Три ключевых "НО" закона о нацбезопасности

Три ключевых "НО" закона о нацбезопасности

Светлана Залищук

Народный депутат Украины VIII созыва

Оригинал на странице Светланы Залищук в Facebook

Закон является шагом вперед в сфере безопасности и обороны и делает нас ближе к НАТО. Но без внесения изменений в специальные законы об СБУ и государственной тайне он имеет все шансы остаться потемкинской реформой, принятой накануне саммита НАТО.

Что в Законе есть?

В Законе наконец заложен демократический гражданский контроль над оборонным сектором. Согласно стандартам НАТО, он упоминает в том числе:

- эффективность использования бюджетных средств органами сектора безопасности и обороны;

- состояние правопорядка в органах сектора безопасности и обороны;

- СБУ становится подконтрольна парламенту, увеличивая полномочия ВРУ относительно осуществления такого контроля;

- раскрытие финансовой информации в сфере безопасности и обороны.

Но есть несколько но.

Новости по теме

НО первое - о гостайне

Без изменения законодательства Украины о гостайне Закон о нацбезопасности не предполагает никаких качественных изменений финансовой прозрачности расходов. Пока имеем только определение понятия "прозрачность", закрепленное на законодательном уровне.

Вместе с принятием этого проекта важным элементом реформы сектора безопасности и обороны является разработка новой редакции Закона Украины "О защите государственной тайны". Иначе декларативная норма не заработает. Мной была предложена поправка 427, которая, к сожалению, была отклонена.

НО второе - об общественном контроле

Одним из ключевых элементов гражданского демократического контроля является доступ граждан к информации об оборонных закупках. Существующее законодательство не позволяет осуществлять открытые закупки в рамках большой части оборонного бюджета.

Без внесения изменений в Закон о государственной тайне (что не предусмотрено в Заключительных и переходных положениях Закона) новая редакция хотя и расширяет доступ граждан к информации относительно оборонной сферы, но не решает проблемы.

Защита государственной тайны является ключевым элементом обеспечения национальной безопасности. Одинаково опасны как чрезмерное, так и недостаточное засекречивание. Недостаточное засекречивание подрывает обороноспособность государства и создает определенные угрозы, тогда как чрезмерное засекречивание требует значительных ресурсов, создает благоприятную почву для коррупции, снижает эффективность работы государственных оборонных институтов, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, закупке некачественного оборудования для оборонных целей, а также нарушает право граждан на доступ к информации.

НО третье - об СБУ

Статья 19 Закона говорит, что СБУ является государственным органом специального назначения с правоохранительными функциями, который обеспечивает "контрразведывательную защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасности, экономической и информационной безопасности государства, объектов критической инфраструктуры".

Рада отклонила все поданные мною поправки, которые имели целью через Заключительные и переходные положения внести изменения в ЗУ "Об СБУ", чтобы ограничить возможность вмешательства СБУ в бизнес, убрав несвойственные ей функции.

Принятый закон мог бы стать хорошим зачетом в 2014 году, сейчас он выглядит как галочка, которой ничтожно мало для полноценного приближения к НАТО.

Светлана Залищук

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...