Сможет ли Россия стать авианосной супердержавой?

В настоящий момент Россия имеет в своем распоряжении лишь один авианосец — это имеющий многочисленные проблемы "Адмирал Кузнецов"

Сможет ли Россия стать авианосной супердержавой?
Авианосец "Адмирал Кузнецов" Фото из открытых источников

Роберт Фарли

Эксперт по делам национальной безопасности США

В настоящий момент Россия имеет в своем распоряжении лишь один авианосец — это имеющий многочисленные проблемы "Адмирал Кузнецов"

Оригинал на сайте The National Interest

Советский Союз, традиционно считавшийся сухопутной державой, рассматривал вариант создания масштабной морской авиации в течение почти всего периода своего существования, и в конечном итоге руководство страны остановило свой выбор на строительстве гибридных авианосцев. Большие планы по поводу дополнительных кораблей перестали существовать после развала Советского Союза, однако Россия получила в наследство в конце холодной войны один большой авианосец, и он до сих пор находится в строю. Хотя многие проблемы, мешавшие созданию морской авиации в Советском Союзе, продолжают существовать и сегодня, российский военно-морской флот, тем не менее, гордится тем, что имеет в своем распоряжении один из наиболее активных авианосцев в мире.

История российской военно-морской авиации

Советский Союз еще в начале своей истории предпринял несколько попыток для создания авианосцев, однако недостаток ресурсов, а также особенности географии, подчеркивающей важность наземных сил, сделали невозможными серьезные инвестиции. Во время холодной войны первым успехом в области развития морской авиации стали "Москва" и "Ленинград", пара вертолетоносцев, сконструированных, в основном, для ведения противолодочной войны. Эти корабли, отличавшиеся довольно нескладным внешним видом, имели водоизмещение 17 тысяч тонн, их скорость составляла около 30 узлов, и на каждом из них размещались 18 вертолетов.

Корабль "Москва" был принят на вооружение в 1967 году, а "Ленинград" — в 1969 году. На смену "Москве" пришли корабли класса "Киев", которые были намного ближе к авианосцам. Их водоизмещение составляло 45 тысяч тонн (всего было построено 4 таких корабля, которые немного отличались друг от друга по своей конструкции), их скорость составляла 32 узла, а на своем борту они имели 30 летательных аппаратов — вертолеты и истребители вертикального/короткого взлета Як-38.

Все эти корабли были списаны в конце холодной войны. Все корабли класса "Москва" были утилизированы, такая же участь постигла один "Киев", тогда как два других были превращены в музеи в Китае, а еще один - модернизирован и продан Индии ("Викрамадитья"). В 1980-х годах Советский Союз начал строительство двух своих первых настоящих авианосцев, но только один был достроен до развала страны.

Современное состояние авианесущего флота

В настоящий момент Россия имеет в своем распоряжении лишь один авианосец — это имеющий многочисленные проблемы "Адмирал Кузнецов". Он оснащен стартовым трамплином, имеет водоизмещение около 60 тысяч тонн, его скорость, теоретически, составляет 30 узлов, а на его борту в общей сложности могут разместиться около 40 вертолетов и истребителей. "Кузнецов" был принят в состав военно-морского флота в 1990-м году, а его брат долгое время оставался недостроенным и, в конечном итоге, был продан Китаю, получив название "Ляонин". Помимо вертолетов, "Кузнецов" может иметь на своем борту истребители МиГ-29 и истребители-бомбардировщики Су-33. Как и предыдущие российские авианосцы, "Кузнецов" обладает значительно более мощным ракетным вооружением, чем большинство западных кораблей.

К сожалению, многочисленные проблемы авианосца "Адмирал Кузнецов" не позволяют российским военным летчикам сохранять практику и поддерживать эффективность. У этого корабля было много поломок, в том числе возникали серьезные проблемы с двигателем и посадкой самолетов. Многие проблемы были вызваны значительным снижением уровня обслуживания после окончания холодной войны, однако другие сложности явились результатом отсутствия должного опыта работы с платформами такого типа.

Авианосец "Адмирал Кузнецов" Фото из открытых источников

"Адмирал Кузнецов" принимал участие в нескольких престижных походах, однако наиболее заметным оказалось его участие в операции у берегов Сирии в 2016 году. После широко разрекламированного похода в Средиземное море "Кузнецов" в течение двух месяцев принимал участие в боевых операциях. Они носили, скорее, рекламный, чем реальный характер, и, кроме того, "Кузнецов" потерял два самолета (один МиГ-29К и один Су-33). В настоящее время проводится модернизация авианосца "Адмирал Кузнецов".

