Сможет ли Цукерберг стать моральным лидером?

Заметив, что технологии имеют неожиданные последствия, невозможно придерживаться нейтралитета. Особенно когда это критически важно для жизней миллиардов людей. В расплывчатом мире бизнес больше не может быть просто бизнесом. Бизнес — это и общество тоже. И вопрос, брать или не брать ответственность за последствия использования технологий, уже не стоит. Это именно то, чего ожидают пользователи — реальные люди, которые доверили сильным компаниям свою частную жизнь

Сможет ли Цукерберг стать моральным лидером?

Заметив, что технологии имеют неожиданные последствия, невозможно придерживаться нейтралитета. Особенно когда это критически важно для жизней миллиардов людей. В расплывчатом мире бизнес больше не может быть просто бизнесом. Бизнес — это и общество тоже. И вопрос, брать или не брать ответственность за последствия использования технологий, уже не стоит. Это именно то, чего ожидают пользователи — реальные люди, которые доверили сильным компаниям свою частную жизнь

Оригинал на сайте The New York Times

На днях случилось так много событий, что становится трудно выделить, какое из них самое важное. Как по мне, то наиболее показательна история о том, как беспилотный автомобиль, имея резервного водителя, сбил насмерть женщину на улице в городе Темпе (Аризона). Взглянув на эту чрезвычайно тревожную историю, можно сказать только одно: добро пожаловать на обратную сторону эры крупнейших технологических прорывов, последствия которых мы только начинаем осознавать.

Хотя следует признать: все начиналось прекрасно. Нам обещали открытия и чудеса. В начале нулевых технологии объединились в платформы, социальные сети и программы, подарив нам связь и решив сложные проблемы быстро, легко, невидимо, почти бесплатно и везде. В один момент мы получили возможность сотрудничать, конкурировать, общаться и творить с огромным количеством людей. Разными способами, из разных мест, так дешево и легко, как никогда. Конечно же, мы воспользовались этим!

Новости по теме

Мы стали сами себе режиссерами и репортерами. Лежа на диване, мы начинали политические и социальные революции, восстановили связь с давно потерянными родственниками и друзьями, в один клик находили ответы на старые и новые вопросы. Сидя в телефоне, мы находили все необходимое: от вторых половинок и родственных душ до новостей и дорожных карт. Мы смещали диктаторов и создавали культ самих себя. В одно касание к экрану мы могли вызвать, направлять, оценивать и платить за такси. Или арендовать, оценивать и оплачивать проживание в иглу на Аляске.

И здесь почти так же внезапно мы поняли обратную сторону этого процесса. Классное беспилотное авто убило пешехода, классная платформа Facebook позволила фабрикам российских троллей разделить американцев и запустила фейковые новости в публичное пространство. Не классное тоталитарное правительство поняло, что система распознавания лиц не только облегчает паспортный контроль, но и помогает найти тебя в толпе и арестовать.

Новости по теме

И Марк Цукерберг, который обещал, что всех нас сведет вместе и все будет хорошо, теперь видит на обложке Wired свое лицо: в синяках, порезах и забинтованное так, будто ему кто-то сильно врезал. Цукерберг не один. Увидев обратную сторону технологий, мы тоже ощущаем на себе удар тех платформ и технологий, которые так обогатили, наполнили и объединили наши жизни. Кремниевая Долина, у нас проблемы.

Что делать? В таких ситуациях я предпочитаю воспользоваться консультацией своего учителя и друга Дова Сейдмана, автора книги «Как нам из ничего сделать что-то» и исполнительного директора компании, которая помогает другим командам и их лидерам придерживаться этических норм. «Сначала всем казалось, что технологии делают мир более открытым, а заодно объединяют и делают нас равноправными, давая нам шанс быть индивидуальными, что однозначно идет только во благо, — начал Сейдман. — Но потом мы осознали, что сила, которая делает мир более открытым и равноправным, заключается не в технологиях. Все зависит от того, как мы проектируем и используем новые инструменты. И сама удивительная технология может как побудить людей заводить близкие отношения и ускорять коммуникацию различных социумов, так и дарит голос тем, кто поддерживает изоляцию, вдохновляет расистов, дает силу цифровым хулиганам и нечестивым актерам».

