"Смертные машины": Скучные хроники красивых городов

Продюсерский проект Питера Джексона, стомиллионный стимпанк-блокбастер, демонстрирует захватывающий визуальный ряд, но не самое выдающееся содержание

"Смертные машины": Скучные хроники красивых городов
Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal

Татьяна Ахапкина

Журналист

Продюсерский проект Питера Джексона, стомиллионный стимпанк-блокбастер, демонстрирует захватывающий визуальный ряд, но не самое выдающееся содержание

Проект привлек к себе внимание еще на этапе разработки. Одно имя Питера Джексона (отца экранных хоббитов и властелинов колец) в графе продюсеров и сценаристов уже говорило о многом. Добавлял интереса и положенный в основу литературный первоисточник – подростковый фантастический роман британца Филипа Рива, первая из четырех частей одноименной серии, отмеченная книжными премиями и номинациями. Да и выделенный под ее кинопостановку бюджет в 100 миллионов долларов (весьма внушительная цифра даже по сегодняшним меркам) позволил надеяться на качественный результат.

Но самым привлекательным элементом во всей этой истории казалась стилистика произведений – постапокалиптическая антиутопия, помещенная в антураж стимпанка и его редкого поджанра дизельпанка, культивирующего технологии периода Первой и Второй мировых войн.

Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal

Описываемый фильмом мир, соответственно, эти темы выразительно отражает. Его действие получает развитие в далеком будущем, в котором привычная цивилизация уже давно перестала существовать. Причиной тому послужил катаклизм, произошедший ориентировочно в начале XXII века и получивший название "Шестидесятиминутная война".

Результатом бедствия стали глобальные геологические разрушения, перетасовавшие континенты на новый лад и вынудившие человечество приспосабливаться к эре кочевничества, подстраиваясь под принципы муниципального дарвинизма.

Так, города утратили свою стабильность и превратились в огромные мобильные конструкции, рассекающие по бесплодным пустошам разоренной Земли. Их цель – найти и завладеть мелкими собратьями, чтобы пополнить таким образом необходимые для выживания ресурсы.

Подобная система обеспечила людям еще несколько сотен лет, но и она понемногу начала сбоить. Мелких городов почти не осталось и крупные хищники лишились основной добычи. Пересмотреть устоявшуюся систему, взяв под контроль весь мир с его бесконечными возможностями, попробует лидер Лондона Таддеус Валентин (Хьюго Уивинг), в руки к которому попадет очень опасное оружие. А помешать градоначальнику реализовать смертоносный план решится юная Эстер Шоу (Гера Хилмарсдоттир) и ее соратник Том (Роберт Шиэн), у которых, к тому же, окажутся к тому личные счеты.

Старт амбициозный блокбастер берет довольно бодрый. На вступительных титрах закадровый голос вводит зрителя в курс происходящего, а открывающая сцена демонстрирует описанное максимально впечатляющим образом. Первыми же кадрами создатели вселяют надежду, что за ними последует очень увлекательное двухчасовое путешествие.

И с визуальной точки зрения "Смертные машины" (они же – "Хроники хищных городов") полностью оправдывают ожидания. Компьютерная графика и спецэффекты картины выполнены на высшем уровне и подобны ожившей фантазии поклонника стимпанка. Постапокалиптический мир будущего с его пустынными просторами выглядит объемно, а главные "герои" – движущиеся города – настолько тщательно проработаны, что способны вызвать сопереживание наравне с персонажами-людьми. Если даже не больше.

Лента пестрит будоражащими воображение механизмами, вполне заслуженно попавшими в лонг-лист оскаровской категории "Лучшие визуальные эффекты", – устрашающим гигантом Лондоном, ошеломляющий масштабом и боевой мощью, его младшими уютными собратьями, образы которых очевидно срисованы с европейских деревушек, а также множеством витиеватых летающих конструкций, включая целый город, расположенный в облаках.

  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal

Такое внимание к картинке легко оправдывается предыдущим опытом постановщика "Смертных машин" Кристиана Риверса – новичка в режиссуре, но опытного мастера спецэффектов, а также друга и соратника Питера Джексона, с которым он работал и над трилогией "Властелин колец", и над "Хоббитами". Кроме того, в послужном списке новозеландца числится работа над блокбастером "Кинг Конг", за который он даже удостоился "Оскара".

Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal

Впрочем, очевидно, что качественное кино базируется не на одном лишь дизайне. И в этом отношении Риверсу, увы, повезло меньше, чем его именитому коллеге. Во-первых, у него нет такого внушительного постановочного опыта, а, во-вторых, автор книжного оригинала его ленты Филип Рив, в общем-то, тоже не Джон Р.Р. Толкин.

И хотя сам Джексон, как уже упоминалось, числится в проекте сразу на двух позициях (что рекламщики не преминули использовать по максимуму), на самом деле его в "Смертельных машинах" не так уж и много. Равно как и связной истории, при наличии которой фильм можно было бы назвать чуть ли не главным фэнтези года.

  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal
  • Кадр из фильма
    Кадр из фильма "Смертные машины" B&H/Universal

Но, увы, если сопоставить сюжетную часть с остальными компонентами картины, то она заметно провисает. Ей не хватает последовательности, а персонажам – глубины и (за редкими исключениями) внятной мотивации, позволяющей им симпатизировать или сочувствовать. Аналогично странным образом выстраивается драматическая линия, в которой зачем-то упускаются из виду важные моменты, а напоказ выставляются преимущественно потенциально слезоточивые. А высказывание героями вслух своих намерений и слишком топорно оформленные отсылки к другим произведениям выглядят вовсе комично.

Потому в целом "Смертные машины" производят противоречивое впечатление. Вероятно, их авторы попытались за один раз охватить слишком многое, из-за чего по пути подрастеряли складность, а кое-где и смысл. Ведь даже если они в первую очередь рассчитывали привлечь внимание не самой взыскательной подростковой аудитории (в пользу чего говорит рейтинг 13+, а у нас – 12+ лет), то на фоне уже имеющихся "Голодных игр", "Дивергентов" и прочих они не так уж много смогут предложить. Пожалуй, лишь видеоряд – безусловно захватывающий и оригинальный, а потому все же достойный просмотра.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>