banner banner banner

Страсти вокруг газа, или Почему не стоит спекулировать на цене

Страсти вокруг газа, или Почему не стоит спекулировать на цене
Фото из открытых источников

Виктор Пинзеник

Экс-народный депутат Украины

Оригинал на странице Виктора Пинзеника в Facebook

Возможно, кое-кто хотел бы услышать от меня: "Никакого повышения цен на газ. Газ должен раздаваться бесплатно" или "IMF, get away! Убирайся с Украины и не навязывай нам ценовых решений!"

Но я не скажу ни первого, ни второго.

Во-первых. А сколько мы платили за газ до последнего повышения? Если кто-то считает, что 7 тыс. грн (округляю) за тысячу кубометров, то это не более чем за красивую, сладкую, но иллюзию. Мы всегда платили и платим за газ реальную цену. И когда это было 450 долларов, и когда это 304 доллара (в сентябре 2018 г. на границе). Просто мы платили и продолжаем платить вторую часть стоимости такими болотистыми окольными путями, что только чертям там хорошо живется. Потому что там есть и невидимая часть цены, которую, мы почему-то считаем, платит кто-то другой, но не мы.

Новости по теме

И это далеко не так. Невидимую часть оплаты делает бюджет. Иногда видеть и понимать это легче, потому что это происходит прямо. Часто это происходит сложнее – через доходы публичной компании "Нафтогаз Украины", которые все равно завязаны на бюджет. Потому что публичная, как и бюджет, принадлежит всем нам, украинской общине. Стоит вспомнить в связи с этим 104 млрд грн наших денег, которые пришлось уплатить в бюджет компании в 2015 г. И это "грехи" не только этого года, но и многих предыдущих лет.

В наших головах никак не может зацепиться мысль, что бюджет формируется только из нашего кармана. Мы почему-то думаем, что это происходит только посредством подоходного налога. А это далеко не единственный канал. Исключительным плательщиком такого источника казны, как НДС (и не только), является карман граждан. Потому что это – специальная надбавка к цене конкретного товара. А нет подобных мыслей в наших головах, видимо, потому что когда платим за хлеб, мы понимаем, что оплачиваем. Но оплачивая дополнительно НДС при покупке хлеба, мы не знаем, за что платим – за оборону, образование, медицину или за тот же газ, потому что деньги попадают сначала в общую бочку, которая зовется бюджетом.

Таким образом, мы всегда платили, платим и будем сполна платить за газ. Просто одну часть мы платим сами, а вторую – совместно, общиной. В конечном счете мы платим за газ даже больше, чем так называемая рыночная цена покупки, потому что в тихом омуте черти хорошо пируют.

Новости по теме

Во-вторых. Оправдана ли система многоканальной оплаты за газ? Или поставим вопрос в другой плоскости. А именно: должны ли мы с нашей общей бочки поддерживать всех или только тех, кому тяжелее? У меня никогда не было раздвоения личности. Я понимаю политику, когда поддерживают именно самых бедных. Когда же это делают посредством цены, то деньги попадают в карманы тех, у кого годовая оплата газа – это один поход в ресторан. Более того, преимущество как раз получают те, кто больше потребляет газа. А это не самые бедные. Уникальный вариант социальной политики. Может, сходим в церковь и вспомним, кого из ближних надо поддержать, кому помогать?

В-третьих. Наличие двух цен на газ, что отличаются почти на 4 тыс. грн за тысячу кубометров, – это клондайк для злоупотреблений и коррупции. Достаточно, чтобы дешевый газ попал туда, где должны были бы платить значительно более высокую цену. Учет у нас – лучше не бывает. Или мы верим в честных чиновников, которые ежедневно и ежечасно будут контролировать денежно-газовые потоки, убивая в зародыше соблазн спокойно смотреть, как рядом рекой текут чьи-то деньги (ибо мы никак не хотим принять бюджет как свой, а не чей-то, чужой)?

В-четвертых. Поставка газа для населения, производителям тепла и горячей воды сегодня монополизирована, его продажу осуществляет одна компания. А этот рынок должен стать конкурентным. И потребители должны получить возможность выбирать поставщика, того, кто предлагает лучшие условия. Это невозможно сделать, когда действуют различные правила формирования цен. Из необходимости формирования конкурентного рынка вытекает и потребность в монетизации субсидии.

Два заключительных момента.

Первый. Очень важно задействовать хорошо работающую систему поддержки беднейших, оперативно реагируя на возникающие сбои.

Второй. Украинский газ. При существующих решениях доходы добывающих компаний просто неприличны. Ими могли бы поделиться с обществом. И не в тех размерах, в которых это происходит сейчас. В секторе генерируется доход, который достаточен и для масштабных инвестиций в газодобычу и для значительно больших поступлений в украинскую казну. Не раз поднимал эту проблему на разных уровнях. Меня не слышат.

И напоследок. Зачем я все это пишу? Может лучше вернуться к: "Go home, IMF". Как просто и понятно, в отличие от моих, возможно, не таких уж и простых объяснений. Многим это простое "убирайтесь" понравится. И главное - мозги не надо напрягать.

Но так разговаривают с электоратом. Я разговариваю с гражданами.

Виктор Пинзеник

Редакция может не разделять мнение автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомитесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>