banner banner banner

Украина проглотила в 2003 году наживку Путина, а теперь получила и аннексию Крыма, и блокаду Азовского моря

Украина проглотила в 2003 году наживку Путина, а теперь получила и аннексию Крыма, и блокаду Азовского моря
Фото из открытых источников

Алексей Кущ

экономист

Пока на известном киевском заводе клепают плоскодонные катера, способные остановить врага разве что в степях Украины, россияне практически захватили большую часть акватории Азовского моря. У более зрелой части населения нашей страны эти действия сразу воскресили старый советский фильм "Пираты ХХ века" и крылатые фразы из него.

Итак, увертюра первая, или "- Стой, кто идет? - Кто, кто! Стеценко Игорь Михайлович! 59 года рождения! Русский моряк! В гости к вам, готовьте угощение, аппетит у меня…"

Может, конечно, все выглядит не так зрелищно, но за последние месяцы российские боевые корабли и пограничные катера провели несколько десятков задержаний судов, которые шли в порты Мариуполя и Бердянска, причем часть этих "гоп-стопов" прошла в непосредственной близости от нашей береговой линии. Некоторые судовладельцы потеряли десятки тысяч долларов в результате этого "гостеприимства", но сама сумма здесь не играет ключевого значения: никто не хочет оказаться в роли дежурного "терпилы", когда его судно и экипаж окажутся в руках у россиян по обвинению в перевозке боеприпасов в тушках камбал. Именно поэтому в последнее время при упоминании об Азовском море у судовладельцев образуются мимические морщины пострашнее, чем при прохождении Аденского залива. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что все эти торговые суда уже прошли (или пройдут) через Керченский пролив, то есть воспользуются незаконной лоцмановской службой, которая была "отжата" россиянами в Керчи, и стало быть в любом случае подлежат проверке всеми уполномоченными структурами РФ.

Новости по теме

Таким образом, задержание судов в самой акватории Азовского моря выглядит как акт неприкрытой агрессии. Сами россияне пытаются все объяснить необходимостью борьбы с "терроризмом". С их слов выходит, что украинский москитный флот, состоящий из закамуфлированных под торговые и рыболовецкие суда, только и ждет, как бы "атаковать" побережье Крыма, попутно форсировав свою же Арбатскую Стрелку. Выглядят подобные объяснения неправдоподобно даже для внутреннего российского пользователя, но это не останавливает Москву от наращивания в Азовском море мощного военно-морского кулака, который уже сейчас состоит из 16 боевых кораблей, в том числе малых ракетных кораблей "Град Свияжск" и "Великий Устюг" проекта 21631 (шифр "Буян-М"). В июне эти боевые единицы Каспийской флотилии, ранее "пулявшие" ракетами "Калибр" по Сирии, были замечены на реке Дон в районе Ростова-на-Дону, и двигались они туда явно не для того, чтобы отдать салют беглому президенту Украины, а с целью выхода в акваторию Азовского моря. Кстати, это абсолютно новые суда, соответственно, головной и третий в серии, построенные на "Зеленодольском заводе имени А. М. Горького" в 2014 году. В этой связи диспозиция боевого флота россиян выглядит достаточно странно: в Черном море, где РФ противостоит мощной натовской группировке, включая боеспособный турецкий флот, находится лишь один новый корабль этой серии - "Вышний Волочек", введенный в эксплуатацию в 2018 году. Кроме того, на Каспии, где россияне используют флот для ракетных ударов "исподтишка" по Сирии, остался лишь один ракетный корабль этой серии - МРК "Углич". Вот и выходит, что россияне перебросили в закрытое и полностью свободное от чужих боевых кораблей Азовское море основную ударную группу из двух новейших ракетных единиц, причем ракеты "Калибр" явно не нужны для задержания торговых судов, груженных металлом, рудой, зерном или подсолнечным маслом. И это при том, что еще в мае этого года в Керчь прибыли с Каспия три артиллерийских катера: два бронекатера АК-201 и АК-248 проекта 1204 (шифр "Шмель") и один катер АК-326 проекта 1400М (шифр "Гриф").

Конечно, можно было бы все объяснить в стиле некоторых наших политиков, мол, "атака на Мариуполь близка как никогда", но в данном случае это будет чистой воды бессмысленная пропаганда. Вряд ли россияне настолько прониклись боевым наследием второй мировой, что морские десанты попытаются повторить для захвата морских укреплений.   

Следовательно, нас ждет увертюра вторая, или "Значит, вы нашли мой тайник. Я должен был догадаться по тому, как уверенно вы шли по фарватеру!"

