ТОП-10 мифов о чиновниках в Украине

1 мая 2016 года вступает в силу новый закон "О государственной службе". Как будет реформироваться эта сфера? Сколько чиновников уволят? Кого наймут?

ТОП-10 мифов о чиновниках в Украине
Фото из открытых источников

1 мая 2016 года вступает в силу новый закон "О государственной службе". Как будет реформироваться эта сфера? Сколько чиновников уволят? Кого наймут?

Прямо сейчас в кабинетах Нацгосслужбы идет активная подготовка порядка 30 подзаконных актов, чтобы новый закон о госслужбе через полтора месяца заработал в полную силу. Чиновники привлекают к процессу и представителей общественности. А тем временем, вместо реальных шагов со стороны власти по преобразованию государственной службы в профессиональную, украинцам активно насаждаются очередные мифы о стандартах госслужбы в Украине.

Миф №1: В Украине нет чиновников-профессионалов

В каждой организации, независимо от ее размеров и формы собственности, всегда есть профессиональные сотрудники, которые честно и качественно выполняют свою работу. Да, вопрос в их проценте и сфере влияния. Сейчас, когда идет трансформация государственной службы, важно таких людей ценить, заинтересовывать, чтобы они принимали участие в конкурсах, которые начнутся в начале лета. Сегодня время создать условия для их удержания и развития на государственной службе, а не вымывания, как это происходит сейчас. Иначе, государство как институт станет несостоятельным и неудобным для его граждан.

Миф №2: Все чиновники - коррупционеры

Важно четко понимать, что не все чиновники берут взятки. Особенно чисты и честны чиновники уровня специалистов и руководителей отделов. Они настоящие работяги, которые выполняют 99% всей работы в государственных органах. И только 1% - это взяточники. Кто они? Те, кто принимают решения, в том числе о распределении средств из госбюджета. При этом нужно понимать, что для значительной части крупного украинского бизнеса коррупционные схемы встроены в производственную цепочку. Коррупция взяток — это коррупция на миллионы долларов, однако узаконенная коррупция, то есть та, которая вшита в законы и подзаконные акты, приносит мошенникам уже миллиарды. Дерегуляция, прозрачность и открытость – это те процессы, которые уже сегодня уменьшают процент коррупции. И нужно двигаться именно в этом направлении.

Новости по теме

Миф №3: Новые лица лучше, чем старые кадры

Новые/старые лица — это не более чем дешевые манипуляции общественным сознанием. Они отвлекают внимание от реальных достижений кандидата. Нужно вообще отойти от крайностей, которые у нас часто практикуются: или "восстание из пепла" старых персонажей, или воспевание святости и неподкупности новых лиц. Главная беда – при этом не происходит объективной и адекватной оценки кандидатур. Мы должны смотреть на реальные дела, успехи, провалы, реализованные проекты и профессиональные достижения конкретного соискателя должности. Исправим это - и наша госслужба станет лучше.

Миф №4: Главное, что порядочный человек, а профессионализму научится

Во-первых, понятие "порядочный человек" неоднозначно. Быть порядочным в профессии и быть порядочным в жизни - это далеко не одно и то же. Нет четкого мерила первого и второго, так как в разные периоды жизни люди себя могут проявлять по-разному. Во-вторых, даже если человек порядочный сейчас, непонятно, как он будет себя вести на высокой должности, с властью в руках и массой денежных соблазнов вокруг. Негативных примеров предостаточно. Не нужно подменять понятия. Профессионализм нарабатывается годами. Быть лучшим в своей профессии — это длительный путь и сложный труд. Многолетняя практика, которой "порядочные люди" не смогут быстро овладеть. В этой ситуации мы, как общество, должны дать себе ответ на вопрос: "Какую цену мы готовы заплатить за непрофессионализм, за провалы, ошибки “порядочных людей”? Можем ли мы себе позволить, чтобы атомными станциям или самолетами управлял порядочный непрофессионал? А чем отличается сложный, многозадачный государственный механизм? Чтобы справится с ним, ярких фраз, политических амбиций и острого желания власти будет мало.

Миф №5: Чиновников нужно заменить бизнесменами

Бизнесмены, которые идут во власть сегодня, до этого жили и работали в Украине и были частью коррумпированной системы: получали лицензии, заключали договора, участвовали в тендерах и т.д. Они "дружили" с каждой властью, которая была в Украине в течение последних 25 лет, решали вопросы в разных ситуациях и разными методами. Да, они успешны в своей сфере, но они работали по существующим в стране правилам игры. При этом управление бизнесом и управление государством - это разные вещи, цена ошибки разная, как и уровень социальной ответственности. Специфика публичного администрирования требует его понимания и знаний, а не только наличия управленческого опыта, даже если он и успешный. Есть ли у нас время на то, чтобы дать бизнесменам разобраться и освоиться на государственной должности? А тем временем в каждом государственном органе есть руководители среднего звена, которые профи и имеют опыт работы в государственном секторе. Они хорошо знают особенности публичного администрирования. Все, что нужно, это научить их современным инструментам менеджмента, развить их управленческие навыки, и из них получатся отличные государственные менеджеры.

