banner banner banner

Украина – Китай: Потенциал есть, но где инвестиции?

Поднебесная заинтересована в реализации программ развития и модернизации транспортной инфраструктуры Украины, которая может стать частью транспортного коридора, сооружаемого Китаем от своих западных границ в Европу по территории стран Центральной Азии, Каспийского региона, Кавказа, акватории Черного моря и причерноморских держав

Украина – Китай: Потенциал есть, но где инвестиции?
Фото из открытых источников

Вячеслав Лысенко

президент компании "Укр-Китай Коммуникейшин"

Поднебесная заинтересована в реализации программ развития и модернизации транспортной инфраструктуры Украины, которая может стать частью транспортного коридора, сооружаемого Китаем от своих западных границ в Европу по территории стран Центральной Азии, Каспийского региона, Кавказа, акватории Черного моря и причерноморских держав

Сегодня, как никогда ранее, Украина нуждается в инвестиционной поддержке всех отраслей отечественной экономики. Руководство страны и руководители компаний находятся в постоянном поиске надежных партнеров, которые помогут обеспечить финансирование крупных инфраструктурных проектов. Все чаще в сообщениях СМИ, на брифингах и разнообразных конференциях говорится о потенциале и стратегической важности сотрудничества с КНР. Крайне важна активизация двухстороннего торгово-экономического сотрудничества, резкое увеличение притока китайских инвестиций и использование технологических и финансовых возможностей Китая для модернизации украинской экономики.

Под заголовком "Почему Китай настолько заинтересован в Украине" в онлайн-журнале The Diplomat автор Елена Микал прогнозирует, что в скором времени Киев станет одним из главных стратегических партнеров Пекина. К сожалению, главный аргумент, к которому апеллирует автор – не экономические реформы и открытый бизнес, а географическое расположение страны. "Посмотрев на карту, понятно, что Украина находится на стратегически важном сухопутном пути из Китая в ЕС. Это делает Украину привлекательным крупным транзитным узлом", — пишет автор. После такого оптимизма обычно следует как минимум одно "но": "Несмотря на то что украинская инфраструктура не настолько развита, как польская или турецкая, это легко исправить в краткосрочной перспективе".

Новости по теме

Поднебесная заинтересована в реализации программ развития и модернизации транспортной инфраструктуры Украины, которая может стать частью транспортного коридора, сооружаемого Китаем от своих западных границ в Европу по территории стран Центральной Азии, Каспийского региона, Кавказа, акватории Черного моря и причерноморских держав. Китайские банки могут инвестировать средства в Украину в рамках проекта "Нового шелкового пути". Об этом заявил посол КНР в Украине Чжан Сиюнь во время переговоров с министром инфраструктуры Украины в июне 2015 года.

Вопрос привлечения китайских инвестиций в инфраструктурные проекты актуален и для украинской столицы. Еще в августе прошлого года киевский голова Виталий Кличко в Пекине провел встречу с мэром китайской столицы Ванг Аншунгом, на которой обсуждались вопросы инвестиций и технологий. Речь шла о привлечении в Киев и Украину китайских инвестиций и высоких технологий. При этом Виталий Кличко отметил заинтересованность Киева в инвестициях в развитие инфраструктуры, в частности, таких как достройка Подольского мостового перехода, строительство метро и транспортных развязок. В свою очередь Ванг Аншунг заверил, что Пекин также заинтересован в сотрудничестве в разных сферах и настроен его развивать.

Уже в январе этого года столичный градоначальник вместе с профильными заместителями обсудил участие китайской государственной компании Haisum Engineering в развитии и строительстве инфраструктурных объектов столицы. Руководитель международного департамента китайской компании Haisum Engineering Джуини Гонг отметил, что его компания заинтересована сотрудничать с украинской столицей и участвовать в строительстве социальных объектов города.

Новости по теме

Но пока мы слышим только об обсуждениях и договоренностях, но реальных действий не наблюдаем. Смогут ли украинско-китайские отношения повторить китайское экономическое сотрудничество с Республикой Беларусь, где Китай подписал пять крупных проектов - от нефтеперерабатывающих заводов до индустриального парка?

Экономические и политические взаимоотношения между Украиной и Китаем сейчас находятся на достаточно низком уровне, но у нас есть все шансы исправить ситуацию. Участие Украины в программе китайско-европейского сотрудничества "16+1" и проекте "Новый Шелковый путь" позволит улучшить экономические отношения с Китаем и привлечет китайских инвесторов. В рамках проекта "Новый шелковый путь", который сейчас активно реализуется КНР совместно с европейскими странами, уже построено тысячи мостов, дорог, железнодорожных путей и портов в Средней Азии и на Ближнем Востоке и выделено 40 миллиардов долларов США инвестиций. Для Китая это стратегический план по переориентации геополитики внутрь континента, в сторону Европы.

Совершенно верно, никто не может запросто зайти к директору китайского банка или китайскому инвестору и через четверть часа выйти из его кабинета с мешком долларов и мешком юаней. Давайте посмотрим на Украину глазами инвестора. Обратим внимание сначала на общие факторы – рейтинги, цифры, факты, индексы. Украина поднялась на четыре позиции в ежегодном рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка Doing Business, заняв 83-е место. Кроме того, наша страна немного поднялась в Мировом рейтинге восприятия коррупции CPI в 2015 году, заняв 130-е место из 168 позиций. В 2014 году страна была на 142-м месте из 175 позиций. За год Украина смогла заработать только один дополнительный бал и достигла результата в 27 баллов из 100 возможных. В такие страны, как Украина, инвесторы априори не вкладывают деньги.

Что же может дать нам шанс? Это природные и трудовые ресурсы, географическое положение, инновационный потенциал. В частности, мы находимся в центре Европы, через нашу территорию проходят трубы и транспортные пути. По рейтингу железнодорожной структуры мы 25-е в мире. Хотя по качеству дорог мы 144-е со 148 стран. У нас внушительные трудовые ресурсы: население с высшим образованием – 10-е в мире, заработная плата в сравнении с продуктивностью – 26-е в мире, качество технического образования – 28-е место. Но мы занимаем 140-е место в мире по способности государства удерживать ценные кадры. У нас ежегодно 5-6 тыс. it-специалистов уезжают из страны.

Резюмируя вышесказанное, можно смело утверждать, что состояние украинско-китайского сотрудничества не отвечает потенциалу. Возникает вопрос: почему? С одной стороны, китайцы попросту побаиваются вкладывать деньги в экономику достаточно непредсказуемой страны. В Украине любые изменения - во власти или в переговорной команде - часто приводили к "забвению" ранее достигнутых договоренностей. Китайцам, у которых преемственность - главный жизненный принцип, такая "национальная особенность" просто непонятна.

Новости по теме

Один из потенциальных инвесторов прямо сказал: "Украина мне нравится, но есть два других предложения. Убедите, что Украина лучше". Интерес к Украине есть. Но при этом остается немало сфер, где наша страна по-прежнему остается terra incognita для мира. Вокруг Украины существует множество мифов, неточной или неправильной информации, больше говорят о сложных и негативных ситуациях. В результате привлекательность блекнет, а истории успеха почти не слышны. Для того чтобы в страну, переживающую агрессию другого государства и находящуюся в сложных финансово-экономических условиях, пришли инвестиции, ее нужно не просто активно продвигать. Об Украине необходимо рассказывать инвесторам, развеивая их тревоги и объясняя ключевые преимущества, которые нам кажутся очевидными. А еще немаловажно и даже необходимо принять нормальные законы, гарантирующие защиту инвестиций и возможности их получать обратно. 

Вячеслав Лысенко, экономический эксперт

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>