banner banner banner

Треть работающих вынуждена выживать на зарплату, которая меньше уровня прожиточного минимума

Треть работающих вынуждена выживать на зарплату, которая меньше уровня прожиточного минимума
Из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Итак, пошла экономия на зарплатах, а далее будет на занятости. В конце прошлой недели, 1 марта, Государственная служба статистики в очередной раз нас "удивила".

Дело в том, что невзирая на предвыборную гонку, по итогам января 2019 года размер средней заработной платы резко уменьшился по сравнению с декабрем 2018 года: на 12,8%, или на 1350 грн, до 9223 грн в месяц (замечу, зарплату свыше 5 тыс. грн в январе-сентябре 2018 года получали лишь 27% наших граждан).

Но самое главное, когда звучат от Минфина предложения не индексировать зарплаты бюджетников и сокращать расходы на инвестиции, сразу понимаешь, что финансовые власти не думают о будущем экономики страны. Но кто это понимает?!

Сегодня мы, к сожалению, наступаем на те же самые грабли, а меры, которые предлагают Кабмин и Нацбанк для роста реальных доходов людей, на самом деле лишь усугубляют спад и обостряют кризис.

И снова Минфину приходится подгонять доходную часть бюджета-2019 под новые экономические реалии, наращивая в первую очередь объемы займов путем размещения государственных облигаций (ОВГЗ).

Новости по теме

Так, только 26 февраля финансовые власти разместили гривневые ОВГЗ на 1,1 млрд грн и валютные ценные бумаги - на 136,2 млн долл. В госбюджет привлечено 4,73 млрд грн! Причем занимали деньги под рекордно высокие проценты доходности, которые нам с вами отдавать.

Судите сами. Минфин разместил ОВГЗ, например, со сроком обращения 105 дней на 639,969 млн грн под 19,5% годовых, со сроком обращения 161 день – на 165,496 млн грн под 19% годовых, а ценные бумаги в валюте размещены со сроком обращения 288 дней – на 35,031 млн долл. под 7,25% годовых, 715 дней - на 4,241 млн долл. под 7,5% годовых.

И уж совсем непонятно, с чего в текущем (2019) году выплачивать очередной многомиллиардный кредит МВФ или платить бюджетникам и пенсионерам. На таком фоне заседание Кабмина в среду, 27 февраля, сильно напоминало заседание союза меча и орала.

Лейтмотив выступлений – никаких ограничений не должно быть для рынков и для разгосударствления с последующей приватизацией крупнейших предприятий. Деньги нужны! Но что будет дальше, в частности с нашей энергетикой, никто не прогнозировал.

Правда, остановил себя на мысли, что просто зацементировалась у нынешних министров давняя традиция еще советской эпохи: говорить правду о дне вчерашнем для того, чтобы показать величие их планов на далекое будущее.

И снова все деньги от приватизации энергохолдингов будут проедены? На развитие ничего не останется.

Вот в такой сложный и тяжелый во всех отношениях период отдельные "бойцы" и стараются купить по дешевке оставшиеся самые сладкие куски большой приватизации – энергогенерирующие компании.

Напомню, в прошлом (2018) году, к примеру, чистая прибыль ПАО "Центрэнерго" по сравнению с 2017 годом резко сократилась почти в 4 раза - на 1,39 млрд грн, до 499,127 млн грн (кстати, по итогам 2017 года чистая прибыль "Центрэнерго" составляла 2,09 млрд грн).

Новости по теме

Ну, и оценщики теперь по максимуму удешевят этот объект. А мы, налогоплательщики, все вместе будем доплачивать за нечестную приватизацию ПАО "Центрэнерго"? Но сможет ли кто-то "наверху" показать пример рационального использования бюджетных средств, если только расходы на содержание президента и его администрации в 2018 году составили около 1 млрд грн?!

Поэтому с каждым новым включением теленовостей невольно ожидаешь начала еще худшего сценария развития событий.

Ведь действия и заявления властей не свидетельствуют о понимании складывающейся ситуации в экономике страны, а политическая система и ее кадровое наполнение – это сегодня главное препятствие на пути разрешения назревших, не терпящих отлагательств, проблем, резко обострившихся старых и новых, связанных с обнищанием населения, ростом безработицы и трудовой миграции.

Думаю, уже всем понятно, что большая приватизация у нас проводится самыми неудачными способами и методами, с учетом интересов лишь отдельных ФПГ, и правило олигархов - "Покупай потому, что дешево".

Следовательно, не будет и агрессивного кредитования "точек" роста в реальном секторе экономики. Не будет прямых иностранных инвестиций под эти задачи. Не будет достойных зарплат и пенсий.

А ведь, по данным Госстата Украины, за III квартал прошлого (2018) года среднемесячные доходы более 40% украинцев не превышали 3700 грн (!), соответственно в декабре 2018 года только 58% украинцев смогли оплатить коммунальные услуги и тарифы ЖКХ.

При этом третья часть работающих граждан вынуждена выживать на зарплату, которая меньше фактического уровня прожиточного минимума. Увы, но пока оптимизм Кабмина Владимира Гройсмана побеждает здравый смысл.

В результате непродуманных и ошибочных действий правительства и Верховной Рады наши предприятия стали замораживать зарплаты наемным работникам и меньше платить налогов. Хотя есть и очень редкие исключения.

Так, например, в прошлый четверг, 28 февраля, набсовет "Нафтогаза" принял решение о продлении контракта с главой правления Андреем Коболевым, установив ему ежемесячный оклад в размере 2,08 млн грн, что, вероятнее всего, существенно повлияло на уровень средней заработной платы по стране.

Просто какие-то немыслимые размеры окладов и премий у руководителей государственных холдингов в самой бедной стране Европы, в то время как долги населения за энергоресурсы и коммунальные услуги в Украине установили абсолютный рекорд со времени введения в 1996 году гривны: на конец января 2019 года они превысили 62,6 млрд грн, или, по текущему курсу, 2,3 млрд долл.

Как с этим дальше жить и развиваться украинской экономике и конкретным предприятиям, где огромные долги висят неподъемными гирями? Что делать? Ведь и отрицательное сальдо внешней торговли в 2018 году по сравнению с 2017 годом выросло на 32,9%.

Новости по теме

Прежде всего, предлагаю на законодательной основе корпоративную внешнюю задолженность предприятий и финансовых учреждений конвертировать в суверенную через систему открытых биржевых торгов, на которых иностранные кредиторы могли бы обменять корпоративные долги на еврооблигации Украины с погашением в 2025-2030 гг.

Эта мера сэкономила бы наши ЗВР, позволила бы высвободить средства для текущих задач, сделала бы ненужной поддержку не менее сотни предприятий и коммерческих банков, которые на поверку могут оказаться банкротами.

Что еще в эти дни следовало бы делать?

Во-первых, не делать вредных вещей, и прежде всего - в налогообложении. Надо снижать налоги на те деньги, которые идут на создание новых рабочих мест.

Во-вторых, реформировать систему налогообложения, которая бы сделала привлекательным реальный сектор экономики для прямых иностранных инвестиций, понизив учетную ставку НБУ с 18% до 12% годовых.

В-третьих, вливать ликвидность на внутренний рынок через поддержку наших граждан для удержания потребительского спроса.

В-четвертых, ввести систему страхования на случай потери работы, способную компенсировать 60-70% утраченного заработка в течение 9 месяцев после увольнения с занимаемой должности.

Александр Гончаров

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>