Украинские премьеры Терри Гиллиама, Сергея Лозницы, Гаспара Ноэ: Чем запомнился ОМКФ-2018

Несмотря на недочеты в организации, Одесский кинофестиваль продолжает задавать украинскому кинорынку и кино весьма высокую планку

Украинские премьеры Терри Гиллиама, Сергея Лозницы, Гаспара Ноэ: Чем запомнился ОМКФ-2018
Церемония закрытия ОМКФ-2018 Одесский кинофестиваль

Александр Топилов

Журналист, писатель, музыкант

Несмотря на недочеты в организации, Одесский кинофестиваль продолжает задавать украинскому кинорынку и кино весьма высокую планку

21 июля завершился Одесский кинофестиваль – 9 дней киномарафона из 107 фильмов. В этом году организаторы решили идти по пути фестивальных стандартов мира и внедрили новую систему бронирования билетов. Это, конечно, сложно назвать минусом, но первый блин традиционно вышел комом: система глючила, работала весьма некорректно, на какие-то фильмы было очень сложно взять билеты. Как результат – полупустые залы на топовые фильмы ("Фокстрот", например) в начале кинофестиваля. При этом прямо перед сеансом система показывала, что билетов нет. Приложение для смартфонов тоже работало не очень правильно: меню "Расписание" за все 9 дней так и не открылось. Фестивалю определенно надо разобраться со своими айтишниками. Собственно, на этом негативный опыт в плане организации заканчивается, все остальное было на высшем уровне. Особенно сам контент – фильмы.

Гран-при фестиваля получил фильм Дарьи Жук "Хрусталь" (Белоруссия). Это первая картина из Белоруссии за всю историю Одесского кинофестиваля, и сразу гран-при – первая награда для режиссера Дарьи Жук. Лента рассказывает о белорусской рейверше 90-х, которая мечтает уехать в США. Уже после награждения она вызвала скандал в соцсетях. Вряд ли организаторы ОМКФ знали, что исполнительница главной роли в фильме, актриса Алина Насибуллина, является женой российского рэпера Хаски (он, кстати, тоже появляется в этом фильме). Музыкант известен не только своей дружбой с Захаром Прилепиным, но и героизацией убийцы и террориста Моторолы (Хаски поддерживал его батальон "Спарта"). Сама Дарья Жук, кстати, давно уже живет в США. Могла ли она не знать о морально-этической нечистоплотности своих актеров и персонажей? Вполне. А может, и знала, но не придала этому должное значение. А вот организаторы ОМКФ совершенно точно не проводили поименную проверку каждого актера и члена съемочной группы на предмет неблагонадежности. Так что давайте не будем их судить строго.

Лучшим фильмом международной конкурсной программы жюри назвало работу Бабиса Макридиса "Жалость", а сам Макридис был признан лучшим режиссером. Сценарий к "Жалости" написал обладатель "Оскара" Эфтимис Филиппоу, который известен работой над такими артхаусными кинохитами (оксюморон однако), как "Лобстер" и "Убийство священного оленя". "Золотой Дюк" за полный метр ожидаемо получила картина Александра Течинского "Дельта". Лучшая актерская работа – Анастасия Пустовит, сыгравшая в фильме "Когда падают деревья" Марыси Никитюк. Лучшим режиссером была названа Тоня Ноябрева со своим дебютом в полном метре "Герой моего времени" – смешно, легко и увлекательно рассказанной историей о простом парне, приехавшем в столицу и пытающимся там остаться. Фильм был очень тепло принят не только жюри, но и зрителями Одесского кинофестиваля. "Золотой Дюк" за вклад в киноискусство на сцене Оперного театра на церемонии закрытия фестиваля получила великая Жаклин Биссет.

И все же главные кинособытия в рамках кинофестиваля происходили в секциях "Фестиваль фестивалей" (ключевые фестивальные кинохиты года) и "Гала-премьеры". Украинская премьера нового фильма Терри Гиллиама "Человек, который убил Дон Кихота" прошла с невероятным успехом. Таких аплодисментов в зале после киносеанса театр Музкомедии, пожалуй, не слышал никогда. Фильм действительно роскошен. Гиллиам 29 лет пытался его сделать, три раза приступал к съемкам, и все время какие-то форс-мажоры не давали ему закончить работу. За все время проекта в фильме собирались задействовать таких актеров, как Шон Коннери, Денни Де Вито, Жан Рошфор, Джонни Депп, Юэн Макгрегор. В конце концов роль Дон Кихота досталась Джонатану Прайсу, а роль режиссера, снимающего о нем фильм, – Адаму Драйверу. Саму картину можно охарактеризовать, наверное, как некую веху в творчестве Гиллиама. На протяжении двух с половиной часов зритель погружается в яркую и пеструю галерею образов, символов, персонажей, отсылок и цитат, метафор и аллегорий, а сама история превращается в мощную кинопритчу с прекрасным визуальным фундаментом.

Фильмы Сергея Лозницы сложно назвать "любимыми в народе", и все же он традиционно собирает полные залы на кинофестивале. "Донбасс" – еще одна украинская премьера Одесского кинофестиваля, в которой к тому же не обошлось без одесситов: в фильме отметились Георгий Делиев, Наталья Бузько и Михаил Волошин. Это фильм, состоящий из 13 небольших сценок, связанных между собой весьма условно (сквозных персонажей там фактически нет). Большая часть историй взята из любительских ютуб-роликов, которые жители захваченных территорий выкладывали в открытый доступ. Они были переосмыслены режиссером и вплетены в канву повествования. Разумеется, все это производит невероятно гнетущее впечатление. Каждой сценой Лозница добивает зрителя, в конце концов погружая в пучину безнадежности, а главное – бессилия. Это очень мощное эмоциональное кино, где образность и порой гиперболизированная символичность выстраивают ту самую реальность, от которой мы пытаемся сбежать, идя в кинотеатр.

Еще одна шумная украинская премьера – фильм Гаспара Ноэ "Экстаз". Это очень сильная, страшная, жуткая работа, после которой Лозница выглядит невинным Гайдаем. Ноэ как бы говорит: "Зритель должен страдать". И зритель страдает. Половина зала с показа просто ушла. Можно даже составить рейтинг сцен из "Экстаза" – после какой именно ушло больше зрителей. Но снято все на невероятном уровне. Степень красоты, разворачивающейся на экране, зашкаливает. Разумеется, Ноэ использует запрещенные психологические приемы, но все это вполне вписывается в его творческое кредо: добить и уничтожить зрителя.

Вообще ОМКФ в какой-то момент взял очень высокую планку качества контента. И, что важно, год от года они ее не опускают. В программе 2018 года было очень много отличных фильмов, зритель смог увидеть на большом экране фаворитов главных кинофестивалей мира - как мейнстримовых (Канны, Берлин и Венеция), так и андерграундных (Сандэнс, Роттердам). Яркий пример работы кинофестиваля – фильм-открытие "Женщина на войне" Бенедикта Эрлингссона. Несколько лет назад эта картина выиграла питчинг на ОМКФ и им заинтересовались украинские продюсеры. В конце концов картина была сделана в копродукции трех стран – Исландия, Украина и Франция. Украинские представители фильма перед показом сказали, что они были счастливы работать над картиной такого уровня. И это очень важно. Фестиваль действительно задает невероятный уровень качества как для простого зрителя, так и для создателей кинопродукта. Что не может не отражаться на отечественном кинематографе. И каждый следующий фестиваль нам это наглядно показывает: украинское кино есть и, что немаловажно, развивается. Так что ждем будущего кинофестиваля – юбилейного, десятого!

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>