banner banner banner banner

Украина профукала "Мотор Сич", а также 3,5 млрд долларов

Украина профукала "Мотор Сич", а также 3,5 млрд долларов
Из открытых источников

Алексей Кущ

Экономист

Древние говорили, что момент в жизни, когда женщина начинает интересоваться философией (да простит меня боевое крыло феминистского движения), а мужчины – своей внешностью, называется "кризисом жанра". У наших политических элит таким "кризисно-жанровым" признаком является Китай, о котором забывают, когда просят кредит МВФ или когда цены на сырье растут, и о котором вспоминают, когда кредиты никто не дает или цены на сырье падают.

То есть поезд Киев - Пекин начинает выпускать пар в свисток в моменты "глубокого кризиса" (тут можно щелкнуть себя по шее, как в известном фильме). О Китае вспоминал Кучма на фоне скандала с "кольчужкой", о Поднебесной грезил Янукович, когда вояжировал в треугольнике Москва - Брюссель - Пекин в поисках, кто больше даст. Мысль о "запретном дворце" посещала даже Порошенко, но ненадолго, лишь в моменты, когда друг "Джо" был не на проводе. Хотя Петру Алексеевичу было бы намного выгоднее поздравить с Международным днем солидарности трудящихся не Владимира Путина, а Си Цзиньпина.

Можно сказать, что "вспоминание Китая" является у нас верным признаком перезагрузки власти. Если президент заговорил о китайском векторе – жди или майдан, или тотальный разгром на выборах. Ну вот пришел черед и Владимира Зеленского "вспомнить о нем", тем более что почти весь необходимый пазл предусловий уже сложен: кризис, падение экспорта, разгром на местных выборах. В недавнем интервью агентству "Синьхуа", президент Украины заявил о перспективах взаимного сотрудничества и в качестве аргумента "китаизации" страны добавил: "Уже сейчас китайский язык изучается в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях.

В Украине около 500 китаистов ежегодно получают дипломы филологов. У нас есть квалифицированные переводчики". То есть "трудности перевода" нашим отношениям пока не грозят и "500 китаистов" ждут китайских инвесторов у трапа самолета.

Новости по теме

Китай действительно является важным торговым партнером для Украины, хотя формат этого сотрудничества для нас и невыгоден: мы поставляем сырье, а китайцы – готовые потребительские и промышленные товары с высоким уровнем добавочной стоимости. Можно даже в уме подсчитать, сколько тонн кукурузы необходимо продать в Поднебесную, чтобы компенсировать одну привезенную оттуда бюджетную легковушку. По этой же причине сальдо взаимной торговли глубоко дефицитно для Украины, на миллиарды долларов.

С другой стороны, такой формат крайне выгоден нашим ФПГ и группам влияния, контролирующим власть: на торговом дефиците они наживаются дважды. Первый раз – поставляя в Китай аграрное сырье, купленное на внутреннем рынке значительно дешевле, а второй раз – завозя по контрабандным каналам в Украину ширпотреб. Самое удивительное, что иногда и первое, и второе делает один и тот же владелец бизнеса. А отрицательное торговое сальдо Украина затем покрывает за счет кредитов. Взятых государством.

У Украины и Китая практически нет инвестиционного сотрудничества. Мы не стали частью маршрута "Нового шелкового пути" и нас опередила Беларусь. Мы не стали участниками Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (аналог азиатского МВФ), а Беларусь стала. В свое время Китай предоставлял Украине так называемые "зерновые кредиты" под поставки кукурузы, которые были благополучно "оприходованы" нашими умельцами. Китайцам же показали увесистый початок.

Сегодня Китай становится центром новой азиатско-тихоокеанской силы. Даже неолибералы в нашем министерстве экономики признают, что украинский экспорт в этом году вытянула Азия. А Азия консолидируется вокруг Китая, во всяком случае – Восточная, плюс Тихоокеанский регион.

Главное событие уходящего года - подписание соглашения о создании азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли: "Региональное всестороннее экономическое партнерство" (RCEP). В онлайн-режиме, как и положено в эпоху эпидемий, соглашение одобрили представители 14 стран, в том числе Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Индонезия, Сингапур, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Мьянма. Треть мировой экономики, более 2 млрд человек.

Это соглашение явилось очередным подтверждением модели кластерного развития и концепции глобальной дефрагментации мировой экономики, о которых мы постоянно пишем все эти годы, причем еще задолго до пандемии. Старый добрый глобализм постепенно почил в бозе и вовсе не под воздействием эпидемии коронавируса: глобальный мир простудился еще задолго до появления "заморского гостя" из Уханя, который спел миру свою "апофеозную" арию. Рост человеческий ресурсов, с одной стороны, и ограниченность материальных резервов – с другой, создали глобальные предпосылки для изменения модели мировой экономики и системы международной торговли.

Если в прежние времена мировой континуум, состоящий из глобальных цепочек добавочной стоимости, функционировал на принципах кооперативных игр, когда выгода от международной торговли могла распределяться в пользу основных стран участников, являвшихся коллективными выгодополучателями модели глобализма, то при переходе к дефицитной модели роста мировой экономики эта стратагема трансформировалась в модель антагонистических игр или игр с нулевой суммой, когда итоговый результат для основных участников является противоположным.

Простая иллюстрация. Начиная с 80-х годов прошлого века США и Китай запустили модель кооперативной инвестиционно-торговой игры, названную аналитиками "Кимерикой". Американские компании использовали дешевые факторы производства в Китае, в первую очередь рабочую силу, и осуществляли инвестиции в эту страну. Поднебесная получила экспортоориентированную модель экономики, а американцы – импорт дешевых китайских потребительских товаров, которые были существенно дешевле для покупателей, чем американские. Кроме того, Китай инвестировал свой торговый профицит в американские долговые ценные бумаги, финансируя таким образом бюджетный дефицит США. Десятилетиями эта модель успешно функционировала и приносила пользу обеим сторонам: американцы печатали деньги и давали их китайцам, теряли работу на своих предприятиях, но при этом покупали дешевые китайские товары за счет социальных пособий, выплачиваемых из государственного бюджета, который пополнял ресурсы с помощью китайских инвестиций в долговые бумаги казначейства.

Но начиная с 2008 года, когда произошел глобальный финансовый кризис, эта модель превратилась для США в игру с нулевой суммой: чем больше они инвестировали в Китай, тем глубже становился их торговый дефицит с этой страной. В этой модели улучшение благосостояния условного китайца на один доллар приводило к ухудшению аналогичного показателя рядового жителя американской глубинки. Именно поэтому Трамп и активировал модель экономического национализма, возобновил государственный протекционизм и начал торговые войны с основными торговыми партнерами – ЕС и Китаем.

В связи с этим смена рабочей глобалистической модели на новую модель глобальной дефрагментации была делом времени. В чем их отличие? Глобальная дефрагментация сохраняет общие правила глобализма, включая мультилатеральнсоть, когда каждый участник получает свою выгоду от сотрудничества, но на более локальном уровне. То есть перед нами все та же фрагментация глобальных цепочек добавочной стоимости, но с укорачиванием их физической длины и снижением уровня добавочной стоимости в принимающей стране за счет общей диверсификации производства, требованиям которой придерживаются основные участники.

На практике это означает, что мир будет поделен на несколько глобальных кластеров: ЕС и торговые сателлиты; ЕАЭС, включая страны наблюдатели; Североамериканское соглашение о свободной торговле (USMCA). И вот теперь Всестороннее региональное экономическое партнерство, сокращенно ВРЭП (англ. Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), которое может стать крупнейшим из всех.  

На этом фоне феерично выглядит иск китайских инвесторов к Украине касательно корпоративных прав на "Мотор Сич". Международные юридические компании попытаются отсудить у нашей страны в международном арбитраже 3,5 млрд долл. Все это представляется как некая фантасмагория на фоне законопроектов об "инвестиционных нянях" и обещаниях составлять с покупателями объектов украинской приватизации договора купли-продажи на базе английского права, а также ввести отдельный "инвестиционный суд" для иностранных инвесторов.

История с "Мотор Сичью" началась несколько лет назад, когда тогдашний первый вице-премьер и министр экономики Степан Кубив побывал в Китае на форуме "Один пояс. Один путь", по итогам которого заявил, что первый авиационный двигатель, собранный в рамках сотрудничества между "Мотор Сич" и китайским партнером, может быть продемонстрирован уже в конце 2017 года, при этом проект по созданию в китайском Чунцине соответствующего совместного завода был назван "одним из приоритетов правительства" (естественно, нашего). Первый вице-премьер также сообщил о готовности китайцев инвестировать 250 млн долл. и в саму "Мотор Сич". После этого, видимо, получив окрик из-за океана, следователи СБУ возбудили уголовные дела по поводу готовящегося вывоза завода в Китай. Планировали торжества, а завершили едва не арестами. Нынешняя власть решила, видимо, совместить.

112.ua

В недавнем прошлом, до 2015 года, показатели предприятия неизменно росли: выручка увеличилась с 5,7 млрд грн в 2011 году до 13,7 млрд грн – в 2015-м (с учетом девальвации гривны, возможно, физический объем выпуска и сократился, но незначительно). EBITDA, показывающая размер прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств, выросла за этот же период с 2,2 млрд грн до 6,6 млрд грн.

Но значительно важнее голых цифр научно-технический потенциал предприятия, которое выдерживает конкуренцию с такими мировыми производителями авиационного машиностроения, как General Electric  (двигатели для Boeing), Snecma/Turbomeca (Франция) и т. д.

