Создание Бюро финрасследований: Что не так с новым законопроектом

Создание Бюро финрасследований: Что не так с новым законопроектом
Из открытых источников

Вячеслав Черкашин

Старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической трансформации

Оригинал на странице Вячеслава Черкашина в Facebook

Многолетний процесс ликвидации налоговой милиции пополнился новым историческим штрихом: в парламенте очередная (четвертая с 2016 года) версия правоохранительного органа по борьбе с экономической преступностью (законопроект № 1208, поданный представителем партии "Слуга народа").

Несмотря на обещание нынешнего секретаря СНБО о креативном названии нового государственного органа, культурного шока не получилось, и новый орган приобрел почти затасканное НАБУ и ГБР название Бюро финансовых расследований (сокращенно БФР).

Справедливости ради следует сказать, что оппозиция также проявляет гиперактивность в этом вопросе: ею с опережением и вдогонку подано сразу два проекта (1184 и альтернативный 1208-1). Хотя очевидным является то, что предпочтение Зе-большинства под куполом ВР получит родственный им проект № 1208. Его и проанализируем.

Проект не является совершенно новым. Большинство норм экспроприировано из преданного забвению предыдущим гарантом Конституции законопроекта о Службе финансовых расследований версии 2016 года, разработанного в недрах Министерства финансов.

Именно оттуда взяты опции:

1. Подчиненность БФР правительству и кураторство над ним министра финансов.

2. Блок принципов деятельности и процедур работы. В частности, с целью формирования аналитической составляющей предусмотрен доступ практически ко всем информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, владельцем которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, включая информацию от банков об операциях, счетах и вкладах физических и юридических лиц.

3. Структура, состоящая из центрального аппарата, территориальных управлений (не более 7) и возможностью вхождения в систему бюро тренировочных центров и центров повышения квалификации.

4. Права нового органа, представляющие классический набор для правоохранительной системы: полицейские функции и оперативно-разыскные мероприятия (от слежки с помощью специальных технических приспособлений и института "стукачей" до проникновения в жилые помещения и использования огнестрельного оружия).

Исключением для создания имиджа демилитаризации является отсутствие у БФР своей силовой поддержки. Физическая защита будет предоставляться Национальной полицией.

В свое время фантаст Рэй Брэдбери писал в своем классическом для жанра произведении "Вино из одуванчиков", что "мелкие радости куда важнее крупных". А посему перейдем от крупных позитивов к мелким "радостям", которых немало.

Новости по теме

Во-первых, делается робкая попытка отказа от прозрачных процедур назначения руководителя (его заместителей) БФР. Вместо открытого конкурса (по аналогии, например, для руководителей бюро расследований - ст. 11 закона 794) или Национального антикоррупционного бюро - ст. 7 закона 1698) в закон вносится имитация – так называемый консультативный конкурс с непонятным содержанием и процедурами проведения.

Пожалуй, новая власть считает чрезмерным нынешний уровень контроля общества за деятельностью правоохранительных органов и пробует его "улучшить". Это не делает им чести.

Во-вторых, не совсем понятен отход авторов проекта от принципов "некарательности" нового органа, его "малочисленности, компенсируемой профессионализмом и аналитической работой". Норма законодательного ограничения численности БФР исчезла (хотя предыдущие проекты ее содержали в рамках не более 2500–3500 сотрудников), а функция отдана на откуп правительству.

Все-таки с целью увеличения доверия бизнес-сообщества эту норму обязательно нужно восстановить. Это станет предохранителем того, что бюро не продолжит "традиции" касательно массового открытия уголовных производств без судебной перспективы с целью давления на "белый" бизнес.

В-третьих, подследственность бюро (в сравнении с налоговой милицией) прирастает сразу 14 статьями Уголовного кодекса, что, несомненно, создает угрозу "парализации" работы нового правоохранительного органа, смещения акцентов его деятельности.

Вместо больших экономических преступлений и негодяев детективы бюро вынуждены будут заниматься мелкими преступлениями вроде разглашения коммерческой (банковской) тайны или подделкой финансовых документов (последнее тоже важно, но приоритеты другие). Перечень однозначно нужно пересматривать и максимально сужать.

В четвертых, законопроект, в отличие от установившейся законодательной практики последних лет (по ГБР и НАБУ пп. 4-7 ст. 20 закона 794 и пп. 4-8 ст. 23 закона 1698 соответственно), не устанавливает размер должностных окладов и дополнительных выплат для сотрудников бюро.

Такое решение означает одно: зарплаты будут, как минимум, не сравнимы с зарплатами коллег из НАБУ и ГБР, а как максимум – не рыночные и низкие. Это делает риски непривлечения на службу новых высокопрофессиональных специалистов из частного сектора очень высокими, а это обстоятельство в свою очередь говорит о том, что в новую структуру придут старые кадры.

И напоследок - главное. Проектом № 1208 так и не решена ключевая задача - концентрация функций борьбы с экономической преступностью в едином государственном органе. Это позволило бы услышать вздох облегчения из уст украинских бизнесменов и иностранных инвесторов и наконец-то устранить дублирование функций в сфере борьбы с экономическими преступлениями (дилемма с двумя подразделениями СБУ "кошмарящими" бизнес остается актуальной).

Понимая, что не бывает великих дел без великих препятствий, тешу себя надеждой, что вопреки большим скоростям принятия законов, аргументы будут Зе-командой услышаны, а соответствующие правки будут внесены еще перед первым чтением. Ведь Украина и украинцы достойны хорошего, качественного, прозрачного закона о Бюро финансовых расследований.

Вячеслав Черкашин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>