Кадр из фильма "Стремглав"
Facebook Стремглав

27-летний Антон возвращается в родной Киев. На дворе 2014 год. За плечами у него обучение музыке в Швейцарии и лечение от алкогольной и наркотической зависимостей. Антон обладает огромным талантом, но возникшие сложности заставляют его отказаться от любимого дела и пересмотреть свою жизнь. Обстоятельства осложняются нелегкими отношениями с дедом, отличающимся жестким и несколько авторитарным характером. По мнению дедушки, лучшее восстановление для внука – избежание каких-либо внешних воздействий и изоляция в частном доме под Киевом.

Катя – бывшая художница, бросившая это занятие, потому что сочла себя недостаточно талантливой. Она многое начинает, но мало что доводит до конца. Она продолжает искать себя, но шаткая реальность постоянно выбивает почву из-под ног. Во время Майдана Катя знакомится с немецким фотокорром и теперь собирается уехать с ним в Берлин. Случайная встреча с Антоном заставляет ее передумать.

Для авторки сценария и режиссерки картины Марины Степанской фильм "Стремглав" стал полнометражным дебютом. Ранее на ее счету числился только короткий метр, впрочем, далеко не худший – "Каникулы" и "Мужская работа" успели отметиться призовыми местами на различных конкурсах и фестивалях, в том числе на Одесском МКФ.

Полнометражный первенец Степанской также стал завсегдатаем фестивалей – он был представлен в главной конкурсной программе East of the West Международного кинофестиваля в Карловых Варах, отобран для главного конкурса кинофестиваля в Стокгольме, а исполнительница главной роли Дарья Плахтий (для которой роль Кати тоже стала дебютом в полном метре) даже получила приз за лучшую женскую роль на Международном фестивале авторского кино в Марокко.

Кадр из фильма "Стремглав"
Facebook Стремглав

Главным партнером Плахтий на съемочной площадке стал Андрей Селецкий (Антон). Обоим актерам досталась непростая задача – перенести на экран образ людей, находящихся в кризисе. Людей, у которых меланхоличные периоды фрустрации граничат с активными внутренними и, в том числе, внешними метаниями, побуждающими их совершать опрометчивые поступки. Убегать оттуда, где они хотели бы остаться, и возвращаться туда, откуда, наоборот, очень хотелось сбежать.

История Антона и Кати типичная и в то же время уникальная. Случайная встреча пробуждает в героях чувства, заставляющие их переоценить и без того непрочную окружающую действительность. Их личные взаимоотношения и отношение к действительности, по сути, – срез общества и даже (как бы громко не звучало) целого поколения молодых украинцев. Вопросы самоидентификации, определения собственных границ и принятие или отторжение политических процессов в стране уверенно чередуются, подбрасывая каждый раз новую тему для размышлений.

Режиссерка "Стремглав" Марина Степанская и актриса Дарья Плахтий
Facebook Стремглав

В основу фильма легла реальная история жизни Марины Степанской. И хоть о стопроцентной биографичности говорить не стоит, во многом она опиралась на личный опыт. По ее словам, "Стремглав" – это история о негероях, которые живут в героическое время.  

"В целом это психологическая драма, это история отношений людей в семье и отношений между собой. Можно сказать, что это лавстори, но это не романтическая история. Мне кажется, что преимуществом фильма является то, что мы пытались снимать в определенных формах жизни. То есть люди говорят, как в жизни, интерьеры выглядят, как в жизни, и случается с ними то, что случается с нами", – отметила Степанская в одном из интервью.

К слову, многое в фильме действительно выглядит очень реалистично. Картина наполнена длинными молчаливыми кадрами и крупными планами. О чем думают герои, можно догадаться, уловив их взгляд, мимику, жест. При просмотре "Стремглав" создается очень устойчивое впечатление, что ты – не зритель в кинозале, а просто свидетель соседской или даже собственной драмы. Ощущение, будто Антон и Катя – это ты или твои друзья, их эмоции и реакции понятны и предельно знакомы.

В этом, пожалуй, кроется очень сильная сторона фильма, но в этом же и его недостаток. Действия персонажей часто прогнозируемы больше, чем этого хочется. Мотивация их поступков не оставляет сомнений, а слова, которые вот-вот будут произнесены с экрана, появляются в голове немногим раньше. Это же касается и финала картины. Предвидеть, чем все закончится, не составляет большого труда, но от этого дойти до конца вместе с героями меньше не хочется.

Осознание некоей фатальности происходящего и война, проносящаяся через фильм четким лейтмотивом, совсем не отталкивают. Все это, напротив, помогает зафиксировать собственные ощущения от событий последних лет и, возможно даже, их переосмыслить.

Татьяна Ахапкина