"Мотор Сич" является разработчиком 28 типов серийных двигателей, штатный персонал составляет более 25 тыс. работников, двигатели предприятия используются на вертолетах Ми-2, Ми-8, Ми-24, КА-26, самолетах Ан-26, Ан-72, Ан-74.

Таким образом, завод представляет собой колоссальный депозитарий научно-технических разработок, значительная часть которых относится к военно-промышленному сектору экономики, а его специалисты – носителями уникальных ноу-хау и технических навыков.

В последние годы мы стали свидетелями, когда последние крохи нашего научного и производственного потенциала "подметают" те страны, которые из "мастерских мира" хотят стать лидерами инноваций и научных разработок. Первую скрипку здесь играет Китай, который уже не удовлетворяется ролью мануфактуры США, а хочет сам производить сложную технику, в том числе авиационную. А для этого необходимо купить все то, что осталось в таких странах, как Украина, от мощного некогда ракетостроения и авиастроения, попутно забрав на сытные хлеба лучших специалистов.

Просто в Китае есть своя экономическая политика, а в Украине пока нет, причем даже на уровне проекта. И если в Поднебесной думают о выпуске авиационных двигателей, то в Украине пытаются заново "зачать и родить" отечественную сеялку. Причем именно пытаются, продолжая покупать сельскохозяйственную технику из Беларуси.

В этом же ряду деиндустриализации стоит ситуация с "Антоновым" и "Южмашем". Блокируя традиционные рынки сбыта этих компаний, предыдущая власть так и не позаботилась о создании действенных компенсаторов в виде кредитных программ на освоение новых рынков и государственных закупок для насыщения рынка внутреннего. Зато мы заказываем во Франции самолеты на сотни миллионов долларов и ведем переговоры с Турцией о покупке беспилотников. А на встрече с бразильским президентом наш глава государства обещает покупать военно-транспортные самолеты, произведенные в Бразилии, имея при этом свой проект аналогичного воздушного судна. За прошедшие десятилетия армия не заказала ни одного нового военно-транспортного самолета у отечественного производителя, и украинские курсанты вынуждены летать на металлоломе.

По последним сообщениям, с "Мотор Сичи" увольняют 4,5 тыс. работников, а всего за последние годы предприятие потеряло 8 тыс. рабочих и инженеров. С учетом семей это более 30 тыс. жителей города Запорожье. Интересно, кто-то оценивал потери государства вследствие утраты в системе занятости столь значительного числа высококлассных специалистов? Хотя бы из расчета цены подготовки такого же количества новых работников.

В сухом остатке. Вследствие бездарной промышленной и экономической политики последних лет практически утрачено ценнейшее предприятие, брильянт нашего высокого машиностроения. И прошлая, и нынешняя власть уподобились "собаке на сене", не развивая свой промышленный потенциал и не отдавая его другим. Хотя здесь все очевидно: блокировка продажи "Мотор Сичи" происходит по "звонку". Мягкая эвтаназия – это тот рецепт, который выписали заморские доктора нашему высокотехнологичному сектору экономики (чтобы "не расползался по миру"). Уникальные технологии должны умереть вместе с их носителями, не дав вырасти новой смене.

Еще лет пять-десять наши политики смогут постить "фотки" с уникальной "Мрией" и "Русланами" в зарубежных аэропортах, самодовольно улыбаясь в ответ на восторженные возгласы иностранцев, при этом ни имея ни к "Мрии", ни к "Руслану" никакого отношения. Вследствие скандала с "Мотор Сичью", Украина надолго исчезнет с радаров китайских инвесторов, уступив свое место таким странам, как Беларусь. Новый мировой мегакластер, формирующийся вокруг Китая, вряд ли предложит нам стать соединяющим звеном с рынком ЕС (а ведь при правильной экономической политике мы могли бы с успехом выполнить эту роль, привлекая десятки миллиардов долларов иностранных инвестиций и мультиплицировав свою экономику в разы).

А впереди маячит вполне реальная угроза уплаты по международному арбитражу 3,5 млрд долл. И если такое решение будет принято – придется заплатить, ведь мы и сами достаточно эффективно апеллируем к системе международного права. Центр мировой экономики постепенно перемещается в Китай. В Пекине никогда не забудут ни про "зерновые кредиты", ни про ситуацию с "Мотор Сичью". Нет, там и дальше будут менять свой автопром на нашу кукурузу. И всё. Китайцы руководствуются принципом, что перед тем как сказать, нужно посчитать до десяти, а перед тем как ударить, – до тысячи. Ну, а у нас все происходит по классике: "Бывают минуты, когда невозможно удержаться и не начать делать глупости. Это называется энтузиазмом".    

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

 
Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>