Украинская драма "Сквот32": Между хип-хопом и наковальней

Новинка в красивой и в такой же степени расплывчатой форме рассказывает о мире киевского культурного андеграунда

Украинская драма "Сквот32": Между хип-хопом и наковальней
Кадр из фильма "Сквот32" Из открытых источников

Татьяна Ахапкина

Журналист

Новинка в красивой и в такой же степени расплывчатой форме рассказывает о мире киевского культурного андеграунда

Украинский кинематограф продолжает расширять свои горизонты. Из бездны, расположенной между бесконечно далекими друг от друга развлекательно-массовыми и идейно-фестивальными фильмами, все чаще появляются довольно неожиданные работы. Они используют оригинальный подход к материалу, содержат хорошо считываемые высказывания, но, в то же время, не пренебрегают некоторыми популярными шаблонами.

К их числу, пожалуй, стоит отнести и "Сквот32" режиссера-дебютанта в полном метре Саши Лидаговского. Лента, погружающая зрителя в мир молодости и творчества, существует в авторском художественном пространстве и поднимает сразу несколько актуальных тем – как личных, так и социально значимых. Сюжет ее при этом наслаивается на каркас приемов, характерных в большей степени для романтических комедий, но отличается от них более драматическим посылом, своеобразным ритмом и очень частыми троеточиями.

Так, история, берущая свое географическое начало на краю киевской Троещины, выстраивается вокруг еще юной, но уже по-взрослому погрустневшей Лизы (Анна Адамович). Девушка живет одна в немеблированной квартире, которую покидает каждое утро ради аналогично пустой – но уже в метафорическом смысле – работы.

Будни Лизы степенно перетекают один в другой, сама же она все больше превращается в подобие Снежной королевы, сердце которой бьется в унисон не молодости, страсти и любви, а движению перегруженных транспортных линий.

Эту (вступительную) часть повествования авторы излагают с помощью аскетично и в то же время изысканно выстроенного визуального ряда, передающего больше, чем редкие слова "заледеневшей" героини.

Кадр из фильма "Сквот32" Из открытых источников

Затем кадр становится динамичней, а жизнь Лизы – насыщенней и интересней. Предшествует разительному переходу и одновременно служит для него точкой отсчета акция протеста, свидетельницей которой девушка становится. Участники мероприятия пытаются обратить внимание общественности на старый дом, являющийся памятником архитектуры. Его уже давно покинули все обитатели кроме Фаины (Римаида Онадская) – владелицы одной из квартир и своеобразной души здания, хранящей в себе память о былых заслугах и лучших временах.

На плечи этой хрупкой 80-летней женщины легла тяжелая и почетная миссия – именно она удерживает строение от готовящегося сноса, являясь живым барьером на пути жадных застройщиков и продажных депутатов, знаменующих социально-политический подтекст картины.

Помочь Фаине и заодно получить вписку в центре столицы взялась молодежная творческая тусовка, существующая по принципам сквоттинга – неофициального заселения, предполагающего отсутствие коммунальных платежей, а вместе с ними и некоторых бытовых удобств вроде воды или света.

Во главе компании оказываются две противоположности – открытый миру и всему новому Саша (Александр Богачук), которому по совместительству досталась роль нового возлюбленного Лизы, и угрюмый и всегда чем-то недовольный Стас (Сергей Лузановский). На их непростых взаимоотношениях, подробности которых почему-то остаются за кадром, авторы пытаются выстроить одну из основных конфликтных линий картины, но стремительно отводят от нее объектив в пользу других важных, на их взгляд, тем.

Подобная расфокусировка, с одной стороны, позволяет "Сквоту32" охватить большее количество подтекстов, с другой – лишь мешает ему полноценно раскрыть хотя бы один. В частности, к вопросам, так или иначе затрагиваемым в фильме, можно причислить умирающую связь с историей, материализацию духовных ценностей, недоверие к политиками и их злоупотребление властью, а также множество личностных проблем, связанных с взрослением, поиском себя, невозможностью самореализоваться и страхом следовать своей мечте.

Чередуя таким образом общественное с частным лента берет слишком большую событийную и идейную амплитуду, чтобы уложить ее в ладно скроенный сюжет. А потому он закономерно спотыкается и прихрамывает, прерывая логику повествования в одних сценах и слишком фривольно обращаясь с ней в других.

Этим же, вероятно, объясняется и весьма условное течение в "Сквоте" времени, по которому не всегда можно понять – прошел день, неделя или год.

Кадр из фильма "Сквот32" Из открытых источников

Однако даже столь неоднозначное следование законам драматургии не лишает фильм определенного шарма, в первую очередь передающегося через обаятельные актерские работы. Что, к слову, выглядит особо интересным на фоне того, что большая часть каста – не профессиональные актеры, а танцоры, музыканты и художники.

Подобный ход определенно сработал в пользу картины, сделав персонажей более реалистичными, а внутрикадровое действо – аутентичным. И если добавить к имеющемуся талантливую операторскую работу и актуальный украинский саундтрек, то "Сквот32" можно охарактеризовать как далекий от идеала, но очень вдохновленный киноэксперимент, создатели которого (как, собственно, и их герои) рискнули и пошли навстречу своей мечте.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>