Судьба украинской ГТС: Скрытые мотивы спасения

Судьба украинской ГТС: Скрытые мотивы спасения
Из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

На газовом "фронте" без перемен. Так мог бы написать новый украинский Ремарк, описывающий внутреннюю политическую кухню. Но позиционные "бои" вовсе не означают, что в ближайшие месяцы не произойдет эксцесс "исполнителя" и не разыграется какой-нибудь рукотворный "верден". В любом случае, "газы" пустить могут уже этой зимой.

Но это выражаясь образными фигурами речи. На самом деле зимой, скорее всего, газ в нашу ГТС могут и не пустить. В этой связи глава "Нафтогаза" превращается в "мистера Фикса", у которого обязательно должен быть план на случай газовой блокады со стороны РФ.

Тем более, что для энергетического блэкаута нас не нужно полностью отрезать от транзита природного газа, достаточно резко его сократить до того болевого порога, при котором европейцы уже не смогут осуществлять в нашу пользу так называемый реверс.

Хотя реверс, равно как и независимость от поставок российского газа – это очередной мегафейк, на которые так богата была политика наша в последние годы. На самом деле вся история с реверсом – это закольцованная труба в Вельке Капушанах в Восточной Словакии, где газ прокачивается по кругу для накрутки счетчиков, учитывающих транзит энергоресурсов из РФ и так называемый импорт газа из Европы в Украину.

Новости по теме

Что-то наподобие взбесившегося газового коллайдера, из которого вот-вот вылетит "бозон газа". Правда, пока вылетает лишь мегаприбыль нескольких удачливых газовых трейдеров, которые научились покупать газ для украинских предприятий в таких "традиционных" газовых странах, как Швейцария и Люксембург.

Итак: "Есть ли у вас план, мистер Фикс?" - "Они есть у меня, - ответил тот. - Да у меня целых три плана!"

Первый план, озвученный несколько месяцев назад, особо не воодушевил заинтересованные стороны. Заключался он в том, чтобы европейцы то ли сами закупили природный газ для закачки в наши подземные хранилища, то ли дали на это денег "Нафтогазу". В этом варианте, скорее всего, проявилось убеждение руководства НАК, что все вокруг "олени", рога-панты которых можно с успехом срезать в личных интересах.

Но за пределами Украины эта "тема" не работает, и европейцы закономерно решили, что тратить миллиарды долларов для закачивания газа в закрома НАК им будет не с руки. Но "мистер Фикс" не унимался и "говорил, ломая руки, краснобай и баламут" о том, что компании нужно закачать в подземные хранилища газа примерно 20 млрд куб. м летучей субстанции, а для этого нужны кредиты, на худой конец евробонды.

И опять же – миллиарды, миллиарды долларов, куда же без них. Тут уже всполошилось европейское начальство в лице исполнительных органов Евросоюза и их представителей в Украине. Ведь европейцы ждут от нашей страны чудесного анбандлинга и выполнения третьего энергопакета, то есть разделения "Нафтогаза" на три составляющие: добычу, транзит и трейдерскую структуру.

А это именно то, что наотмашь бьет по "цимбалам" "дивизионы Коболева". В этой связи отягощать НАК новыми миллиардными долгами в валюте в преддверии реструктуризации – это намеренно оной препятствовать. Кто в таком случае будет правопреемником по обязательствам? Или евробонды тоже разделят на три части. 

Второй план может дать фору любой доселе озвученной идее по решению проблем транзита. И в случае его активации вполне способен получить приз "золотая малина" за самый идиотский бизнес-план столетия. Заключается он в закупке сжиженного природного газа в США и поставке оного в Украину. Как? А пес его знает.

Ведь нужно иметь терминал по регазификации и точки входа в нашу ГТС. Это вам "не мелочь по карманам тырить" в виде поставок американского угля из Пенсильвании. Литовцы подошли к этому по-государственному. Взяли в аренду терминал по приему СПГ и установили его в Клайпеде.

Проверили эффективность работы и наладили логистические маршруты. Получив положительные результаты, приняли решение о выкупе терминала. Сейчас литовцы практически заместили поставки российского газа, в результате чего уже сами россияне вынуждены обеспечивать морские поставки энергоресурса в свой калининградский анклав.

Но на эту программу ушли годы, и не стоит сравнивать масштабы литовской и украинской тяжелой промышленности, которая в большей мере "сидит" на импортном газе.

За месяцы такие программы не реализуются. Кроме того, гипотетический терминал по приему СПГ в Одессе может столкнуться с проблемой прохождения танкеров через Босфор. Нужно договариваться с турками, но учитывая специфику их отношений с США, для положительного ответа Анкары об СПГ нужно было вести переговоры не в Штатах, а в Катаре, который является не только крупнейшим игроком на этом преимущественно спотовом рынке, но и долгосрочным партнером Турции.

Ведь если Анкара вполне может отказать Вашингтону, то Дохе – вряд ли. Кроме того, Катар намного ближе к Украине, чем США. Почему в таком случае Коболев оказался в Госдепе, а не на "диване" катарского эмира, остается загадкой. Правда, есть еще вариант транспортировать СПГ в польский терминал в "свиное устье", вот только мощности его ограничиваются 7,5 млрд куб. м в год и то после реконструкции.

