Сможет ли Зеленский сбросить "советский пиджак" с Администрации президента

Сможет ли Зеленский сбросить "советский пиджак" с Администрации президента
Из открытых источников

Алексей Буряченко

Политический эксперт

Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются тогда, когда они необходимы.

Конфуций

 

С 1991 года - с тех пор, как Украина провозгласила о своей независимости, - украинский политикум пытался сбросить "советский нафталин" с государственных институтов. Пытались, декларировали, проводили много реформ, но так и не сбросили.

Государственные институты так и продолжают пахнуть советским прошлым, которое не хочет нас никак отпускать. Или мы недостаточно хотим избавиться.

Так и сейчас после очередных выборов президента Украины слышим заявления о переносе Администрации президента.

Вопрос переноса АП с улицы Банковой не нов. Такие инициативы обнародовали и при Ющенко, и в каденцию Порошенко (Ложкин, Шимкив), а заканчивались они фактически ничем. Единственное, чем де-факто ограничились "папередники",  – это освящением кабинетов от "нечистой силы" и коррупции, плюс развешиванием икон...

И этому есть целый ряд совершенно объективных объяснений: от фактора безопасности, стоимости вопроса до возможного уменьшения эффективности работы АП во время и после переезда. Но обо всем по порядку.

С имиджевой точки зрения, такой переезд АП был бы действительно интересным и, возможно, даже эффективным решением, поскольку АП для людей прежде всего ассоциируется с закрытостью, тайнами, кулуарными играми и коррупцией в высших эшелонах власти. Также можно вспомнить, что здание нынешней АП строилось для ЦК КПУ, а я глубоко убежден, что Зеленский ассоциировать себя с КПУ не намерен.

Итак, давайте проанализируем все "за" и "против" такого переезда.

Начнем с преимуществ. Основное и самое главное преимущество изменения места АП является именно имиджевая составляющая. Парадигма примерно такая: новый президент – новые взаимоотношения между ветвями власти – новый формат диалога в целом!

И здесь словосочетание "новый президент" означает не просто "новоизбранный президент" или новое лицо в политике, а именно президент нового времени – постиндустриальный президент, президент информационной эпохи.

Учитывая предвыборную риторику Зеленского и его команды, мы можем сделать вывод, что новоизбранный президент в основу своего политического пути положил именно максимальную публичность и возможность двустороннего открытого общения с людьми. В контексте этого у меня есть большие сомнения, что он будет прятаться за высокими заборами и надежными стенами АП на Банковой.

Помимо того, что он будет пользоваться сетью тайных подземных переходов правительственного портала, по вопросам безопасности связи есть также целый ряд актуальных вопросов. К примеру, кто и когда прокладывал эти провода так называемой защищенной спецсвязи? Спецслужбы, большинство из них еще во времена Советского Союза.

А учитывая это, хотя бы один человек может дать абсолютную гарантию того, что эти линии не прослушиваются самими спецслужбами, а потом не транслируются, например, в РФ? Сомневаюсь. Поэтому вопрос безопасности связи и утечки информации будут стоять перед командой новоизбранного президента в любом случае.

Учитывая вышеупомянутое, можем сделать промежуточный вывод. Смена места пребывания АП – это в любом случае позитив, который позволит оптимизировать работу самой АП и вывести вопросы безопасности, в том числе информационной, на качественно новый уровень. Да и существенное уменьшение количества правительственных кортежей киевляне воспримут однозначно положительно.

Теперь насчет минусов. Возможный перенос АП из здания на Банковой будет нести за собой целый ряд как простых неудобств, так и совершенно объективных последствий.

Первое и основное, как по мне, это риск блокировки со стороны работников самой АП. Так, учитывая положения КЗоТ, при существенном изменении условий труда со стороны работодателя работник об этом должен быть предупрежден за два месяца, и это решение должно быть принято соответствующей профсоюзной организацией.

То есть быстрая смена кадров и оптимизация аппарата АП может быть осложнена совершенно объективными бюрократическими процессами. И более того, хватит ли политической воли новоизбранному президенту начинать свою работу на посту с кадровых сокращений своей же администрации - большой вопрос...

Во-вторых, это финансовая составляющая вопроса. При любом изменении расположения АП с ее текущей кадровой нагрузкой нужно или строить "с нуля" маленький городок (в Киеве или за его пределами), или переносить АП в уже действующие здания, к примеру в Мариинский дворец и здания Минздрава, что рядом, как предлагал в свое время Ющенко.

В любом случае это действие является достаточно сложным финансово, учитывая, что бюджет 2019 года давно принят и не содержит такой статьи расходов. 

