написанию сборника "Триумф Ахиллеса" (1985). В год успеха этой книги умер отец Глюк, и эта личная трагедия вылилась в сборник "Арарат" (1990). А катастрофа 11 сентября 2001 года трансформировалась для нее в итоге в масштабную поэму "Октябрь" (2004).

Но наибольшего успеха достиг сборник 1992 года "Дикий ирис". На его страницах садовые цветы беседуют с садовником и некоей божественной сущностью о природе жизни. За эту работу Луиза Глюк была удостоена Пулитцеровской премии, что окончательно закрепило ее статус как одной из главных поэтесс Америки.

Всего Луиза Глюк создала 12 сборников стихов и несколько томов эссе о поэзии. Кроме Нобелевской и Пулитцеровской премий она была также награждена поэтической Боллингенской премией, стала поэтом-лауреатом – официальным поэтом Библиотеки Конгресса США, получила Национальную книжную премию, Национальную медаль за заслуги в сфере гуманитарных наук США и множество других наград.

Особенности стиля

Внимание к собственному "я" в поэзии Глюк, как отметили в Нобелевском комитете, не означает, что она "исповедующаяся поэтесса". Ее стихи не настолько личные. В них "ее "я" прислушивается к тому, что осталось от его мечтаний и заблуждений, и никто не может сильнее противостоять иллюзиям этого "я". "Глюк ищет универсальное, и в этом поиске она черпает вдохновение в мифах и классических мотивах, присутствующих в большинстве ее работ. Голоса Дидоны, Персефоны и Эвридики – брошенных, наказанных, преданных – являются масками трансформации "я", столь же личными, сколь и универсальными", – сказал о творчестве лауреатки председатель Нобелевского комитета Андерс Олссон во время пресс-конференции по случаю ее награждения.

Олссон также сравнил настойчивый тон Глюк с тоном Томаса Эллиота, ее искусство внутреннего слуха – с искусством Джона Китса и добровольного молчания – с молчанием Джорджа Оппена. И при этом отметил сходство поэзии новоиспеченной нобелевской лауреатки со строгостью и нежеланием принимать простые принципы веры Эмили Дикинсон.

К сожалению, изданных украинских переводов поэзии Луизы Глюк на сегодня нет. Однако ее довольно много переводили на русский язык.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>