banner banner banner banner

"У нас на районе": Почему Рада тянет с выборами?

"У нас на районе": Почему Рада тянет с выборами?
Depositphotos

Наталья Лебедь

Журналист

Источники 112.ua говорят о том, что провластная фракция тянет с датой местных выборов не намеренно. Просто произошел очередной эпик фейл: в парадигму выборов забыли вписать районные советы. Точнее не столько забыли, сколько не придумали, как быть с районами. Ведь их решили резко сократить: с 490 до 129. Решение принял Кабмин, но одобрить новое разделение должна Верховная Рада.

Между тем никто заблаговременно не позаботился о том, чтобы новое районирование оказалось на повестке дня. Для людей, которые искренне убеждены, что в Украине есть Луцкая область, в этом нет ничего чрезвычайного. Поэтому теперь алгоритм событий должен быть следующим: сначала парламент утвердит новый перечень районов, а потом он же рассмотрит постановление с назначением местных выборов-2020. Которые, как известно, охватят и должности мэров городов, и областные и районные советы.

Но дело в том, что правительство предложило новое районирование больше месяца назад: 12 июня. Почему с тех пор никто не предложил Раде рассмотреть данный вопрос – загадка. Наверстывать несделанное придется сейчас, причем довольно быстро. Потому что, во-первых, подходит к концу последняя пленарная неделя этой сессии (впрочем, провести внеочередную – не проблема). А, во-вторых, до гипотетической даты выборов – 25 октября – остается все меньше времени.

Новости по теме

Но что тем временем предлагает Кабмин? Как уже было сказано, радикальное сокращение такой территориальной единицы, как район. И одновременно наращивание объединенных территориальных общин, которых по завершению процесса децентрализации должно стать 1470 (сейчас общин – тысяча).

"Фактически существующее районное разделение было образовано еще при СССР в первой половине прошлого века. Это абсолютно не соответствует современным стандартам по очень многим критериям, стандартам административно-территориального деления на субрегиональном уровне. Потому что сегодня, к примеру, есть районы, где проживает плюс-минус 5000 человек, и районы, где проживают более 80 тыс. людей. Большие перекосы и сложность управления, перекосы в субвенциях, дотациях, способности этих районов. Ответственность в таких районов одинакова, а нагрузка получается разная", – прокомментировал ситуацию глава правительства Денис Шмыгаль.

На первый взгляд, Шмыгаль прав. Но посмотрим на ситуацию под другим углом зрения. То, что в Украине укрупнят районы, – это хорошо или плохо?

Само по себе это никак. Перекраивать Украину имеет смысл только тогда, когда это принесет пользу его жителям. К тому же следует учитывать, что Гройсман уже начинал административно-территориальную реформу, создав объединенные территориальные общины, с которыми тоже не все так просто. С тех пор у нас преспокойно соседствуют и ОТО, и старые районные советы, и администрации.

Жаль, что к нынешней власти никак не дойдет одна простая вещь: административно-территориальная реформа – это две части. Административная – это реформа исполнительной власти, а территориальная – это уточнение относительно административно-территориального деления. Не так важно, сколько в Украине будет районов – сто или две тысячи, главное, чтобы они эффективно управлялись и работали на благо людей. Чтобы все колесики исправно крутились и машина двигалась без перебоев.

А все это как раз и обеспечивает исполнительная власть. Ее задача, как и смысл админреформы, в том, чтобы людям легче и комфортнее жилось. Чтобы, например, и поликлиника с аптекой, и школа с детсадом были как можно ближе к людям. Чтобы не пришлось везти тяжелобольного "в район", как это повелось еще с советских времен, о которых упоминает Шмыгаль. И чтобы так же, не покидая своего населенного пункта, можно было связаться с налоговой или получить справку из БТИ.

Как все это организовать? Собственно, в мире и в ближайших к Украине европейских странах уже все организовано, так что не стоит изобретать велосипед, а тем более менять этот "велосипед" каждый раз с приходом новой власти. Стоит лишь оглянуться на опыт наших соседей. Иногда это бывает не лишним.

Итак, достаточно давно – еще при президентстве Виктора Ющенко – в Украине заговорили о создании в Украине общин. Таких себе небольших "сот", в каждом из которых будет свой "мед". То есть перечисленные выше поликлиники, школы, налоговые и прочее. Еще в 2005-м в Украине планировалось ликвидировать районные государственные администрации, а базовым уровнем территориального устройства сделать общины.

Тогда предполагалось, что территориальная община (по аналогии с польскими гминами) создается из одного или нескольких населенных пунктов при условии, что в ее пределах проживают не менее 5 тыс. жителей. Следующая надстройка – это район, где проживают не менее 70 тыс. жителей. Над ним – область или регион с не менее чем 750 тыс. жителей (у поляков это, соответственно, уезд и воеводство).

Да, напомню, планировалось, еще полтора десятка лет назад. Тогда же говорилось и о том, что все подобные пертурбации следует обязательно отразить в Конституции, иначе в них не будет никакого смысла. Именно таким образом и должна была бы состояться децентрализация, то есть процесс самоуправления, в ходе которого общинам передаются определенные полномочия и механизмы их реализации.

Что же было потом? При Ющенко никакая децентрализация и полноценная административно-территориальная реформа так и не состоялась, при Януковиче эту тему закрыли и подавно. Потом к власти пришел Петр Порошенко и его команда "реформаторов", которая якобы взялась за внедрение ряда реформ, в том числе административно-территориальной.

Что получилось в итоге, мы знаем. Для премьера Владимира Гройсмана было предметом личной гордости, что на 70% территории Украины созданы ОТО. Но это создание – то же, что покраска недобросовестным ЖЭКом старой лавочки, когда на уже потрескавшуюся, но не снятую, не зачищенную краску наносят слой новой.

Новости по теме

Общины создали, выборы в них провели, председателей избрали, но они существуют параллельно с райсоветами. Для чего подобное двоевластие? Что хорошего оно может дать обществу? Кроме того, что община теперь кормит два набора чиновников – оставшихся от старого административно-территориального устройства и пришедших вместе с общинами, – не изменилось абсолютно ничего.

С самого начала надо было выбирать: или общины, или райсоветы. И обязательно отразить этот выбор в Конституцию, потому что там сейчас община как звено местного самоуправления просто отсутствует. Если в команде Зеленского не планируют ничего делать с этим противоречием, а лишь вводят новое деление на районы, то это никакая не реформа. Да и не с районов следует начинать, а с самых низких единиц самоуправления.

Хотелось бы получить более четкие ответы на вопрос о том, как именно представляют у Зеленского децентрализацию? Желательно – во всех деталях, с расписанными уровнями самоуправления и принципами формирования административно-территориальных единиц.

Потому что, когда обыватель слышит, что что-то планируется сократить (в данном случае количество районов), он начинает аплодировать заранее, думая, что речь идет о значительной экономии средств и уменьшении количества чиновников. На самом же деле все иногда оборачивается с точностью до наоборот, что уже доказано Гройсманом.

Но пока мы имеем то, что имеем: потуги парламентариев назначить выборы, вписав в них пока не утвержденные районы. Все, как и всегда, делается впопыхах и без всякого представления о последствиях принятых решений. Турборежим власти уже давно дает существенные сбои, но иногда все еще включается. Хотя лучше бы он этого и не делал.

Наталья Лебедь

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>