Страсти вокруг Одесского художественного музея: как со скандалом выбирают нового директора

На должность претендуют нынешний глава музея Виталий Абрамов и известный художник Александр Ройтбурд

Страсти вокруг Одесского художественного музея: как со скандалом выбирают нового директора
Одесский художественный музей Wikipedia

Александр Топилов

Журналист, писатель, музыкант

На должность претендуют нынешний глава музея Виталий Абрамов и известный художник Александр Ройтбурд

В Одессе все друг друга знают. Все друг с другом когда-то где-то выпивали, общались, ругались, мирились и снова в честь этого выпивали. Особенно, если речь идет о творцах. Художники, музыканты, поэты, писатели – все они вышли из одной среды, все они так или иначе пересекались друг с другом. Как, например, художник Александр Ройтбурд с историком, исследователем искусства и музейщиком Виталием Абрамовым, которые знакомы около 30 лет. Именно они и были главными, а впоследствии и единственными претендентами на место директора Одесского художественного музея. Скандальный конкурс прошел на прошлой неделе и закончился победой Александра Ройтбурда.

Как проходил отбор

Конкурс состоял из двух этапов. В состав комиссии вошли 9 человек во главе со Светланой Остаповой – директором Муниципального музея личных коллекций им А.В. Блещунова. Первый этап прошел в небольшом кабинете Одесской облгосадминистрации. И главным его решением стало, что должен быть второй этап, через день после того, как комиссия ознакомится с программами кандидатов.

Виталий Абрамов работает в Одесском художественном музее с 1970 года, последние 5 лет – в должности директора. Его программа была насыщена деталями и подробностями. Как отметила впоследствии Светлана Остапова: "Абрамов прекрасно знает ситуацию изнутри, его презентация была более конкретно-предметной". Задачи Абрамова – это расширение рекреационной зоны, создание цифровой базы музея, проведение международных мероприятий и прочее. Минусы этой программы, как отметила та же Остапова, отсутствие какого-то развития музея. А на вопрос комиссии, как он собирается привлечь в музей деньги, Абрамов ответил: "В искусстве побираться не привык".

Программа Ройтбурда была более экспериментальной и, возможно, новаторской, как для Украины. "Хочу, чтобы музей стал местом для общения, которое будет аккумулировать и вырабатывать содержание", – главная идея концепции будущего музея по Ройтбурду, который хочет сделать из него своеобразный культурный хаб с образовательным и издательскими центрами, "городской форум". По мнению художника, надо создать новый имидж музею и кроме каталогов начать издавать популярные книги по искусствоведению. Также в программе были планы по увеличению площади музея, обязательное введение экскурсий на украинском языке, переход на более гибкий график работы, до 7-8 вечера. И, что немаловажно, у Ройтбурда есть видение привлечения в музей денег. Для этого он намерен использовать свои широкие связи в министерских кругах. Очевидные минусы Ройтбурда – отсутствие опыта музейной работы и возможное непонимание специфики профессии.

Все это комиссия выслушала на втором этапе конкурса – в более публичной обстановке и в более вместительном помещении. Зрители, среди которых были известные люди города, принимали активное участие, задавая вопросы – порой неудобные, но чаще неуместные. Так, Ройтбурду вспоминали его провокационное творчество 90-х годов, называя его "порнографией". "Я сразу составил себе список, в чем меня могут обвинить: алкоголизм, наркомания, растление несовершеннолетних, домогательства к женщинам, гомосексуализм, фашизм, порнография, коррупция и многое другое", – сказал позднее Александр, который в основном парировал подобные выпады. А вот Абрамов был более эмоционален и неоднократно покидал помещение. Как после короткой перепалки с арт-критиком Утой Кильтер:

— Надо уметь уходить на пенсию вовремя!

— Предпочитаю умереть на посту!

Это было эталонное шоу, длившееся около 3 часов, запросто претендующее на показ по центральным каналам в прайм-тайм. Комиссия после получасового заседания проголосовала с минимальным перевесом за Ройтбурда (5 голосов против 4). Победитель принимал поздравления, не забывая напомнить, что они с Абрамовым "не враги" и что он "просит Виталия Алексеевича остаться в музее, в котором он проработал почти полвека, и продолжить свою исследовательскую деятельность".

Новости по теме

Скандал

И все же все самое интересное началось после этих событий. Весть о новой должности Александра Ройтбурда, у которого много не только друзей, но и врагов, быстро облетела сеть. Чуть ли не на следующий день на одном из одесских сайтов появилось интервью с Абрамовым, где он, в частности, говорил:

— Новый директор хочет ввести практику распродажи старых произведений искусства, тех, которые он как художник посчитает "недостойными", а это все государственный фонд, культурное наследие Украины, у него планы на этот счет огромные. По сути это – захват музея... Легко работать с коллекцией, которая стоит приблизительно 70-80 млн долларов. И поэтому им главное добраться до фондов в этой суматохе.

Именно этот акцент ("распродажа старых произведений искусства") был вынесен в заголовок статьи. Но в суд на издание захотел подать вовсе не Ройтбурд, а Ута Кильтер, чья реплика про "уходить на пенсию вовремя" была слегка подкорректирована журналистами и в конечной редакции текста выглядела так:

— Чтоб ты сдох!

— Предпочитаю умереть на посту!

Да. Так действительно было эффектнее. Но не отвечало реальности. Вскоре статью удалили. Но волны после нее еще долго расходились по интернету. И вот уже Ройтбурда обвиняют в антисемитизме, как, например, в группе "Моя Одесса": "Интересно: как в Израиле отнеслись к такому назначению на чиновничью должность в Украине ярого ненавистника евреев и распространителя порнографии? " Отдельно хочется отметить, что целый ряд людей разразились постами в стиле "все, пропал музей, теперь это будет музей картин Ройтбурда".

Ройтбурд отвечать на подобные обвинения не стал. Иногда, впрочем, замечал публично, что, во-первых, его работы там висят с 1988 года и, во-вторых, что продать хоть что-то из фондов – невозможно, иначе "гарантированно сядешь в тюрьму".

Новости по теме

Период неопределенности

Тем не менее, утверждать победителя конкурса будут только на сессии облсовета предположительно до конца зимы, хотя и это не точно. До этого времени Ройтбурд еще не является директором художественного музея. Независимо от результатов стоит отметить ряд нюансов:

1. Появление именитого и публичного художника в конкурсе на должность директора музея может стать прецедентом, который послужит примером для других художников – выдвигайтесь, занимайте чиновничьи места и меняйте культурную ситуацию страны самостоятельно.

2. Состояние Одесского художественного музея, который со своей коллекцией мог бы стать гордостью города, но стал скорее болью. И это отличный символ общенациональной ситуации со всеми музеями.

3. Амбициозный, смелый, современный, экспериментальный подход: возможно, только с его помощью из провинциальных учреждений культуры музеи можно превратить в "культурные магниты как минимум национального значения".

Сложно сказать, что будет с музеем, если новым директором станет Ройтбурд. На Саакашвили одесситы тоже возлагали много надежд. Будущее (или, если угодно, его отсутствие) более определенно, если директором останется Абрамов.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>