Украине нужна реальная инвестиционная стратегия. Какой она может быть?

Украине нужна реальная инвестиционная стратегия. Какой она может быть?
Фото из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

Сколько госбюджет Украины теряет от непроведения реформ национального рынка капитала и провальных результатов масштабной приватизации?  Кто сможет назвать хотя бы одну экономическую программу или стратегию, которая за последние 20 лет была полностью выполнена?

Что делать? Не вмешиваться, и украинский рынок сам выровняет ситуацию? Увы, развиваться по-старому без профессиональных участников рынка капитала Украины, а также опираясь только на новый Закон о приватизации и на советников Фонда госимущества с проведением лишь конкурсов и аукционов, - опасно и нельзя. Вот лишь один факт: в текущем 2018 году получили 0,2% поступлений от предусмотренной в бюджете суммы. К сожалению, пока вместо запланированных 21,3 млрд грн реально поступило за январь-июль текущего года всего 49,9 млн гривен. Это фиаско, господа законодатели и министры. Тогда какая новая модель нужна для эффективного проведения масштабной приватизации 2018-2020.

Новости по теме

Кто должен прийти и что предложить? А для начала, как минимум, нужно объяснить, что вообще сегодня происходит? И, прежде всего, хотел бы напомнить, что с лихих, но в то же время и действительно реформаторских 90-х годов ни о каком развитии украинского рынка нельзя говорить, если нет инвестиций и конкретно длинных денег внутренних и иностранных инвесторов. При этом для инвестиций нужна современная инфраструктура национального рынка капитала с профессиональными участниками, законодательное обеспечение хеджирования рисков, долгосрочные кредиты и привлеченные средства на рынке совместного инвестирования. Если из перечисленных составляющих чего-то нет, то, господа Гройсман и Парубий, забудьте и не говорите об экономическом росте.

Время сегодня требует крутого разворота нашей экономики, и для этого большой проект создания в Украине цивилизованного рынка капитала и рынка деривативов подготовлен при технической поддержке Агентства по международному развитию США (USAID) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), однако, нет политической воли, чтобы его осуществить. Ну, и главное – бессмысленно эту работу начинать, если в Верховной Раде не будет принят законопроект №7055 "О рынках капитала и регулируемых рынках". И это в условиях, когда до сих пор народные депутаты не создали законодательную базу для организации и развития украинского срочного рынка, то есть бизнеса хеджирования рисков, а без этого вряд ли иностранные корпорации придут на наш рынок с длинными инвестиционными деньгами, в частности, с целью выкупа даже сильно подешевевших объектов приватизации.

Новости по теме

Известно, что каждый видит развитие национального рынка со своей колокольни. И все же очень важно узнать прогноз банкиров, представителей реального сектора экономики и фондового рынка: после реализации нового Закона о приватизации и принятия Верховной Радой действительно революционного законопроекта №7055 "О рынках капитала и регулируемых рынках", какой будет новая архитектура украинского рынка? Мало кто знает, а тем более понимает, что частного капитала в Украине предостаточно, чтобы активно развивать реальный сектор экономики и строить новую архитектуру финансового рынка. Так, исходя из официальных данных Национального банка Украины по чистой инвестиционной позиции сумма вне банковской системы составляет более 100 млрд долл. США, что значительно больше займа, полученного нами от МВФ.

Но как эти деньги направить на инвестиции? В первую голову – для реализации программы большой приватизации 2018-2020 и для создания системы качественного инвестиционного сервиса. Да, нужен системный подход, так как именно на фондовом рынке и в банковском секторе регулируется перераспределение капитала, обеспечивая его перетекание от одних отраслей экономики и участников к другим. Но, к сожалению, согласно оценкам FTSE (Financial Times Stock Exchange), которые очень внимательно изучают инвесторы во всем мире, украинский фондовый рынок пока не удовлетворяет требованиям даже самого низкого уровня – Frontier Market, отставая в развитии даже перед странами Африки, то есть Украина – на самой низкой ступени развития рынка ценных бумаг.

И еще раз подчеркну, у нас полностью отсутствует законодательство для хеджирования рисков, по-прежнему остается неработоспособной нормативно-правовая база рынка финансовых производных (деривативов). Правда, если Закон Украины "О валюте и валютных операциях" заработал с июля этого 2018 года, то более важный для инвесторов законопроект №7055 не рассматривался народными депутатами даже в первом чтении. При этом ситуация со структурными и институциональными реформами продолжает ухудшаться. Но, невзирая на все эти и многие другие неблагоприятных факторы, украинский рынок, расположенный в центре Европы, продолжает привлекать инвесторов, хотя длинные инвестиционные деньги еще к нам не идут. Почему?

Новости по теме

Да потому, что мы никак не можем начать строить современную национальную модель экономического развития, умело используя потенциальные точки взаимодействия с Китаем, США и ЕС. Нам нужна новая Инвестиционная стратегия с Международным инвестиционно-биржевым центром на основе современных иностранных технологий и действующего законодательства Украины, куда войдут Универсальная биржа и Украинская корпорация развития (УКР). Мы должны и способны увеличить объемы торгов на организованном рынке Украины не менее чем в 100 раз, в том числе за счет вовлечения институциональных и квалифицированных инвесторов в процесс приватизации 2018-2020. Также на фондовых биржах страны давно надо было запустить секторы приватизации и IPO.

Наконец, иностранные инвесторы будут заходить на наши рынки через Украинскую корпорацию развития, именно здесь они станут парковать свои длинные деньги. УКР – это система взаимодействия государственных и частных институтов инвестиционного, финансового, инновационного, научного и маркетингового направлений для изменения экономической модели Украины от пассивно-эволюционной на активно-экспансионистскую, используя современные технологии китайских, американских и европейских практик. Сейчас в мире более 100 корпораций развития, у нас до сих пор нет ни одной.

Вопрос теперь в скорости и качестве реализации этой новой Инвестиционной стратегии. И вполне возможно, что через несколько лет мы сможем украинские компании и предприятия продавать западным и азиатским инвесторам, близким к тем мультипликаторам, которые есть в странах с качественными экономиками, когда наши заводы и фабрики будут оцениваться в 8-10, а то и больше выручек (доходов от реализации продукции и услуг). Правда, нужно признать, что такие мультипликаторы появятся у нас только тогда, когда активно заработает национальный рынок капитала, где можно будет привлекать большой объем инвестиций от широкого круга внутренних и внешних инвесторов.

Именно здесь, как подсказывают нам эксперты и инвесторы из КНР, США и стран ЕС, у нас есть огромный потенциал роста и широкие возможности для формирования высокодоходного бизнеса, эффективно проводя также процесс масштабной приватизации.

Александр ГОНЧАРОВ,

Директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров