Спор Коболева и Гройсмана: А мы до сих пор не знаем, какой будет цена на газ с 1 мая

Между премьером Владимиром Гройсманом и главой НАК "Нафтогаз Украины" Андреем Коболевым разразился очередной спор из-за цены на газ для населения. НАК требует отменить ПСО и фиксированную цену на голубое топливо, а Кабмин хочет, чтобы "Нафтогаз" просто снизил цену. При этом непонятен механизм ценообразования и неясно, какой же будет цена на газ с 1 мая

Спор Коболева и Гройсмана: А мы до сих пор не знаем, какой будет цена на газ с 1 мая
"Фокус"

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

Между премьером Владимиром Гройсманом и главой НАК "Нафтогаз Украины" Андреем Коболевым разразился очередной спор из-за цены на газ для населения. НАК требует отменить ПСО и фиксированную цену на голубое топливо, а Кабмин хочет, чтобы "Нафтогаз" просто снизил цену. При этом непонятен механизм ценообразования и неясно, какой же будет цена на газ с 1 мая

Спор из-за цены на газ для населения между премьером Владимиром Гройсманом и главой НАК "Нафтогаз Украины" Андреем Коболевым не нов. Если премьер ведет политику с прицелом на осенние выборы в парламент, то глава НАК беспокоится только за вверенную ему компанию и личные амбиции.

Саму суть спора, если отбросить сложные юридические формулировки, понять более чем просто. МВФ и Мировое энергетическое сообщество последние годы безуспешно добивались от украинского Кабмина отказа от регулирования цен на газ для населения и уравнивания цены с рыночной. Эту позицию разделял Коболев. Однако с учетом того, что цена на мировом рынке была высокой, а неизбежное повышение тарифов на тепло грозило действующей власти серьезной потерей электоральной поддержки и давало козыри в руки ее противников, правительство категорически отказывалось идти на такой шаг.

В ноябре 2018 года под давлением МВФ и Мирового энергетического сообщества правительство согласилось на компромиссный вариант: в постановлении № 867 была заложена формула, согласно которой с 1 ноября 2018 года по 31 декабря 2019 года цена на газ, поставляемый по ПСО, рассчитывалась согласно формуле: Ц = (Цбаз х Кд), где Цбаз – средняя арифметическая цена продажи природного газа НАК "Нафтогаз Украины" для промышленных потребителей при условии предварительной оплаты до периода поставки газа, которая действовала с 1 июля по 30 сентября (8981 грн за 1 тыс. куб. м согласно прейскуранту на природный газ из ресурсов "Нафотогаза Украины"), а Кд – коэффициент дисконта, который составляет 0,6943 для расчета цены природного газа с 1 ноября 2018 года и 0,8 – для расчеты цены природного газа с 1 мая 2019 года.

Новости по теме

Однако уже в конце зимы стало ясно, что правительство ошиблось в своих расчетах: цена на газ на мировых рынках резко упала, и получалось, что при применении действующей формулы населению пришлось бы платить за газ даже больше, чем промышленным потребителям. Об этом говорится и в сегодняшнем сообщении "Нафтогаза": рыночная цена газа на май, опубликованная по состоянию на 16 апреля Украинской энергетической биржей, составляет 6800 грн за 1 тыс. куб м, тогда как согласно заложенной в постановлении № 867 формуле, с 1 мая для населения стоимость должна вырасти на 15%, до 7184,8 грн за 1 тыс. куб. м без учета НДС и затрат на транспортировку и распределение (с ними - более 8 тыс. грн).

Правительство подстраховалось заранее и еще 3 апреля приняло постановление № 293, согласно которому устранялся коэффициент, цена привязывалась к рыночной, но при этом предполагалось установление верхней границы, выше которой газ для населения продаваться не мог. То есть либерализация, только наполовину. Главной интригой этого документа было то, что так до конца и не было ясно, согласилось ли правительство разрушить монополию газсбытов, которая закреплена и постановлением № 867, а второй момент – было непонятно, по какой же цене теперь "Нафтогаз" будет продавать газ для населения с 1 мая. Примечательно, что до сегодня и НАК, и газсбыты от комментариев воздерживались. В одном из крупнейших объединений газсбытов 112.ua неофициально сообщили, что отправили письмо в "Нафтогаз" с просьбой дать им разъяснения, как следует действовать с учетом положения нового постановления. В "Нафтогазе" упорно отмалчивались под предлогом, что, мол, их юристы также изучают документ и ищут ответ на этот вопрос.

Новости по теме

Сегодня, за четыре дня до второго тура президентских выборов, выяснилось, что юристы "Нафтогаза" нашли ответ, но, правда, несколько неожиданный! Они пришли к выводу, что с учетом "прямого действия статей 8 и 19 Конституции Украины постановление № 293 не может считаться таким, которое отменяет обязательство ПСО, возложенные на НАК постановлением № 867". Компания лишена возможностей применить нормы этого документа. На этом основании она потребовала внести изменения либо в само постановление № 867, либо же и вовсе отменить его. В сообщении пресс-службы НАК отмечается, что подобное обращение "Нафтогаз" отправил в Кабмин еще 9 апреля. Очень красивая многоходовочка. Получается, если Кабмин не выполнит требований, которых добивался Коболев (отмена регулирования цены на газ для населения и разрушение монополии газсбытов), "Нафтогазу"не останется ничего, кроме как на законных основаниях поднять с 1 мая цену на газ для населения, поумерив амбиции Гройсмана.

Премьер в свою очередь пригрозил Коболеву отставкой, если цена не уменьшится. Одновременно Минэнергоугля выступило с заявлением своих юристов, которые по факту заявили, что разработанное их Министерством постановление № 293 правомерно, а в отмене постановления № 867 нет необходимости.

То есть мы до сих пор не знаем, что будет с ценой на газ с 1 мая. Возможно, больше информации мы получим после президентских выборов и новой конфигурации власти, если такая произойдет. Похоже, в этом споре все решит то, кто из чиновников – Коболев или Гройсман – сможет сохранить пост после 21 апреля.  

Елена Голубева

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>