Су-33: Какой истребитель потерял российский "Адмирал Кузнецов"

Для единственного оставшегося в строю авианосного крейсера РФ с 1991 по 1998 год серийный выпуск Су-33 был ограничен постройкой всего 26 истребителей

Су-33: Какой истребитель потерял российский "Адмирал Кузнецов"
Фото из открытых источников

Для единственного оставшегося в строю авианосного крейсера РФ с 1991 по 1998 год серийный выпуск Су-33 был ограничен постройкой всего 26 истребителей

К разработке палубного истребителя Су-33 (Су-27К) приступили в начале 80-х годов одновременно с началом советской программы строительства авианосцев. Самолет рассматривался исключительно как истребитель ПВО флота, который являлся бы лишь одним из компонентов смешанного авианосного авиакрыла, в которое планировалось также включить новые самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые самолеты МиГ-29К.

Поэтому Су-33 ("Фланкер-Д" по классификации НАТО) был разработан на базе самолета Су-27. На нескольких машинах были проверены различные варианты компоновки серийного Су-27К, включая переднее горизонтальное оперение для испытания особенностей управления на предпосадочном планировании и тормозной гак. Макет полетной палубы был впоследствии оборудован трамплином, идентичным установленному на первом советском авианосце "Тбилиси" (ныне "Адмирал Кузнецов") для сокращения дистанции разбега.

Новости по теме

За тремя модифицированными последовала партия экспериментальных самолетов Т-10К, каждый из которых немного отличался от других. Первый экспериментальный (Су-33) поднялся в воздух 17 августа 1987 года. Все Т-10К имели двойные носовые колеса, двухщелевые закрылки и складывающиеся консоли крыла и хвостовых стабилизаторов. Все экспериментальные образцы Су-33 имели уменьшенные "хвостовые конусы" и тормозные гаки квадратного сечения; ни один не был оснащен тормозным парашютом. Испытательные посадки на палубу авианосца начались 1 ноября 1989 года, когда Виктор Пугачев посадил второй истребитель на "Тбилиси" и стал первым русским летчиком, посадившим самолет обычной схемы на авианосец. Этот второй экспериментальный самолет стал первым полноценным Су-33. Эксплуатация самолетов на авианосце началась 26 сентября 1991 года. Войсковые испытания прошли очень успешно.

Фото из открытых источников

Если бы честолюбивые планы Советского Союза по строительству четырех авианосцев претворились в жизнь, для их авиакрыльев могли потребоваться около 72 серийных Су-33. Однако окончание "холодной войны" привело к массовому сокращению авианосной программы СССР. "Адмирал Кузнецов" (бывший "Тбилиси", а до того - "Брежнев") остался единственным авианосцем в составе российского ВМФ, а программы создания самолетов ДРЛО и МиГ-29К были прекращены. Если бы для нового авианосца надо было закупать только один тип самолета, то логичнее всего это должен был быть многоцелевой МиГ-29К. Однако политическое влияние главного конструктора КБ Сухого Михаила Симонова было таким, что для серийного производства самолетов и их обслуживания было выбрано это КБ, а российский флот был вынужден смириться с ограниченными возможностями нового самолета (и соответственно авианосца). На самом деле Су-33 обладает некоторыми существенными преимуществами перед МиГ-29К, прежде всего в дальности действия.

Новости по теме

Для единственного оставшегося в строю ТАКР с 1991 по 1998 год серийный выпуск Су-33 был ограничен постройкой всего 26 истребителей. В строю 279-го отдельного корабельного авиаполка (ОКИАП), из состава которого комплектуется самолетная часть авиагруппы ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", к началу 2014 года числилось 14 боеготовых истребителей Су-33 и еще 7 находились в резерве.

Первый выход "Кузнецова" на настоящую боевую службу состоялся в начале 1996 года. В состав авиагруппы корабля входила 1-я эскадрилья Североморского полка на самолетах Су-33.

Фото из открытых источников

Со времен той первой боевой службы, которая вскрыла множество недостатков в эксплуатации самолетов на корабле, расходы России на оборону еще больше сократились. "Кузнецов" совершил еще несколько походов, но летчики Су-33 смогли потренироваться в дозаправке топливом в полете от самолетов-заправщиков Ил-78 и выполнить практические пуски УР класса "воздух-воздух".

Новости по теме

15 октября 2016 года ТАКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" вышел на боевую службу в Средиземное море, при этом на борту крейсера находилось, по меньшей мере, 9 истребителей Су-33 (бортовые номера 62, 66, 67, 71, 76, 78, 84, 85, 88 красного цвета). 15 ноября 2016 года было опубликовано заявление министерства обороны России о первом боевом применении Су-33 по объектам боевиков "Исламского государства" в Сирии. А на днях "Кузнецов" потерял один Су-33.

По материалам портала "Военная техника"

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>