Конечно, можно привлекать инвесторов, проводить соответствующие тендеры и решить эти вопросы. Но тот, кто имел дело с тендерами, прекрасно понимают, что быстро эти вопросы не решаются. Можно прогнозировать, учитывая юридические аспекты дела, если все же Зеленский пойдет по этому пути, то работы по реконструкции действующих помещений, по строительству новых начнутся не раньше середины 2020 года.

В-третьих, целый ряд специалистов говорят и о факторе безопасности, в том числе и в случае нанесения ядерного удара, поскольку внутренние (подземные) коммуникации правительственного квартала позволяют продолжать работу руководства страны даже в самые "темные времена".

Угроза действительно существенная, но, по моему мнению, не менее важной угрозой является тотальная миграция трудоспособной части населения Украины из-за тотальной бедности, отсутствия достойной оплаты труда и высоких цен (в том числе тарифов). Встает вопрос: нам нужно суперзащищенное здание АП и президент в бункере или качественно новая политика президента с открытой, прозрачной работой АП?

Смена места АП – это не быстрая победа, это надежда на изменения в государстве, как и выбор людьми Зеленского! Поэтому только с помощью публичного диалога новоизбранный президент Украины сможет решить этот сложный, но ценностно важный вопрос нового формата взаимоотношений общества и власти.

И еще несколько концептуально важных вопросов. Администрация президента в постсоветских странах всегда играла ключевую роль во взаимоотношениях всех ветвей власти, хотя с точки зрения ведущих мировых практик и учитывая принцип "сдерживания и противовесов", это ей совершенно не свойственно.

Нынешняя АП имеет рычаги прямого и опосредованного влияния на все ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную). Более того, она еще имеет влияние на прокуратуру, роль которой - быть независимым органом-арбитром. 

Такое положение вещей дает много соблазнов для узурпации власти президентом, ведь его реальные полномочия на сегодня значительно выходят за пределы полномочий, предусмотренных Конституцией Украины.

Все имеет свои последствия, и следствием такого "крена" полномочий в сторону АП является фактическое отсутствие в стране идеологических партий не лидерского типа, а как следующее последствие - засилье однодневных политических проектов и политическое кладбище для более 300 партий.

Ведь все прекрасно понимают, что принадлежность к "президентской" партии предоставляет очень много разнообразных политических и финансовых возможностей, а оппозиционность в политике становится просто игрой за "часть пирога" и сферы влияния. Поэтому ни на местах, ни под куполом ВРУ между депутатами нет существенных идеологических отличий, кроме названий политических проектов, которые они представляют.

Учитывая это лирически-прагматическое отступление, не забываем, что АП это не просто один из государственных институтов Украины. Это институт, который задает тон украинскому политикуму, отражает философию украинской государственности.

И если мы уже даже в Конституции задекларировали о европейском пути Украины, то, возможно, действительно нужно не пытаться, а наконец сбросить "советский пиджак" с государственных институтов. То почему не начать с АП?

Новости по теме

Заменить название: вместо Администрации президента Украины -  Секретариат президента Украины.  

Это несложное и быстрое действие позволит изменить психологию работников АП и других политических субъектов, от контролирующего и всевластного органа до структуры, которая обслуживает президента Украины в рамках его конституционных полномочий. И не более.

А должность руководителя секретариата, согласитесь, не вызывает таких властных ассоциаций, как руководитель Администрации президента Украины.

Использовать современную практику фронт- и бэк-офиса.

Это даст возможность эффективно распределить обязанности и максимально оптимизировать численность АП. Фронт-офис – для работы с так называемым "внешним полем", а бэк-офис - для выполнения исключительно технической и аналитической работы, без возможности самостоятельного непосредственного контакта с "внешним полем".

Эта концепция уже достаточно давно успешно используется по всему миру, а в Украине частично применена в работе ЦПАУ. Модель зарекомендовала себя как эффективная, с четким распределением ролей и минимизацией коррупционных рисков.

Начать традицию когда президент проживает или непосредственно в Администрации, или в специальной резиденции на ее территории. Такой принцип "служения" президента успешно действует от США (Белый Дом) до Германии и Португалии.

Более того, в сочетании с моделью использования бэк-офиса это в значительной степени уменьшит нагрузку на фронт-офис, в котором и будет постоянно находиться президент. Уменьшение коррупционной составляющей и повышение уровня публичности и открытости АП – это та цель, к которой должен идти новоизбранный президент несмотря на все технические сложности! 

Главное – бездарно не профукать такой большой кредит доверия украинцев и надежду на позитивные изменения в государстве, понимая даже, что они будут не такими быстрыми, как бы того хотелось. 

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>