Сможем ли за год сделать нашу судебную систему образцом хотя бы для постсоветских стран?

Сможем ли за год сделать нашу судебную систему образцом хотя бы для постсоветских стран?
Фото из открытых источников

Ярослав Гришин

Адвокат, правозащитник

Из существующих трех ветвей власти нельзя определить самую важную. При неэффективной работе одной другие будут испытывать этот негатив. Судебная ветвь власти является арбитром общественной жизни всего социума. Без нее теряются логика дальнейших процессов строительства государства и вся природа права.

Советская система создала судебную власть в качестве органа, который служит государству, то есть выполняет задачи правящей партии. После обретения независимости традиция использовать суды в своих интересах осталась. И каждый имевший отношение к власти пытался использовать суд в своих целях. Иными словами, украинская традиция правосудия заключается в служении не закону, а власти. И весь парадокс в следующем: чтобы изменить все, сегодня правящая партия также должна оторвать от себя этот орган и отпустить его в самостоятельное, независимое плавание в океане правового поля.

Новости по теме

Суд обусловливает существование государства как такового и важной его составляющей – гражданского общества. Коррупция как явление — ядовитая субстанция, а судебная коррупция наиболее разрушительна. При коррупционных взаимоотношениях в судебной системе формируется рынок судебных решений, где каждое дело имеет свой прайс и выигрышная или проигрышная сторона зависит только от покупательной способности участников. Существование такого рынка подрывает государственность.

Вместе с тем общественный договор как основа законодательства теряет ценность, нарушается баланс сдержек и противовесов в обществе, а также нарушается принцип равенства перед законом, что ломает всю общественную парадигму.

После Революции достоинства в 2014 году на волне реформаторских изменений была создана Рада судебных реформ, на которую возлагали большие надежды. Она была призвана сломать существующую коррупционную концепцию, которая была основным ядовитым ингредиентом. Де-факто ее работа так и не началась.

Начатая судебная реформа прошлой власти была под бдительным присмотром иностранных партнеров, но и это помешало ее проведению. Здесь перевесило стремление власти держать суд под своей опекой. Как следствие, для многих судей действовало "телефонное право", когда принятие решений зависело от звонка. И вся вертикаль и влиятельность сторон в деле зависела от доступа к этому "телефонному праву".

Реформирование проводилось по принципу "сверху вниз". Это и было ошибкой, поскольку эффективность каждой реформы заключается в системной трансформации каждого звена одновременно.

Состоялся конкурс в Верховный суд, но, по определению многих экспертов, был проведен несовершенно. В результате многие недобропорядочные служители Фемиды получили мантии. Реформирование такой структуры необходимо проводить комплексно в связке с другими структурами, такими как прокуратура, полиция, СБУ и др., поскольку, если даже реформа суда пройдет успешно, другие органы, не прошедшие этап очистки и перезагрузки, будут "травить" новую структуру своей токсичностью. Такой же принцип постигнет честных судей, которые не занимаются коррупцией. Если найдется кто-то, кто будет брать взятки и, кроме этого, иметь связи с властью, он будет коррупционным агентом, который тоже отравит других.

За пять лет не было проведено ни одного конкурса в судах первых, апелляционных инстанций. Это стало началом уничтожения судов как функции.

Законодательство должно соответствовать определенной функции, и от того, как она используется, зависит результат уравнения. Например, ст. 375 Уголовного кодекса "Вынесение судьей (судьями) заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления".

Сама идея такой статьи целесообразна, однако на практике это является механизмом устранения нежелательного реагента, который мешает системному механизму двигаться своим путем.

Новости по теме

Можно откровенно говорить, что Администрация президента Порошенко стремилась иметь карманный суд и не допускала новых судей из "системы".

Надо понимать, что суд – это также возможность отменить акты государственных органов или прекратить работу той или иной коррупционной схемы. А на ней могут кормиться многие чиновники, и это подорвет их источник наживы. Соответственно, контролировать суд было приоритетной задачей предыдущей власти.

А вся реформа сводилась к камуфлированию всех вышеперечисленных атрибутов с продолжением достойной работы на "систему".

Сегодня новая власть анонсировала полноценную реформу судебной системы, предусматривающую ликвидацию Высшей квалификационной комиссии судей - органа, который выбирал судей на работу. Этот орган требует перезапуска с новым составом и новым подходом к работе.

Высший антикоррупционный суд - новый орган в рамках судебной реформы, отбор на его руководящие должности можно считать относительно честным. И даже было предусмотрено, что международные эксперты имели право блокирующего вето (например, так, как это есть в Великобритании).

Нынешний президент Владимир Зеленский заявлял, что ВАС должна иметь такую функцию. Важно, чтобы эти эксперты действительно имели блокирующий инструмент, а не просто говорили о нарушениях в судах, как это было с Общественным советом добродетели, когда ее члены могли говорить о недобропорядочных судьях, не имея при этом никаких инструментов влияния.

Мы находимся на пересечении эпох "судей прошлого", которые проникли в коррупционную гавань, с "судьями будущего", которые честно служат обществу.

Для решения ситуации по конкурсу должны быть отобраны все судьи каждого уровня и юрисдикции.

Иностранный опыт Грузии, стран Прибалтики, Польши, Чехии и других стран показывает, что при решительных реформах можно за год создать институцию, которая будет оторвана от предыдущей и не сможет перенять ее пагубных свойств. Так вот на кону стоит каждый новый день, поскольку после года "окно Овертона" закроется и реформа может увязнуть.

Так или иначе мы опираемся на политическую волю власти, от которой зависит изменение правил. И она задает вектор дальнейшего развития событий. Хочется верить, что уже через год наша судебная система будет образцом хотя бы для постсоветских стран.

Ярослав Гришин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>