Новости по теме

Для поддержки "Кузнецова" Россия попыталась приобрести пару французских ударных вертолетоносцев, однако захват и аннексия Крыма заставили Францию отказаться от этой сделки. Эти корабли предполагалось использовать в качестве десантных платформ, а также для борьбы с подводными лодками. Российский военно-морской флот получил бы опыт использования относительно больших и современных в технологическом отношении кораблей. На самом деле эта сделка позволила бы России построить два корабля типа "Мистраль" по французским чертежам на своих собственных верфях, и эта работа была бы весьма полезной для российского кораблестроения.

Стратегическое обоснование

Россия имеет уникальную морскую географию, ее четыре флота, действующие в четырех различных регионах, практически неспособны оказать друг другу взаимную поддержку. В советский период авианосцы оказывали поддержку подводным лодкам с баллистическими ракетами на борту. Они обеспечивали защиту от подводных лодок в тех акваториях, в которых подводные лодки осуществляли патрулирование. Это позволяло авианосцам смещать акцент с ударных возможностей и переносить его на более оборонительные виды вооружений.

В последнее время российский военно-морской флот использовал "Адмирала Кузнецова" как средство оказания влияния и престижа. Вместе с тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий", а также с некоторыми другими кораблями "Кузнецов" представляет собой зримое проявление российской военно-морской силы, что заставляет другие страны принимать в расчет интересы России. Как показал его поход к берегам Сирии, в будущем Россия, возможно, сместит фокус в сторону ударных возможностей для того, чтобы увеличить возможности проекции силы.

Авианосец "Адмирал Кузнецов" Фото из открытых источников

Россия прекратила строительство большего количества авианосцев, чем предполагали другие страны. В 1970-х годах Советский Союз рассматривал возможность строительства атомного авианосца класса "Орел" водоизмещением 72 тысячи тонн, однако вместо этого выбор был сделан в пользу кораблей класса "Киев", а также тех авианосцев, которые впоследствии будут называться "Кузнецов" и "Ляонин". Советы в 1988 году заложили авианосец "Ульяновск" водоизмещением 60 тысяч тонн, однако после окончания холодной войны его строительство прекратилось, и этот недостроенный корабль был разобран на металлолом.

Российские оборонные планировщики часто используют проекты в качестве средства для получения ресурсов, а также для престижа, но не для того, чтобы реализовать какие-то планы и построить нечто конкретное. Экс-президент Дмитрий Медведев заявил о том, что у России к 2025 году будет шесть авианосцев, однако совершенно очевидно, что ничего подобного ожидать не следует.

Однако существует план строительства авианосца проекта 23000Е "Шторм". Речь идет о суперавианосце водоизмещением 100 тысяч тонн, о корабле, располагающем электромагнитной катапультой, а также многими другими современными технологиями. Судя по всему, на его борту будут размещаться истребители МиГ-29, хотя возраст этих самолетов говорит о том, что им нужно найти замену. Однако способность России построить такой корабль в нынешних обстоятельствах вызывает большое сомнение.

Заключение

Авиационные возможности российского военно-морского флота представляются весьма сомнительными. "Кузнецов" — старый корабль. Он находится в плохом состоянии. В ближайшее время не рассматривается создание новых авианосцев. Российский надводный флот не получил достаточного внимания в рамках последнего плана военной модернизации, российская судостроительная промышленность не строила боевых кораблей такого класса и сложности как "Кузнецов" с момента постройки самого "Кузнецова".

Новости по теме

Вместе с тем Кремль, похоже, считает авианосцы важной составляющей международного престижа. Российский военно-морской флот предпринял неимоверные усилия для того, чтобы "Кузнецов" смог принять участие в операции у берегов Сирии, и, несмотря на существующие затруднения, он сегодня подвергается основательной модернизации. Если Кремль решит, что ему нужны авианосцы для того, чтобы не отставать от Франции, Британии, Китая и Индии, то ему тогда нужно будет начать серьезно рассматривать вопрос о том, как построить или приобрести такой корабль. Нельзя исключить того, что Москва может в будущем рассмотреть вопрос о строительстве авианосца на китайских верфях, хотя такой вариант и мог бы показаться резким разворотом. В противном случае России надо будет вскоре начать утверждать график строительства таких кораблей.

Роберт Фарли

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров