Спаянные одной цепью: Нелегкие будни парламентского большинства

Лилия Брудницкая, парламентский обозреватель

Спаянные одной цепью: Нелегкие будни парламентского большинства
112.ua

Лилия Брудницкая

Парламентский обозреватель

Лилия Брудницкая, парламентский обозреватель

Верховная Рада в четверг, 11 декабря, стала местом любопытного события, а именно – рождения "сиамских близнецов". Политических, конечно. Альянсами, самыми причудливыми, нас не удивишь. Но на сей раз в экстазе слились коалиция и правительство. Что из этого следует?

Ровным счетом ничего. На первый взгляд. Мало ли какие договоренности у нас нарушались, и эта тоже в ряду прочих. Однако есть несколько нюансов, которые позволяют сделать вывод: нынешний альянс обещает быть, как минимум, своеобразным.

Новости по теме

Во-первых, потому, что предпринята попытка спаять правительство и коалицию. Во-вторых, по той причине, что базисом для нового союза будут не столько идеологические постулаты, сколько деньги. Именно эта бинарная конструкция будет обеспечивать стабильность работы парламента 8 созыва.

Между прочим, во вторник, 9 декабря, казалось, депутатский корпус загнал себя в тупик. Первая блокада, первая попытка драки, явный и видимый раскол в коалиции. Напомню, что инициатором всплеска эмоций стала фракция Радикальной партии, лидер которой, Олег Ляшко, потребовал переголосовать постановление об избрании руководства комитетами. На глазах у миллионов избирателей (кто смотрит прямую трансляцию) в коалиции выделились два крыла: радикальное и умеренное. Радикальное крыло, понятно, с базисом в виде РП и осторожной, но не отказывающей себе в удовольствии "куснуть" партнеров "Самопомощью", и умеренная мегафракция "Блок Петра Порошенко". Колеблющиеся представлены "Батькивщиной" и "Народным фронтом".

В ситуации с требованием вывести из руководства комитетами тех депутатов, которые голосовали за законы 16 января (так называемые "драконовские"), Олег Ляшко и его соратники действовали наверняка. Силовое ядро парламентской коалиции вряд ли смогло бы возражать против аргумента "эти законы привели к кровопролитию", следовательно, "на руках этих депутатов - кровь". В то же время умеренные коалицианты апеллировали к тому, что в ЕС вряд ли одобрят то, что, при большом желании, можно назвать "политическими репрессиями".

Новости по теме

Во вторник вечером возникли слухи, что вопрос о переделе парламентских комитетов вроде бы предварительно решен. Причем пакет договоренностей расширен. По непроверенной информации, радикалам удалось разменять комитеты на поддержку Программы действий правительства. Сведения могут быть достоверными, поскольку во вторник же днем именно "Народный фронт" оказал скромную, но существенную поддержку инициативам Олега Ляшко. Только после самоопределения "НФ", усмотревшего в радикальном кульбите массу новых возможностей, проект постановления Олега Ляшко смог получить высокие шансы на принятие. И, в результате, был принят.

Почему соратникам Арсения Яценюка это выгодно? Дело в том, что проект Программы действий правительства был воспринят депутатским корпусом, мягко говоря, неоднозначно. И это можно было легко предугадать. Даже прочтения этого труда "по диагонали"  было достаточно, чтобы предположить: депутаты выскажут свои претензии "по полной". И небезосновательно, так как Программа получилась поверхностной и подозрительно напоминала пересказ Коалиционного соглашения. "В жизни нет ничего совершенного, ничего перфект", - философствовал сразу на двух языках премьер Арсений Яценюк в четверг, представляя детище "одной ночи" в парламенте. Он не стал скрывать ни своей издерганности, ни того, что, по сути, "слепил" Программу за одну ночь, самолично отредактировав "блоки". Интрига с переделом комитетов давала пропремьерским силам в парламенте тактическое преимущество, так как обеспечивала наличие 226 голосов "за". Тактическое преимущество может перерасти и в стратегическое. Ведь Арсений Яценюк, получив иммунитет на один год, нанес серьезнейший удар по пропрезидентской мегафракции в Верховной Раде. И потребуется вся мощь Петра Порошенко, чтобы минимизировать негативные эффекты. Почему?

Новости по теме

Судя по тем яростным выступлениям, которыми отличились в зале депутаты от "Оппозиционного блока", и особенно от групп "Экономразвитие" и "Воля народа", определенные точки соприкосновения между ними и фракцией "БПП" быть могли. Допустим, существовали и некие туманные договоренности. Какими бы они ни были, эти полунамеки, полусоглашательства сорваны и развеяны в прах. Впрочем, "Народный фронт" не был уверен в успехе инициативы, отчего в атаку пошел первый вице-спикер Андрей Парубий, начавший выступление минутой молчания, а также Олег Ляшко с эффектным аргументом  "ваши комитеты – на кладбищах". Порошенковцам некуда было деваться.

Нельзя сказать, что мегафракция имени президента была от этого в восторге. Об этом говорит скандал с Олесем Довгим, который, правда, пытался играть роль бедного ягненочка и кристально честного политика, но его дебют в парламенте с треском провалился. При этом координатор коалиции Юрий Луценко по завершению четверговой пленарной работы излучал странный оптимизм, дескать, на то и партнеры, чтобы дискутировать. Не исключено, изгнанные депутаты, поразмыслив, пришли к выводу, что все к лучшему: скоро в стране социальная напряженность достигнет пика, тогда-то и "рванем". Господин Клюев в кулуарах увлеченно повествовал о правительстве, которое собирается формировать оппозиция. Что же по поводу БПП, случай с "Лесиком" многозначен: это и попытка отыграться, и намек на некие договоренности между другими фракциями коалиции и Довгим, и "пристрелка" на будущее. Согласитесь, когда фракция БПП блокирует трибуну, требуя у собственного выдвиженца в спикеры переголосования, а тот отказывает, - как говорится, скверный анекдот.

Теперь вернемся к альянсу "коалиция - правительство". Дело в том, что без механики скрытого противостояния в парламентском большинстве сложно разобраться в подоплеке всего того, что происходило вокруг Программы действий правительства.

По первым заявлениям министра финансов и министра экономразвития можно смело делать вывод, что настоящую Программу будут нам писать внешние доноры. Яценюк не стал скрывать, что "ведет дискуссии". Для усиления позиций украинской стороны в этих переговорах необходимо явить единство. Но поскольку у нас не привыкли что-то демонстрировать "за" просто так", возникла идея поторговаться. И, помимо прочего, выговорить свои интересы, кто что лоббирует. Так возникла идея внести Коалиционное соглашение (КС) частью Программы действий правительства.

Несомненно, этот ответный ход БПП можно назвать удачным. Именно пропрезидентская партия первой огласила многостраничный документ. Введя его обязательной и неотъемлемой частью в Программу действий правительства на 2015 год, БПП одним махом берет реванш за поражение на ниве распределения парламентских комитетов. Потому что КС, помимо прочего, предусматривает широкие полномочия для Совета Коалиции, причем и контроль за деятельностью правительства в том числе. Жертва Арсения Яценюка президенту в виде темы децентрализации, судя по всему, особого восторга не вызвала, как и статус КС - "дополнение", предлагавшийся изначально по требованию коалиции.

После голосования по Программе действий правительства Арсений Яценюк существенно ограничен в маневрах Коалиционным соглашением, но и Петр Порошенко с соратниками "привязаны" к эффективности работы Кабмина. Впрочем, тут немалое пространство для маневра и у одного, и у другого. Единственная проблема – кредиторы, которые требуют стабильности хотя бы в парламенте. На какое-то время система "матрешки", по которой сейчас будет функционировать коалиция, когда основная борьба разворачивается внутри ПБ, действительно стабилизирует ситуацию в парламенте.

Вопрос в том, сумеет ли такая система стабилизировать ситуацию в стране?

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>