Новости по теме

Не менее важно, по мнению Сейдмана, что эти «беспрецедентные и такие ценные инструменты связи» точно и мастерски используют «для нападений на те основы, которые делают нашу демократию жизнеспособной, капитализм - динамичным, а общество - здоровым. Иными словами, то, что является истинным и непреклонным». Эти же инструменты начали использовать для «нападений на наши собственные основы — приватность и индивидуальность». Сейдман добавляет: «Одно дело, использовать наши данные для улучшения шопинга. Но когда мои убеждения и настроения приобретает и использует чья-то политическая кампания (которая может совсем не соответствовать моим убеждениям), то это — однозначно вред».

Ну так что делать?

«Учитывая то, что мы находимся только в начале технологической революции, а ее дорога является длинной, неопределенной и тернистой, мы прежде всего должны сделать паузу и задуматься, как по-разному может работать наш мир под влиянием технологий. А потом, опираясь на свои ценности и лидерские навыки, воплощать наше идеалистическое видение в жизнь». Сегодня ценности как никогда необходимы. Сейдман отмечает: «Жизнеспособные ценности — как тот якорь в штормовую погоду — направляет нас на правильный путь даже тогда, когда жизнь кажется разрушенной. Именно ценности помогают нам принимать трудные решения». А сегодня, когда всё так друг с другом связано, таких решений придется принимать много. «Мир расплывается. Больше нет места, где можно стать в стороне и заявить о своем нейтралитете, сказать «я просто бизнесмен» или «я просто руковожу платформой». Ни в коем случае.

«Заметив, что твои технологии имеют неожиданные последствия, ты не можешь придерживаться нейтралитета. Особенно когда это критически важно для жизней миллиардов людей». В расплывчатом мире, по словам Сейдмана, «бизнес больше не может быть просто бизнесом. Бизнес — это и общество тоже. И вопрос, брать или не брать ответственность за последствия использования твоих технологий, уже не стоит. Это именно то, чего от тебя ожидают пользователи — реальные люди, которые доверили таким сильным компаниям свою частную жизнь». Бесспорно, Facebook, Twitter и YouTube заслужили похвалу за те попытки воплотить инженерные решения для противодействия возможному взлому и милитаризации. «Но это не просто инженерная проблема, недостаток бизнес-модели. Да, решение проблем с программным обеспечением может заверить людей, что мы стоим на шаг впереди плохих парней. И чтобы решить проблему, следует заняться неким «моральным» обеспечением. Лидер, способный ее решить, должен руководствоваться в первую очередь одним — нравственностью».

Как выглядит моральное лидерство?

«Нравственное лидерство — это по-настоящему поставить людей на первое место и пойти на любые жертвы, которые для этого требуются. Нравственное лидерство — это не выезжать на каких-то поверхностных вещах и подсчетах, кто столько времени проводит на платформе. Это прежде всего глубина и качество. Это видеть в людях не «пользователей» и «клики», а граждан, заслуживающих быть информированными, чтобы иметь возможность делать лучший выбор. Это означает не просто побудить людей кликать на видео, а показать, как можно сделать нашу связь крепче, а разговоры — более ценными».

Новости по теме

По Сейдману это значит «продемонстрировать абсолютную прозрачность своей работы, принять решение об ее улучшении и на пальцах объяснить людям, как вы монетизируете их данные. Это иметь мужество опубликовать четкие принципы своего поведения и, несмотря на дискомфорт, бороться за их соблюдение. Это не стесняться просить о помощи, даже если она идет от критиков. Это пропагандировать цивилизованность, порядочность и демонстрировать, что противоположное поведение не приветствуется. Это просто быть смелым — заявить, например, что ты не уснешь, пока не убедишься, что наши следующие демократические выборы «не сломают».

В разгар холодной войны, когда мир оказался перед угрозой распространения коммунизма и возведения стен, президент Кеннеди поклялся «заплатить любую цену и взять на себя любую ношу», чтобы обеспечить дальнейшее существование свободы. Сегодня же наибольшую угрозу для ее существования составляет процесс падения стен и распространение всемирной паутины, которую нации и отдельные преступники используют для отравления демократического общества. Вы увидите, что хорошие парни выиграют, если поставят в основу существования своих компаний принцип Кеннеди — платить любую цену и нести любую ношу, чтобы защитить нас от обратной стороны созданных ими же технологий.

Томас Фридман

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...