Одесский художественный музей
Wikipedia
В Одессе все друг друга знают. Все друг с другом когда-то где-то выпивали, общались, ругались, мирились и снова в честь этого выпивали. Особенно, если речь идет о творцах. Художники, музыканты, поэты, писатели – все они вышли из одной среды, все они так или иначе пересекались друг с другом. Как, например, художник Александр Ройтбурд с историком, исследователем искусства и музейщиком Виталием Абрамовым, которые знакомы около 30 лет. Именно они и были главными, а впоследствии и единственными претендентами на место директора Одесского художественного музея. Скандальный конкурс прошел на прошлой неделе и закончился победой Александра Ройтбурда.

Как проходил отбор

Конкурс состоял из двух этапов. В состав комиссии вошли 9 человек во главе со Светланой Остаповой – директором Муниципального музея личных коллекций им А.В. Блещунова. Первый этап прошел в небольшом кабинете Одесской облгосадминистрации. И главным его решением стало, что должен быть второй этап, через день после того, как комиссия ознакомится с программами кандидатов.

Виталий Абрамов работает в Одесском художественном музее с 1970 года, последние 5 лет – в должности директора. Его программа была насыщена деталями и подробностями. Как отметила впоследствии Светлана Остапова: "Абрамов прекрасно знает ситуацию изнутри, его презентация была более конкретно-предметной". Задачи Абрамова – это расширение рекреационной зоны, создание цифровой базы музея, проведение международных мероприятий и прочее. Минусы этой программы, как отметила та же Остапова, отсутствие какого-то развития музея. А на вопрос комиссии, как он собирается привлечь в музей деньги, Абрамов ответил: "В искусстве побираться не привык".

Программа Ройтбурда была более экспериментальной и, возможно, новаторской, как для Украины. "Хочу, чтобы музей стал местом для общения, которое будет аккумулировать и вырабатывать содержание", – главная идея концепции будущего музея по Ройтбурду, который хочет сделать из него своеобразный культурный хаб с образовательным и издательскими центрами, "городской форум". По мнению художника, надо создать новый имидж музею и кроме каталогов начать издавать популярные книги по искусствоведению. Также в программе были планы по увеличению площади музея, обязательное введение экскурсий на украинском языке, переход на более гибкий график работы, до 7-8 вечера. И, что немаловажно, у Ройтбурда есть видение привлечения в музей денег. Для этого он намерен использовать свои широкие связи в министерских кругах. Очевидные минусы Ройтбурда – отсутствие опыта музейной работы и возможное непонимание специфики профессии.

Все это комиссия выслушала на втором этапе конкурса – в более публичной обстановке и в более вместительном помещении. Зрители, среди которых были известные люди города, принимали активное участие, задавая вопросы – порой неудобные, но чаще неуместные. Так, Ройтбурду вспоминали его провокационное творчество 90-х годов, называя его "порнографией". "Я сразу составил себе список, в чем меня могут обвинить: алкоголизм, наркомания, растление несовершеннолетних, домогательства к женщинам, гомосексуализм, фашизм, порнография, коррупция и многое другое", – сказал позднее Александр, который в основном парировал подобные выпады. А вот Абрамов был более эмоционален и неоднократно покидал помещение. Как после короткой перепалки с арт-критиком Утой Кильтер:

— Надо уметь уходить на пенсию вовремя!

— Предпочитаю умереть на посту!

Это было эталонное шоу, длившееся около 3 часов, запросто претендующее на показ по центральным каналам в прайм-тайм. Комиссия после получасового заседания проголосовала с минимальным перевесом за Ройтбурда (5 голосов против 4). Победитель принимал поздравления, не забывая напомнить, что они с Абрамовым "не враги" и что он "просит Виталия Алексеевича остаться в музее, в котором он проработал почти полвека, и продолжить свою исследовательскую деятельность".

Новости по теме: Будущий Музей пропаганды СССР на ВДНХ: Первым экспонатом будет киевский памятник Щорсу

Скандал

И все же все самое интересное началось после этих событий. Весть о новой должности Александра Ройтбурда, у которого много не только друзей, но и врагов, быстро облетела сеть. Чуть ли не на следующий день на одном из одесских сайтов появилось интервью с Абрамовым, где он, в частности, говорил:

— Новый директор хочет ввести практику распродажи старых произведений искусства, тех, которые он как художник посчитает "недостойными", а это все государственный фонд, культурное наследие Украины, у него планы на этот счет огромные. По сути это – захват музея... Легко работать с коллекцией, которая стоит приблизительно 70-80 млн долларов. И поэтому им главное добраться до фондов в этой суматохе.

Именно этот акцент ("распродажа старых произведений искусства") был вынесен в заголовок статьи. Но в суд на издание захотел подать вовсе не Ройтбурд, а Ута Кильтер, чья реплика про "уходить на пенсию вовремя" была слегка подкорректирована журналистами и в конечной редакции текста выглядела так:

— Чтоб ты сдох!

— Предпочитаю умереть на посту!

Да. Так действительно было эффектнее. Но не отвечало реальности. Вскоре статью удалили. Но волны после нее еще долго расходились по интернету. И вот уже Ройтбурда обвиняют в антисемитизме, как, например, в группе "Моя Одесса": "Интересно: как в Израиле отнеслись к такому назначению на чиновничью должность в Украине ярого ненавистника евреев и распространителя порнографии? " Отдельно хочется отметить, что целый ряд людей разразились постами в стиле "все, пропал музей, теперь это будет музей картин Ройтбурда".

Ройтбурд отвечать на подобные обвинения не стал. Иногда, впрочем, замечал публично, что, во-первых, его работы там висят с 1988 года и, во-вторых, что продать хоть что-то из фондов – невозможно, иначе "гарантированно сядешь в тюрьму".

Новости по теме: В Днепре построят исторический и археологический музеи

Период неопределенности

Тем не менее, утверждать победителя конкурса будут только на сессии облсовета предположительно до конца зимы, хотя и это не точно. До этого времени Ройтбурд еще не является директором художественного музея. Независимо от результатов стоит отметить ряд нюансов:

1. Появление именитого и публичного художника в конкурсе на должность директора музея может стать прецедентом, который послужит примером для других художников – выдвигайтесь, занимайте чиновничьи места и меняйте культурную ситуацию страны самостоятельно.

2. Состояние Одесского художественного музея, который со своей коллекцией мог бы стать гордостью города, но стал скорее болью. И это отличный символ общенациональной ситуации со всеми музеями.

3. Амбициозный, смелый, современный, экспериментальный подход: возможно, только с его помощью из провинциальных учреждений культуры музеи можно превратить в "культурные магниты как минимум национального значения".

Сложно сказать, что будет с музеем, если новым директором станет Ройтбурд. На Саакашвили одесситы тоже возлагали много надежд. Будущее (или, если угодно, его отсутствие) более определенно, если директором останется Абрамов.