В общем вырисовывается мощная ценовая модель "свиное устье+": покупка СПГ в США, транспортировка в Польшу, регазификация, закачка газа в ГТС и прямиком по трубе в Украину. В общем, "золотую малину" в студию.

О третьем варианте чуть позже, а пока остановимся на тех последствиях, к которым может привести зимняя "газовая война".

Мысленно перенесемся в 2017-й год. НАК "Нафтогаз Украины" по результатам тендера привлек компанию Rothschild S.p.A. (итальянское подразделение) в качестве инвестиционного консультанта. Услуги "ротшильдов" оценили в 3,69 миллиона долларов.

Предмет консультаций - анбандлинг, то есть разделение деятельности "Нафтогаза" на отдельные направления по транспортировке, добыче и продаже природного газа, а также поиск квалифицированной управляющей компании, которая должна взять на себя обязанности по управлению национальной газотранспортной системой (ГТС).

Тендер был проведен в системе ProZorro, и инвест-банкиры из США (именно там находится холдинговое "сердце" Ротшильдов) победили, предложив наиболее привлекательную цену. Данная сумма тогда выглядела для западных консультантов не совсем приличной, почти столько же пришлось бы потратить высокооплачиваемым сотрудникам на перелеты первым классом и проживание в многозвездочных отелях.

Не говоря уже о затратах на чемоданы Valextra и новые костюмы "с отливом". Но гонорар здесь не главное. Инвестиционные банкиры давно присматриваются к украинской ГТС и, вполне вероятно, не прочь опосредованно принять участие в процессе ее "разгосударствления", а для этого необходимо держать руку на пульсе событий.

Создай условия для обесценивания нужного тебе актива, купи этот актив дешево, добейся роста его капитализации, а затем продай дорого. Примерно такая же стратегия сейчас реализуется в отношении украинской ГТС, путем создания иллюзии о ее ненужности и грозящем ей забвении в свете запуска "Северных потоков".

Наиболее вероятными кандидатами на управление нашей "трубой" являются известные итальянские и словацкие компании-операторы. Речь идет о газовом транспортном коридоре от российско-украинской границы до Италии, страны, которая уже давно аффилирована Кремлем в систему скрытых газовых контрактов. На кону не только поставки российского газа на Апеннины, но и его продажа в другие страны ЕС через сеть итальянских трейдеров.

Новости по теме

И не удивляйтесь, если за этими структурами прямо или опосредованно будут виднеться уши "Газрома" или аффилированных с ним лиц. В данном варианте под предлогом прекращения газовой блокады и наполнения казны доходами от транзита наши "элиты" вполне могут передать контроль над частью магистральной ГТС европейским "петрушкам", за которыми будет стоять реальный кукловод - российский газовый монополист.

Тем более, что европейцам, равно как и россиянам, не нужна вся украинская ГТС и транзит в размере 100 млрд куб. м в год, обеспечивающий нам поступление 3 млрд долларов ежегодно. Им вполне достаточно владеть "куском трубы" для прокачки примерно 40 млрд куб. м газа в год в направлении Словакии, Венгрии, Австрии и Италии. А также не помешают и наши подземные хранилища газа для балансировки мощностей и покрытия пиковых нагрузок на европейском рынке.

Кстати, именно эти прогнозные показатели будущего транзита по странному совпадению озвучивали в свое время и в "Нафтогазе"…

Газпром в Украине: очевидное и невероятное… Как тут не вспомнить знаменитую сценку из рассказа "Алиса в Стране чудес" Льюиса Кэрролла, в которой описывается встреча девочки и Белого Рыцаря на коне: "А я как раз думала: зачем вам мышеловка, - сказала Алиса. - Трудно представить себе, что на Конях живут мыши... - Трудно, но можно, - ответил Рыцарь. - А я бы не хотел, чтобы они по мне бегали. - Видишь ли, - продолжал он, помолчав, - нужно быть готовым ко всему!"

Хотя модель газового рынка, формируемая ныне "Нафтогазом", больше походит на антиутопию из романа Джорджа Оруэлла "1984": та же череда антисмыслов, прикрытых модным "новоязом".

Вопрос создания газового хаба в Украине и возможность перенесения узлов коммерческого учета поставок газа на восточную границу Украины мы неоднократно освящали в предыдущих статьях. Сегодня мы анализируем более реальную и прозаичную ситуацию: риск "распила" нашей ГТС под предлогом спасения отечества от объятий "Снежной королевы", для чего украинцам предложат самые невероятные варианты.

А для этого ситуацию с транзитом газа нужно довести до абсурда, чтобы затем оправдать еще более абсурдные способы решения проблемы.

Ну а для "успешного" завершения этой саги о великом абсурде авторам плана как никогда пригодится третий "запасной" вариант, почерпнутый из известного американского фильма "Мой кузен Винни": "Мне нужно смотаться отсюда до трех. Собери все вещи в машину. Слушай. Найди время, подбери слова, возвращайся в Нью-Йорк и позвони мне. Я чувствую, что если не уеду прямо сейчас, то не уеду уже никогда".

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>