banner banner banner banner

Сюрпризы выборов: секрет "Самопомичи"

Валерий Литонинский, журналист

Сюрпризы выборов: секрет "Самопомичи"
Валерий Литонинский

Валерий Литонинский, журналист

Парламентские выборы 2014 г. в Украине были во всех отношениях необычными. Короткая избирательная кампания, военные действия на части территории, масса новых проектов.

Неудивительно, что в такой ситуации сюрпризы принесли и результаты выборов. Текущие выборы стали самыми сложно прогнозируемыми для социологических служб и экспертов, а поэтому их результаты удивили общество. Одним из главных сюрпризов стало третье место и 11% голосов партии "Самопомич". Но если разобраться, то ничего в таком итоге удивительного нет.

Новости по теме

Украинцы всегда делали свой выбор на голосованиях ситуативно и эмоционально. В нашей стране нет устоявшейся политической и партийной системы, нет партий-долгожителей, стабильных объединений, за которые традиционно голосуют целыми поколениями семей. Политическая культура общества очень низка.

Украина – страна политических проектов, а не партий. Меняются они с калейдоскопической скоростью, состоят из одних и тех же людей, зато предлагают избирателю то, что актуально именно сейчас, без какой-то длинной перспективы. Из 6–7 проходящих на данный момент в Раду партий первые пять – это новые политические проекты, впервые участвовавшие в парламентских выборах! А единственная партия с многолетней историей и хотя бы претензией на идеологию – КПУ – на этих выборах, наоборот, впервые в парламент не попала, и может надолго уйти с украинского политического бомонда.

Такой неразборчивостью и эмоциональностью населения политики давно научились пользоваться, создавая ситуативные союзы и упражняясь в популизме. В 2014 г. одним из проектов, который воспользовался ситуацией, и умело сыграл на настроениях людей, стала "Самопомич".

До самого голосования социологи говорили о 30% неопределившихся, и значительная часть из них в итоге проголосовала за "Самопомич". Избиратель партии Андрея Садового – это человек, который считает себя слишком умным и разбирающемся в политике для того, чтобы голосовать за примелькавшихся политиков. Вместе с тем он слишком социально активен для того, чтобы вообще проигнорировать выборы. Избиратели "Самопомичи" – это молодые люди в возрасте от 18 до 30, это аудитория Facebook, жители городов. Также это те, кто самоидентифицирует себя как "средний класс". Вся эта масса людей не знала, куда себя приткнуть, и нашла выход в проекте львовского мэра.

Новости по теме

Причины успеха "Самопомичи" в четком осознании политической конъюнктуры. Партия дала избирателю ответ на запрос на новых людей. В списке у Андрея Садового не оказалось ни одного бывшего депутата и видного политика, что сразу пошло ей в плюс. Голосование за "Самопомич" – это протестное голосование, а также влияние бренда Львова и Андрея Садового как успешного и проевропейского мэра города. Интересно, что за "Самопомич" в Киеве голосовали гораздо активнее, чем во Львове, для которого эта политическая сила является, по сути, родной.

При этом партия играет на настроениях избирателя, но не предлагает качественно новых идей и подходах к политике. По сути, у "Самопомичи", как у политической партии, нет своей собственной команды. В итоге это привело к тому, что в список партии, следуя тренду сезона, набрали гражданских активистов и героев войны на Донбассе. Садовой дал этому проекту свой бренд и платформу для рекламы, но, скорее всего, не веря до конца в его успех, самого себя поместил на 50-е место списка.

Сейчас принято говорить, что мэр Львова не спешит в большую политику и играет "вдлинную" в расчете на следующую президентскую компанию. Но, по сути, он оказался в незавидном положении, когда за счет собственного рейтинга и узнаваемости провел в Раду целую фракцию, а теперь не будет иметь оперативного руководства ею и национальной трибуны для развития собственной карьеры.

Пока же "Самопоміч" представляет из себя очень разношерстную публику с массой красивых идей и туманным пониманием планов их реализации. Ожидания от ее деятельности в Раде завышены, и эффекта от прихода новой силы ее избиратели ждут здесь и сразу. Этот электорат очень переменчив, нестабилен и не привык долго ждать.

Украина уже знает подобные проекты, казавшиеся глотком свежего воздуха, но быстро исчерпавшие себя. За примерами далеко ходить не надо. В 2012 г. так же третьим был "УДАР Виталия Кличко" – новая проевропейская партия для среднего класса с симпатичным людям лидером. Спустя 2 года "Удар" полностью размыт в другой политсиле и без перспектив самостоятельного политического будущего. В том же 2012 г. "протестом интеллектуалов" было голосование за "Свободу": другая львовская партия взяла тоже 10% и очаровала Киев. Спустя 2 года свободовцы уже на грани попадания в Раду, и это после Евромайдана и революции.

"Самопомич" имеет перед собой негативные примеры, как разбазарить ситуативно приобретенный рейтинг. Эксперты уже предрекают, как ее фракцию в Раде растянут в разные стороны в процессе коалициады матерые политические волки. Людям, которых умелый медиа-менеджер Андрей Садовой провел в парламент, предстоит много работать, как и самому лидеру. И главное: помнить, что их нынешний рейтинг – не устойчивая величина, а ситуативный всплеск.

А то украинцы обманываться и давать шансы любят, и в следующий раз это может быть кто-то другой.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>