Миф №6: Нам нужна команда реформаторов

Понятие "команда реформаторов" сегодня созвучно с "молодой командой". По факту происходит нивелирование как самого понятия реформ, так и команды реформаторов. Реформы - это хорошо и правильно, но для начала мы должны ответить на ключевой вопрос: "Есть ли у нас стратегия развития страны на 10-15 лет вперед"? И она должна выполняться независимо от смены политических элит в Украине. Трансформация страны — это управления изменениями, их внедрение на всех уровнях. Насколько те, кто позиционирует себя как реформаторы, имеют реальный опыт, знания и навыки внедрения изменений в пяти основных плоскостях: правовой, социальной, организационной, информационной, учебной и коммуникативной? Писать презентации и отчеты о внедрении реформ мы научились, безусловно. А управлять изменениями и внедрять реформы на практике? Ответ на этот вопрос знает каждый украинец.

Новости по теме

Миф №7: Иностранцы лучше, чем украинцы

Не следует возлагать огромные надежды на иностранцев по двум причинам. Во-первых, они приезжают работать в Украину на определенный срок и редко оседают в нашей стране. То есть работу в украинских госорганах они воспринимают как временные контракты и один из этапов своей международной карьеры. Во-вторых, давайте говорить честно - за время так называемого процесса "реформирования развивающихся стран" в мире сформировалось сообщество "экспертов-реформаторов". Их бизнес – получить рабочее место в госоргане реформируемой страны и сконцентрировать в своих руках немалые бюджеты, выделяемые на реформы. Как говорится в Библии: "Нет пророка в своем отечестве". Может, хватит признавать украинских экспертов только после того, как они стали звездами за рубежом?

Миф №8: Нам нужны лучшие международные и европейские практики

Очередная громкая фраза, за которой по сути ничего нет. Что реально представляют собой эти практики? Насколько опыт других стран применим в украинских реалиях? Мировой опыт изучать необходимо, но его обязательно нужно адаптировать к украинским реалиям, а не стремиться реализовывать в нашей стране чужие модели и практики. Конечно, если мы строим действительно конкурентную современную страну, а не колонию глобальных мировых игроков.

Миф №9: Чтобы заставить чиновника хорошо работать, ему нужно поднять зарплату

Теории мотивации доказывают: человеку нужно обеспечить достойный уровень оплаты, чтобы все его жизненные потребности были реализованы. Однако уровень мотивации напрямую не связан с уровнем оплаты труда. Человек максимально раскрывает свои возможности, когда его ценят и дают возможность профессионально развиваться. Если создать плохие условия труда, унижать человека, игнорировать его идеи, предложения, наказывать инициативу, создавать невыносимую атмосферу в коллективе, то даже высокий уровень зарплаты не удержит его на такой работе. В Украине большинство чиновников получают зарплату в размере 2-4 тыс. грн в месяц и при этом добросовестно выполняют свою работу. Однозначно, уровень оплаты их труда нужно поднимать. Но самое главное - нужно создать условия, при которых государственный служащий сможет открыто вносить предложения, высказывать свое мнение, быть инициативным, проявлять творчество и улучшать свою работу. Это то, что обязательно повисит продуктивность его труда и вместе с повышением его зарплаты станет залогом кардинального улучшения качества предоставления услуг в государственном секторе.

Новости по теме

Миф №10: Нужно уволить 50% госаппарата – штат раздут, они дармоеды

Обсуждать процент сокращения госаппарата без понимания необходимости этого шага – непрофессиональный и некорректный подход. Изначально мы должны себе ответить на вопрос: "Кто нам нужен, какой квалификации, какие объемы работ он должен выполнять?" У нас в стране модель государственного аппарата меняется с приходом каждой новой власти в удобную и понятную для нее форму. Только при этом потребности людей, конечных потребителей услуг государства и налогоплательщиков ни одна власть не принимала во внимание. Поэтому, перед тем как принимать решения о сокращении государственного аппарата, нужно дать четкие ответы на ряд вопросов: "Какой должна быть государственная служба, и какой должен быть государственный чиновник в ближайшие 3-5 лет?", "Какие услуги должна предоставлять государственная служба?", "Как мы будем оценивать результаты работы того или иного государственного органа?", "Какие услуги государство не предоставляет, а должно?", "Какие услуги предоставляются, но в них нет потребности?", "Какие задачи будут стоять перед государственной службой?", "Какими будут функции и структура будущих органов государственной службы?" Только после ответа на эти вопросы можно профессионально ответить на вопрос о том, сколько чиновников и какой квалификации нужно Украине.

Жанна Балабанюк

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>