Новости по теме

Азовско-керченская "многоходовочка" Путина началась четырнадцать лет назад, в далеком 2003 году, когда РФ решила "насыпать" в сторону нашей косы Тузла в Керченском проливе и являлась составной частью плана Москвы по аннексии Крыма. Финальная часть плана, как известно, состояла в захвате Крымского полуострова и Керченского пролива, в результате чего Азовское море фактически превращается во "внутреннюю лужу" РФ. Сознательно или нет, но Украина сыграла в эту партию, где у России был пятый туз в рукаве и несколько меченых карт. Сегодня мы пожинаем плоды своей недальновидности и близорукого взгляда в будущее. Ситуацию осложнил и запуск в этом году Керченского моста. Учитывая специфику чрезвычайно сложного прохождения морских судов из Черного в Азовское море, появление там моста с огромным количеством опор рискует сделать навигацию в проливе практически невозможной. И речь идет не о тоннаже судов. И даже не о скорости прохождения их, ведь, учитывая сложность навигации в новой "мостовой" реальности, очередь судов на получение лоцманской поддержки и разрешения на вход в пролив может быть больше, чем в мавзолей в советские времена. Кроме того, не стоит списывать со счетов и старый добрый "закон Мерфи": если что либо может случиться, то оно рано или поздно произойдет. Применительно к нашей теме: если грузовое судно может врезаться в опору моста, то оно рано или поздно об нее "навернется". И тогда реакцию российских властей, которые потратили на сие творение более 4 млрд долл., не трудно предсказать: навигация больших и средних грузовых судов в проливе будет либо запрещена, либо настолько формализована, что выполнить поставленные требования будет так же сложно, как когда-то производителям украинского сыра требования Роспотребнадзора. Для Украины это будет означать полную или почти полную блокаду ее азовских портов (мариупольского и бердянского), которые рискуют при таком раскладе превратиться в парк ржавых кранов и пустых пирсов.

"В суд, срочно в суд, лучше в международный" - именно это может прийти на ум некоторым нашим гражданам. И правда, в Гамбурге действует Международный трибунал по морскому праву, который уполномочен решать международные споры в соответствие с нормами специальной Конвенции ООН. В настоящее время в структуре суда действуют палаты, которые чисто теоретически могли бы взяться за рассмотрения иска "Украина против РФ" в части ограничения навигации в Азовском море и Керченском проливе. И вот тут мы подходим к самому интересному. Упоминание о тузловском конфликте помните? Строительство российской дамбы в 2003-м было приостановлено всего в 100 м от украинской водной границы. Взамен Киев пошел на подписание с Москвой межгосударственного соглашения, согласно которому Азовское море и Керченский пролив — это внутренние воды России и Украины. Никто тогда в Украине так и не понял финт ушами Путина и причину его любви к крошечной Тузлинской косе. Сами россияне тогда объясняли необходимость подписания соглашения следующим образом: мол, не хотим, чтобы натовские корабли бороздили просторы Азовского моря, а турецкие рыболовы вылавливали на Азовье камбалу и бычков. К сожалению, тогдашний президент Леонид Кучма так и не понял (или сделал вид, что не понял) всех скрытых рисков и долгосрочных негативных последствий для Украины, которые принес упомянутый выше договор.

В связи с этим получаем третью увертюру, или "- Сейчас судно пойдет ко дну, и пираты нас увидят. Что будем делать? - Что, что! Купаться в солярке! Вон ее сколько вытекло!"

На данный момент Украина фактически утратила возможность оспаривать нарушение навигации в международном морском трибунале: воды Керченского пролива и Азовского моря признаны и Украиной, и Россией внутренними водами двух стран, и международное морское право на данный вид споров не распространяется.

Новости по теме

Таким образом, начав в 2003 году тузловскую авантюру, Путин уже тогда предполагал, что, возможно, настанет время для захвата Крыма, и международный статус Керченского пролива ему ни к чему. А вот почему Украина проглотила эту приманку – вопрос из разряда риторических. Начиная с 2003 года, мы попали в керченский цугцванг, когда каждое наше действие лишь ухудшало стратегическое положение Украины. Ну, а сейчас из цугцванга перешли в пат, когда любые инициативы по блокировке активности РФ приведут лишь к полной блокаде наших азовских портов.

Самое интересное, что наши чиновники почему-то так и не использовали свою "увертюру, или "… Но ведь чему-то тебя в школе учили?!" У Украины есть полный карт-бланш на применение санкций и подачу судебных исков в отношении государственного предприятия РФ ГП "Лоцман-Крым", которое незаконно пользуется материальной базой и правами на проведение судов по Керченскому проливу (включая получение лоцманских сборов с иностранных судов) украинского государственного предприятия "Дельта-лоцман" (осуществляло аналогичную деятельность до марта 2014 года). В данном случае Украина может не только заблокировать деятельность этого гибридного "двойника" нашей законной лоцманской службы, но и потребовать наложить арест на его валютные счета. А также предъявлять иски к судоходным компаниям, которые станут оплачивать незаконные лоцманские услуги. Но в таком случае пострадает бизнес известного украинского олигарха, экспортирующего металл из азовских портов. Хотя, как показывает история, Египет в свое время заблокировал на международном уровне навигацию по оккупированному Израилем Суэцкому каналу. Может, потому, что в этой арабской стране не было олигархов-металлургов…

В 2014 году для защиты интересов одной ФПГ Украина "проглотила" и оказание РФ лоцманских услуг в Керченском проливе, и начало строительства моста в Крым, ограничившись лишь обещанием одного министра в стиле "бравого солдата Швейка" использовать построенный россиянами мостовой переход для "прорыва" на Кубань. И вот здесь нас ждет финальная увертюра "Я не люблю шуток, мастер".

В общем, как обычно это бывает, когда превалируют частные интересы, при выборе между позором и блокадой наши чиновники под давлением со стороны большого бизнеса выбрали позор и в результате получили и позор, и блокаду.   

Алексей Кущ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>