Транзит газа через Украину: Чего стоит ждать и к чему готовиться

Транзит газа через Украину: Чего стоит ждать и к чему готовиться
Из открытых источников

Богдан Данилишин

Экс-министр экономики Украины

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

Несмотря на переход летом в отпускную фазу, есть несколько тем, которые являются постоянным генератором новостей - подготовка к работе нового парламента, курс гривны, будущее украинского газового транзита.

Транзитный вопрос - постараюсь кое-что прояснить.

На прошлой неделе информагентство Reuters сообщило, что запуск газопровода Nord Stream-2, который в связи с многочисленными заявлениями руководства "Газпрома" должен был состояться не позже первых дней 2020 года, на самом деле будет отложен на 8 месяцев.

Собственно в отсрочке запуска, скорее всего, не было сомнений даже у "Газпрома", но сейчас был обнародован конкретный срок. А также сумма, в которую "Газпрому" обойдется принципиальная позиция Дании - 660 млн евро (сумма значительная, но не критическая - плановый бюджет проекта составляет 9,5 млрд евро).

Новости по теме

Для нас же это означает, что транзитный договор между Украиной и Россией будет. Считаю, что как минимум год России придется поставлять привычные в последнее время объемы газа через Украину - надо понимать, что, если газопровод Nord Stream-2 будет запущен лишь с восьмимесячным опозданием, все равно для выхода на работу на полной мощности уйдет немало времени.

Поэтому я думаю, что транзит российского газа через нашу страну в обычных объемах будет осуществляться не менее полутора лет после начала 2020 года (напомню, что действующий транзитный договор заканчивается 31 декабря 2019 года).

А как же американские санкции против Nord Stream-2, о которых мы слышали в недавнем прошлом, но в последнее время сложилось впечатление, что США ослабили давление? Это не так.

В последний день июля комитет по иностранным делам Сената США согласовал проект нового санкционного пакета, теперь законопроект рассмотрит Сенат и Палата представителей. Санкции будут направлены против компаний, которые производят укладку труб в море.

Но куда болезненнее для "Газпрома" принятые весной поправки к газовой директиве ЕС. Основные проблемы в том, что эти поправки приведут к тому, что Nord Stream-2 будет загружен на половину, при этом "Газпром" обяжут предоставить разрешение прокачивать по ней газ других компаний (половина объема, что осталась), да и единоличное управление проектом запрещено.

Это не приведет к остановке строительства газопровода (в него вложены около 6 млрд евро и степень готовности составляет 70%), не помешает его эксплуатации, но очень серьезно отодвинет сроки окупаемости проекта. Поэтому "Газпром" пытается оспорить поправки к газовой директиве ЕС.

Оператор проекта Nord Stream-2 подал иск в Суд Евросоюза с требованием аннулировать поправки к газовой директиве через, как считает истец, нарушение принципов права ЕС о равном отношении и пропорциональности.

Мотивирует истец свою позицию тем, что поправки к газовой директиве ЕС были подготовлены и приняты с конкретной целью - создать неблагоприятные условия именно для Nord Stream-2, который строится, а для действующих газопроводов, проложенных по морскому дну, в документе ЕС предусмотрены исключения.

Суд ЕС должен будет проверить поправки к газовой директиве на соответствие договорам ЕС и общим принципам права, которые сам суд сформулировал в своей практике.

Пожалуй, здесь проблема для "Газпрома" более весомая по сравнению с американскими санкциями. Сложности могут возникнуть вследствие требования относительно того, что Nord Stream-2 должен управлять независимый от "Газпрома" оператор.

Думаю, что оптимизм приближенных к "Газпрому" экспертов - мол, компания сможет управлять этим "независимым" оператором - чрезмерный. Вопрос приобрел такую остроту и степень принципиальности, что так просто его не решить.

Не менее сложно будет решить и еще один вопрос - дело в том, что право экспортировать трубопроводный газ в Европу имеет только "Газпром", то есть "поставить" на вторую половину объема "трубы" другого транспортировщика российского газа не получится.

Конечно, не все так печально для "Газпрома" - Германия, его основной "газовый партнер" в Европе, не намерена отказываться от поддержки Nord Stream-2. Это неприятно для США, Украины, Польши, Словакии.

