Трудовая миграция может принести большую выгоду Украине

Трудовая миграция может принести большую выгоду Украине
Открытый источник

Богдан Данилишин

экс-министр экономики Украины

Оригинал на странице Богдана Данилишина в Facebook

Национальный банк уже дважды в этом году привлекает внимание общества к последствиям трудовой миграции для нашей страны. Так, в Инфляционном отчете НБУ за январь 2018 года отмечалось, что доля мигрантов в населении в возрасте 15-70 лет составляет 8%. Если верить этим оценкам, то действительно, масштабы трудовой миграции в Украине приобрели угрожающий для будущего экономического процветания страны масштаб. Что, кстати, и подчеркивает Инфляционный отчет за июль этого года.

Новая волна трудовой миграции из Украины обусловлена многими факторами, важнейшими из которых являются военная агрессия, глубокий и затянувшийся экономический кризис, безработица. Естественно, что украинцы ищут высоких заработков и лучших систем социального обеспечения.

Новости по теме

Достаточно напомнить, что уровень безработицы среди экономически активного населения в 1 квартале этого года составил 9,7% (методология МОТ), а среди населения трудоспособного возраста - 10%. И хотя эти показатели несколько лучше, чем за аналогичный период прошлого года, все же они свидетельствуют о том, что ситуация на отечественном рынке труда остается напряженной. Итак, нынешняя волна трудовой миграции украинцев, по сути, является неким предохранительным клапаном в условиях ограниченных возможностей трудоустройства на достойные рабочие места на Родине.

Я ранее уже писал, что восточноевропейские страны в свое время также сталкивались с масштабной эмиграцией своих граждан. Причем восточные европейцы начали массово мигрировать в Западную Европу еще до вступления их стран в ЕС. Сильный отток рабочих рук наблюдался и в странах, не входивших в состав Союза. Основными направлениями движения поляков, латвийцев и литовцев были Великобритания и Ирландия, эстонцы ехали в Финляндию, а румыны – в Италии и Испании.

Новости по теме

Например, с 1990 по 2005 год из Румынии выехало 9%(!) населения. Только в 1990 году почти 100 тыс. румынских граждан поселились за границей для постоянного проживания; в последующие несколько лет население выезжало в подобных объемах. Согласно докладу ОЭСР, сначала румынская эмиграция в основном затрагивала этнические меньшинства, а уже потом соискателей работы. До 2007 года, когда Румыния присоединилась к ЕС, большинство румынских эмигрантов уже выехала из страны.

По моему мнению, Украина повторяет путь других восточноевропейских государств. И теория, и практика доказывают, что в краткосрочной перспективе миграция может принести очень большие выгоды как для мигрантов и их семей, так и для страны происхождения.

Уменьшение безработицы и неполной занятости, сокращение масштабов бедности, повышение доходов и благосостояния – далеко неполный перечень положительных последствий миграции для мигрантов и их семей. Часто они содержат улучшения и других аспектов человеческого развития, таких как образование и здравоохранение. Государство, в свою очередь, получает большие объемы денежных переводов, которые обычно являются менее волатильными и более надежными источниками иностранной валюты, чем другие потоки капитала во многих странах, что развиваются. Кстати, объемы частных денежных переводов выросли и в Украине до 8,4% ВВП в 2017 году (по новой методологии НБУ) и продолжают стремительно расти и в этом году (в январе-мае они на 30% превысили прошлогодний показатель и составили 4,5 млрд долл.).

Новости по теме

Однако, в долгосрочной перспективе последствия являются гораздо менее позитивными: государство получает меньше населения трудоспособного возраста, теряет образованную молодежь и квалифицированных специалистов, ощутимо возрастает давление на государственные финансы. Сильная внешняя миграция (в том числе высококвалифицированных работников) и старение населения - это значительный вызов для государства, учитывая необходимость поддерживать конкурентоспособную экономику. Например, "утечка умов" означает потерю государственных ресурсов, вложенных в их образование, сужение промышленности, ухудшение деловой среды.

Что нужно изменить в Украине, чтобы люди были заинтересованы работать здесь. На мой взгляд, самым важным является достижение стабильно высоких темпов экономического роста. И, кстати, Совет Национального банка активно отстаивает эти идеи в своих документах и рекомендациях правлению регулятора и правительства Украины. Я об этом много пишу.

Новости по теме

Именно на такой здоровой основе можно обеспечить рост зарплат и доходов населения. К сожалению, уровень зарплат в Украине пока нельзя сравнить с европейским. Например, по данным OECD, средняя зарплата в Польше за 2017 год составила 50,8 тыс. злотых (около 13,5 тыс. долл. США) за год, в Португалии - 17 тыс. евро за год, в Испании - 28 тыс. евро за год. А у нас, исходя из данных Госстата, меньше 100 тыс. грн за год. Поэтому, чтобы замедлить трудовую миграцию, нужно подтягивать уровень зарплат в Украине до европейского, опираясь при этом на рост производительности экономики. И, как мы видим, правительство работает в этом направлении. Например, индекс реальной заработной платы в июне 2018 года относительно июня 2017 года составил 113%.

Что касается снижение миграционных настроений, то мировой опыт, в том числе опыт восточноевропейских стран, показывает, что нужно применять комплексный подход. Так, надо сосредоточиться на создании достойных рабочих мест, укреплять институты власти, создавать условия для повышения уровня занятости, повышать производительность труда и экономики в целом.

Для более эффективного регулирования миграции нам необходимо внедрять эти фундаментальные идеи.

Богдан Данилишин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров