В ожидании невидимки: Российские бомбардировщики и их ракеты

Мы продолжаем серию материалов о боевой авиации США и России. На очереди - российские бомбардировщики

В ожидании невидимки: Российские бомбардировщики и их ракеты
Фото из открытых источников

Дейв Маджумдар

Журналист

Мы продолжаем серию материалов о боевой авиации США и России. На очереди - российские бомбардировщики

Оригинал на сайте The National Interest

Кремль выступает с громкими заявлениями о разработке нового бомбардировщика-невидимки ПАК-ДА, но скорее всего, российским ВВС придется еще долго делать основную ставку на ветерана дальней авиации Ту-95МС. Со временем этот "Медведь", как его называют в НАТО, уступит место новым бомбардировщикам Ту-160, способным развивать скорость М=2,0, однако шансов на появление ПАК-ДА пока очень мало.

"Русские любят объявлять о новых программах, потому что честолюбивые заявления стоят недорого, хотя на деле такие программы могут не осуществиться, особенно в условиях бюджетной экономии", — рассказал The National Interest исследователь Майкл Кофман, работающий в CNA Corporation и специализирующийся на российских военных делах.

Новости по теме

Кофман отметил, что российский график разработки ПАК-ДА в условиях финансовых ограничений совершенно нереалистичен, и более того, Россия так пока и не приступила к разработке соответствующего двигателя для нового бомбардировщика. Российские СМИ в своих сообщениях говорят о продолжении НИОКР по созданию усовершенствованного варианта турбореактивного двигателя НК-32 с форсажной камерой для ПАК-ДА, однако этот двигатель в большей степени подходит для новой, более совершенной версии Ту-160.

Фото из открытых источников



У России осталось 16 оригинальных образцов Ту-160. Из них для выполнения боевых задач пригодны 11 машин. В остальном российская стратегическая бомбардировочная авиация представлена 63 оставшимися у нее Ту-95МС, причем в годном для полетов состоянии находится примерно 55.

Ту-95 с четырьмя винтовыми двигателями имеет устаревшую конструкцию, но самолет многократно модернизировали, и сегодня он вооружен современными крылатыми ракетами большой дальности как в обычном, так и в ядерном снаряжении. Российские бомбардировщики продемонстрировали свои возможности в небе над Сирией, осуществляя пуски крылатых ракет Х-101 в рамках оказания поддержки наземным войскам. "На самом деле, главное это ракеты, — говорит Кофман. — Ту-95 старый, но он работает, как и В-52".

В отличие от самолетов американских ВВС, таких как B-2 Spirit компании Northrop Grumman, и дальнего ударного бомбардировщика В-21, находящегося в разработке, российские бомбардировщики не предназначены для глубокого проникновения в воздушное пространство противника. Их задача — занять позицию и произвести пуск крылатых ракет с недосягаемого для противника расстояния. Причина отчасти заключается в том, что хотя российские крылатые ракеты с ядерной начинкой типа Х-102 невидимы, сам бомбардировщик весьма заметен и посылает четкий сигнал о своем присутствии вероятному противнику. Это одна из причин, по которой бомбардировщик-невидимка с ракетой большой дальности, запускаемой вне зоны поражения ПВО (LRSO), может существенно дестабилизировать обстановку, говорит Кофман. Дело в том, что противник по ошибке может принять это за мощный удар.

Фото из открытых источников

Со временем Москве придется менять свой бомбардировочный парк. По словам Кофмана, на смену старым образцам может прийти не ПАК-ДА, а нечто иное. Наиболее вероятным кандидатом эксперт считает Ту-160М2. Используя новый вариант планера Ту-160, русские сэкономят много денег на разработке, поскольку основная модернизация коснется оружия и систем управления. Но если с новой версией Ту-160 все понятно, то неизвестно, какая машина придет на смену бомбардировщику средней дальности Ту-22M3.

Новости по теме

Часто думают, что истребитель-бомбардировщик Су-34, разработанный на базе Су-27, придет на смену фронтовому бомбардировщику Су-24. Однако Кофман говорит, что Су-34 обладает более совершенными характеристиками и может поспорить со средним бомбардировщиком. На самом деле, Су-34, прекрасно зарекомендовавший себя в Сирии, может в конечном итоге заменить и Су-24, и Ту-22М3. Нет никакой логики в разработке замены Ту-22М3, если Су-34 может занять эту нишу, обладая большей универсальностью.

У Су-34 большая дальность, хорошие приборы обнаружения и приличное вооружение, в связи с чем он может выполнять задачи Ту-22М3 по борьбе с кораблями противника. Но он будет вынужден использовать противокорабельные ракеты меньшего размера и веса, чем Х-22 производства МКБ "Радуга", которые устанавливаются на Ту-22М3. Однако Кофман утверждает, что Су-34 вполне может нести на борту сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 "Оникс". Он отмечает, что индийские Су-30МКИ будут вооружаться вариантом П-800 под названием "БраМос". Это практически та же самая ракета, но характеристики у нее немного хуже. Получив на вооружение П-800, Су-34 сможет наносить удары по кораблям с большой дальности, причем они будут намного мощнее, чем при применении Х-22. Правда, Су-34 сможет брать на борт только одну ракету "Оникс".

Фото из открытых источников

Вывод из всего вышесказанного таков. Хотя сегодня бомбардировочный парк российских вооруженных сил по своим размерам существенно уступает советскому периоду, капиталовложения СССР в разработку современных крылатых ракет сегодня начинают приносить дивиденды. Если бы Советский Союз не распался, такие ракеты как Х-101 и Х-102 поступили бы на вооружение в начале 2000-х годов. Благодаря новым ракетам российская бомбардировочная авиация даже в таком усеченном виде обладает возможностью наносить точные удары на большом расстоянии, хотя еще недавно это мог делать только Пентагон. Таким образом, хотя в будущем российская бомбардировочная авиация может использовать те же планеры, как и в прошлые десятилетия, со временем эти самолеты будут оснащаться все более совершенным оружием. Но вопрос в том, насколько быстро Москва сможет осуществлять модернизацию в свете своих непрекращающихся экономических неурядиц.

Дейв Маджумдар 

Перевод ИноСМИ

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>