Но не удивительно, потому что Германия придерживается в первую очередь своих экономических интересов (пусть Меркель и настаивает, что условием запуска в эксплуатацию Nord Stream-2 будет сохранение транзита через Украину, вопрос в объемах украинского транзита).

Причин так действовать в Германии как минимум две.

Первая причина. Согласно давно задекларированным планам, до 2023 года в Германии должны вывести из эксплуатации работающие до данного момента 9 энергоблоков АЭС (кстати, сейчас они работают с загрузкой в 98%, что красноречиво свидетельствует об их текущей востребованности).

В данный момент удельный вес атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии составляет 13-15%. До 2023 года их нужно будет заменить. Потенциал быстрого роста производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии в Германии исчерпан - слишком активно вводились соответствующие мощности в последние 3-5 лет.

По некоторым оценкам, Германии придется чуть ли не в 2 раза увеличить потребление газа в энергетике. Конечно, это говорит о том, что не будут простаивать ни терминал по СПГ, который на то время будет возведено в Заарбрюгге, ни украинская ГТС. Но основной объем прироста планируется обеспечить именно благодаря Nord Stream-2.

Вторая причина. В Германии газ потребляет не только энергетика, но и промышленность. В попытке придать большую динамику экономике немцы берут пример с США. В Штатах за счет резкого увеличения добычи сланцевого газа было создано избыток "голубого топлива" на внутреннем рынке.

Это обрушило цены на топливную составляющую в промышленности США, поскольку низкая цена газа "потянула" за собой цены ряда других энергоносителей (а также создала возможность экспорта сжиженного природного газа - сланцевый используется в Штатах, а высвободившаяся часть газа традиционной добычи используется для поставок за рубеж).

Снижение расходов в промышленности США, в свою очередь, дало возможность увеличить конкурентоспособность американской продукции. Но в Германии своего газа нет. Поэтому немцы используют американскую стратегию с поправкой на это - они создают дополнительные способы поставки газа в страну.

Новости по теме

А, поскольку Германия является исключительно платежеспособным контрагентом, многие поставщики будут бороться за ее газовый рынок. И создадут избыток газа, который обусловит снижение его цены для немецкой промышленности, что станет фактором повышения конкурентоспособности ее продукции. Для этого и строятся терминалы СПГ (газ из США, Катара, Австралии), газопровод Nord Stream-2.

Причины действий Меркель исключительно прагматичные - побольше газа из разных источников с разными маршрутами поставки. При такой диверсификации еще и создается возможность маневрировать и давить на поставщиков, требуя снижения цены. А если не будут соглашаться снизить цену - перекроют поставку.

А что же Украина? Мы, к сожалению, объект этих "газовых" разборок. В краткосрочном аспекте ясно, что "Газпрому" придется заключать договор с "Нафтогазом Украины" на период после 31 декабря 2019 года - 1,5-2 года через нашу ГТС придется прокачивать 50-65 млрд куб. м газа (годовой объем).

Поэтому Россия будет давить на Украину, чтобы принудить к заключению краткосрочного транзитного договора. В этом ключе - и раздача паспортов жителям Донбасса, и ограничения на поставку различных видов топлива. Вполне возможно и военное обострение на Донбассе.

Что касается более долгосрочного аспекта. До момента, когда Nord Stream-2 сможет эксплуатироваться на проектную мощность, Меркель совсем немного останется быть канцлером Германии (парламентские выборы там пройдут в сентябре 2021 года).

Не факт, что Меркель будет также упорно отстаивать необходимость сохранения хоть какого-то объема транзита через Украину. И придется нам искать - чем заместить несколько миллиардов долларов, которые госбюджет Украины перестанет получать после снижения транзита до минимальных значений (вообще без транзита в 10-15 млрд куб. м России не обойтись, потому что для стабильных поставок газа в Европу необходимо привлечение украинских ПХГ).

Обидно, что это было ясно несколько лет назад - для Путина является принципиальным вопрос минимизации транзита газа через Украину - но никто и не думал позаботиться об этой проблеме. Поэтому 1,5-2 года, что остались, необходимо посвятить поиску источника хотя бы частичной компенсации.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>