banner banner banner banner

Татьяна Плачкова: Delfi – лакмус системности проблем морской отрасли Украины

Что такое безопасность мореплавания? Базовый принцип, определяющий все процессы в морской деятельности, комплекс правовых норм: технических, навигационных и эксплуатационных. Но, к сожалению, нарушения правил безопасности мореплавания – тоже комплексная проблема. Ярчайшее ее последствие – ситуация вокруг аварийного танкера-бункеровщика Delfi, находящегося с ноября 2019 года возле побережья Одессы.

Татьяна Плачкова: Delfi – лакмус системности проблем морской отрасли Украины
Думская

Татьяна Плачкова

Народный депутат Украины IX созыва от "Оппозиционной платформы - За жизнь"

Что такое безопасность мореплавания? Базовый принцип, определяющий все процессы в морской деятельности, комплекс правовых норм: технических, навигационных и эксплуатационных. Но, к сожалению, нарушения правил безопасности мореплавания – тоже комплексная проблема. Ярчайшее ее последствие – ситуация вокруг аварийного танкера-бункеровщика Delfi, находящегося с ноября 2019 года возле побережья Одессы.

Последовательная и комплексная морская политика государства – во главе угла

Так должно быть. На механизмах обеспечения безопасности основано предупреждение аварийных морских происшествий во всем мире.

Но вот как работают эти механизмы в нашем государстве? Насколько выдерживаются они институциональной системой страны? Морская доктрина Украины на период до 2035 года утверждена еще в 2009-м, а обновлена в 2018 году. Это система целей, мер, средств и согласованных действий центральных и местных органов исполнительной власти по реализации национальных интересов государства на море.

Комплексный подход здесь обязателен. На нем базируется и Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения.

Пренебрежение ним приводит к нарушениям правил безопасности мореплавания. И здесь важно все: от пробелов в законодательстве и проблем в государственном управлении морской отраслью до ненадлежащей организации работы судовладельца, человеческого фактора и небрежности в работе членов экипажей. Лакмус этой проблемы – ситуация с Delfi.

Проблемы в сфере публичного администрирования морской отрасли Украины – тоже система. Слабая координация функций государственных структур, ответственных за принятие решений в аварийных и послеаварийных ситуациях, неотлаженность механизмов реагирования на них и устранения их последствий, пробелы в законодательстве и отсутствие политической воли в создании эффективного организационно-правового механизма функционирования отрасли.

С созданием Администрации морских портов и Государственной службы морского и речного транспорта Украины (Морской администрации) – ожидалось улучшение сложившейся ситуации. Но "прорыва" не последовало.

Когда медлить нельзя

На ситуацию с Delfi распространяются нормы Кодекса торгового мореплавания - правила главы 6 "Затонувшее в море имущество". В случае если оно создает реальные угрозы (а в ситуации с танкером они налицо), статья 123 этого Кодекса определяет особый, ускоренный порядок для удаления. Танкер затонул в акватории морского порта "Одесса". Если владелец не поднимает судно в установленный срок, администрация морского порта имела право за его счет принять необходимые меры к немедленному подъему, вплоть до уничтожения или отдаления другим способом.

Какие угрозы представляет Delfi, известно с момента аварии. Угроза жизни или здоровью людей, загрязнение окружающей среды – все это во внимание не бралось. Сроки его поднятия для судовладельца продлевались несколько раз. И только 21 июля, спустя 8 месяцев с момента аварии, Администрация морских портов под давлением общества обратилась к капитану порта с просьбой отказывать судовладельцу в очередном их продлении и потребовала передать ей право на осуществление подъема и отдаления судна за счет судовладельца.

А все потому, что в действующем Кодексе торгового мореплавания Украины механизмы взаимодействия с судовладельцем, средства влияния на него, способы координации и принятия необходимых мер органами публичной администрации Украины четко не выписаны. Этот пробел и стал причиной значительных затруднений в деле поднятия и определения дальнейшей судьбы Delfi.

Нет детальной регламентации механизма действий – нет и действий

Ярким примером отсутствия четкого как нормативного, так и практического механизма использования своих полномочий стали действия, а точнее – бездействие Администрации морских портов Украины, Морской администрации, Министерства инфраструктуры.

Объективно, это пробел в законодательстве, который обнажился в конкретной кризисной ситуации (к слову, как и во многих других в морской сфере в Украине). Именно этот пробел вызвал уже ставшие реальностью негативные последствия в ситуации с Delfi.

Танкер стал лакмусом непоследовательности, неэффективности и зачастую невнимания к морской отрасли и отраслевому законодательству в нашей стране.

Пути разрешения ситуации

Они очевидны: принятие скорейших организационных мер по удалению аварийного судна с участием Кабинета министров Украины, Администрации морских портов, Морской администрации, других соответствующих органов. И в ближайшей перспективе – начало полномасштабного обновления морского законодательства (в первую очередь Кодекса торгового мореплавания) в соответствии с международными и европейскими стандартами и практиками, нормами Морской доктрины, Стратегии развития морских портов и Национальной транспортной стратегии Украины.

Татьяна Плачкова

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 



Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>