"Стекло": Супергерои на грани нервного срыва

Новая попытка М. Найт Шьямалана пофилософствовать на тему супергероики большим успехом не увенчалась, но и откровенным провалом ее назвать тоже нельзя

"Стекло": Супергерои на грани нервного срыва
Плакат фильма "Стекло" B&H/Universal pictures

Татьяна Ахапкина

Журналист

Новая попытка М. Найт Шьямалана пофилософствовать на тему супергероики большим успехом не увенчалась, но и откровенным провалом ее назвать тоже нельзя

Спустя почти 20 лет после успешного "Неуязвимого" и всего три после нашумевшего "Сплита" на широкие экраны вышел их кроссовер – фантастическо-психологический триллер "Стекло". Он сплел в единое полотно истории героев обеих картин и попытался возвыситься над жанром комикса, используя его устоявшиеся каноны и одновременно переосмысливая их.

Событийно "Стекло" следует за "Сплитом" и переносит нас в настоящее, в котором Кевин Крамб, страдающий множественным расстройством личности (Джеймс МакЭвой), продолжает наводить страх на город, массово похищая девочек-подростков. Он хочет принести в жертву тех, кто еще не успел познать боль, а потому, очевидно, и права на жизнь не заслужил.

Исповедует столь категоричную идеологию Зверь – почти что юбилейный 24-й обитатель головы Кевина, отличающийся от других выраженным физическим превосходством и, более того, наделенный способностью перемещаться по стенам и потолкам столь же легко, как по земле. Остальные личности парня рьяно его поддерживают, а те, кто нет, просто отсиживаются в сторонке.

Плакат фильма "Стекло" B&H/Universal pictures

Поймать необычного преступника пробует Дэвид Данн, заметно подуставший супергерой, также обладающий недюжинной силой, но предпочитающий держать это в тайне (Брюс Уиллис).

В какой-то момент он оказывается предельно близок к своей цели, однако сталкивается с неожиданным препятствием – оба героя становятся узниками психиатрической лечебницы, в которой милая и показательно участливая доктор Стейпл (Сара Полсон) пытается перевернуть их мир с ног на голову, уверив в ложности их убеждений.

Компанию озвученным пациентам в клинике составляет еще один знакомый по "Неуязвимому" персонаж – Элайджа Прайс, он же мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон). Свое прозвище тот получил из-за чрезмерной хрупкости костей, спровоцированной редкой болезнью и вызывающей переломы при небольшом, даже самом несущественном внешнем воздействии.

Он, собственно, и помог когда-то Дэвиду раскрыть супергеройский потенциал и принять нового себя, однако ценой тому стали многочисленные человеческие жертвы. За это Стекло поплатился свободой, а вследствие слишком усердного лечения еще и способностью ясно мыслить.

Последний факт, впрочем, озвучивается и так же стремительно развеивается трейлером новинки, явно дающим понять, что каждый член супертроицы оказался на своем месте не случайно.

Многие западные критики уже успели поиронизировать на тему явно завышенных и стремительно разбитых амбиций "Стекла". В большей степени они ругали фильм за путанность (и при этом некоторую очевидность) сюжета, отмечая также запоздалость его выхода.

И с этим можно согласиться: на фоне той революции, которую за последние два десятилетия пережило комикс-кино, новинка не выглядит таким уж откровением. Стремление Шьямалана возвыситься над жанром, пересобрав его на свой лад никак не укладывается в дух времени.

Первая такая попытка, пришедшаяся на 2000-й год, предвосхитила надвигающийся супергеройский бум, но все равно оказалась успешной. Изложенная в ней мысль о том, что сверхчеловеком, по сути, может стать каждый, получила цельную и захватывающую реализацию. Умноженная к тому же на возрастной кризис главного героя и выдержанную до конца интригу, она сумела получить хорошие рецензии и кассу.

Плакат фильма "Стекло" B&H/Universal pictures

"Сплит", в свою очередь, предложил самостоятельную историю, поведавшую о человеке с расщеплением личности и связанную с "Неуязвимым" лишь несколькосекундным упоминанием в самом конце. Предложенная альтернатива биографии Билли Миллигана, в действительности страдающего от этого недуга, вышла иной идеологически и стилистически, но не менее удачной.

Подобная разноплановость исходных сюжетов и их подачи, собственно, и вызвала некоторые опасения, которые, как показал итог, в чем-то оказались оправданными. "Стекло" попыталось уместить в себе слишком многое, но сделало это недостаточно искусно. Психологическая драма в нем чередуется одновременно с экшеном, анализом комиксного жанра и философской дуальностью добра и зла, а временами заигрывает еще и с социальными подтекстами. И хотя в чем-то они гармонично соприкасаются, в большинстве случаев – конфликтуют.

Аналогично неоднозначную реакцию вызывают некоторые сценарные решения. Кроме того, что выраженные три акта "Стекла" можно разделить на отдельные произведения и при этом почти ничего не лишиться, второй из них – связанный с психиатрической лечебницей и получивший максимальное внимание в промо – смотрится как наиболее увлекательный и разочаровывающий одновременно.

В нем Шьямалан разубеждает зрителя и самих героев в том, что по первым фильмам давно стало очевидным. И, конечно, не будь той предыстории, сомнение в сверхъестественной природе сил персонажей могла бы стать ключевой интригой картины, но, к сожалению, этого удовольствия мы оказались лишены.

Плакат фильма "Стекло" B&H/Universal pictures

Вкупе такой подход вызывает ощущение неоднородности и некоей искусственности происходящего, которое, впрочем, режиссер уверенно перекрывает другими картами. В первую очередь – смысловыми, стилистическими и актерскими.

Так, "Стекло" предлагает углубленный экскурс в сознания всех главных героев и дает достаточно экранного времени их исполнителям, чтобы в полной мере себя проявить. Психологическая надломленность неуязвимого Дэвида Данна, затаившееся коварство отнюдь не такого прозрачного, как стекло, Элайджи Прайса и две дюжины наконец-то раскрывшихся личностей Кевина Крамба – способны долго удерживать внимание и сами по себе стоят того, чтобы на них посмотреть.

Не меньшей выразительностью характеризуется и режиссерская манера Шьямалана, включающая в себя далекие от мейнстрима ходы и тщательную проработку визуальной составляющей. И хотя в этот раз он слишком увлекся сюжетными твистами и переосмысливанием комикса, пропустить "Стекло" стоит разве что тем, кто ждет от него сугубо развлекательно-адреналинового экшена. Остальным все же стоит пойти.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>