banner banner banner banner

В поисках идеального аукциона. За что дали Нобелевскую премию по экономике в 2020 году

Отмеченные премией Шведского банка ученые сумели превратить довольно хаотичные сложные торги в эффективный инструмент, приносящий пользу как бизнесу, так государству и обществу

В поисках идеального аукциона. За что дали Нобелевскую премию по экономике в 2020 году
Пол Милгром и Роберт Уилсон Фото из открытых источников

Отмеченные премией Шведского банка ученые сумели превратить довольно хаотичные сложные торги в эффективный инструмент, приносящий пользу как бизнесу, так государству и обществу

В понедельник, 12 октября Шведская королевская академия наук огласила имена обладателей премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля – ее еще называют Нобелевской премией по экономике, хотя она не входит в наследие Нобеля. В этом году награду разделили американские исследователи Пол Милгром и Роберт Уилсон. Они исследовали теорию аукционов, смогли усовершенствовать ее и предложить новые форматы торгов, ставшие эффективным инструментом, приносящим пользу как бизнесу, так государству и обществу. Приводим перевод объяснения Нобелевского комитета, за что именно были отмечены Милгром и Уилсон.

Каждый день аукционы распределяют астрономические суммы между покупателями и продавцами. Лауреаты этого года Пол Милгром и Роберт Уилсон усовершенствовали теорию аукционов и изобрели новые форматы торгов, что принесло пользу продавцам, покупателям и налогоплательщикам по всему миру.

История аукционов очень долгая. В Древнем Риме кредиторы использовали аукционы для продажи активов, конфискованных у заемщиков, которые не могли выплатить свои долги. Самый старый аукционный дом в мире Stockholms Auktionsverk был основан в 1674 году – также с целью продажи изъятого имущества.

В наши дни, когда мы слышим слово "аукцион", мы, вероятно, думаем о традиционных фермерских аукционах или аукционах элитного искусства – но с таким же успехом речь может идти о продаже чего-либо в интернете или покупке недвижимости через риелтора. Результаты аукционов также очень важны для нас как налогоплательщиков и граждан. Часто компании, которые занимаются, к примеру, вывозом домашнего мусора, выигрывают государственные закупки, предлагая самую низкую цену. Гибкие цены на электроэнергию, которые определяются ежедневном режиме на региональных аукционах электроэнергии, влияют на стоимость отопления в домах. Покрытие мобильной телефонной связи зависит от того, какие радиочастоты операторы связи приобрели на аукционах по продаже диапазонов частот. Все страны сейчас привлекают займы, продавая государственные облигации на аукционах. Целью аукциона Европейского союза по квотам на атмосферные выбросы является смягчение последствий глобального потепления.

Итак, аукционы влияют на каждого из нас на всех уровнях. Более того, они становятся все более распространенными, а их сложность растет. И именно в этой сфере лауреаты 2020 года внесли основной вклад. Они не только разъяснили, как работают аукционы и почему участники торгов ведут себя определенным образом, но и использовали свои теоретические открытия для изобретения совершенно новых форматов аукционов для продажи товаров и услуг. Эти новые аукционы широко распространились по всему миру.

Теория аукционов

Чтобы понять вклад сегодняшних лауреатов, необходимо узнать немного больше о теории аукционов. Итак, исход аукциона (или закупки) зависит от трех ключевых факторов. Во-первых, от правил или формата аукциона. Предложения на нем являются открытыми или закрытыми? Сколько раз участники могут делать ставки в ходе аукциона? Какую цену платит победитель – собственную ставку или же вторую по величине? Второй фактор относится к выставленному на аукционе объекту. Имеет ли он различную стоимость для каждого участника торгов или все они одинаково оценивают объект? Третий фактор касается неопределенности. Какую информацию о стоимости объекта имеют разные участники торгов?

Используя теорию аукционов, можно объяснить, как эти три фактора влияют на стратегическое поведение участников торгов и, следовательно, на результат аукциона. Теория также может показать, как спланировать аукцион, чтобы создать как можно большую выгоду. Обе задачи становятся особенно сложными, когда на аукционе одновременно выставляется несколько связанных объектов. Лауреаты этого года в области экономики сделали теорию аукционов более применимой на практике, создав новые индивидуальные форматы аукционов.

Немного о типах аукционов

Аукционные дома по всему миру обычно продают отдельные предметы на так называемом английском аукционе. Это когда аукционист начинает с низкой стоимости, а затем предлагает все более высокие цены. Участники могут увидеть все ставки и выбрать, хотят ли они поставить больше. Тот, кто сделал самую высокую ставку, побеждает на аукционе и выплачивает предложенную сумму. Но это не единственный вид аукциона, существуют другие системы с совершенно отличными правилами. Так голландский аукцион начинается с высокой цены, которая затем постепенно понижается, пока кто-то первым не примет предложение и объект не будет продан.

И английский, и голландский аукционы работают с открытыми ставками, поэтому все участники видят ставки других. Однако на других типах аукционов они могут быть закрыты. Например, при государственных закупках участники торгов часто размещают закрытые предложения, а закупщик выбирает поставщика, который обязуется предоставить услугу по самой низкой цене, при условии выполнения определенных требований к качеству. Кроме того, на одних аукционах окончательной стоимостью является наивысшая предложенная цена (аукционы первой цены), но в других форматах победитель платит вторую по величине ставку (аукционы второй цены).

Какой формат аукциона лучше? Это зависит не только от результата, но и от того, что мы подразумеваем под словом "лучший". Частные продавцы обычно наиболее озабочены достижением максимальной цены. Общественные продавцы преследуют более широкие цели, чтобы товары, продаваемые участнику торгов, приносили наиболее долгосрочную выгоду обществу в целом. Поиск лучшего аукционного формата – непростая задача, которая долгое время занимала экономистов.

Сложность анализа аукционов состоит в том, что лучшая стратегия участника аукциона зависит от того, как, по его мнению, другие участники будут делать ставки. Считают ли некоторые участники торгов объект более или менее ценным, чем другие? Значат ли эти разные оценки, что некоторые участники торгов обладают более полной информацией о характеристиках и стоимости товаров? Могут ли участники торгов сотрудничать и манипулировать аукционом, чтобы снизить окончательную цену?

Частная ценность

Лауреат премии по экономическим наукам имени Альфреда Нобеля за 1996 год Уильям Викри основал теорию аукционов в начале 1960-х годов. Он проанализировал особый случай, при котором участники торгов имеют только частную стоимость выставленных на аукцион товаров или услуг. Это означает, что оценки стоимости товара участниками торгов полностью независимы друг от друга. Например, это может быть благотворительный аукцион на ужин со знаменитостью (скажем, лауреатом Нобелевской премии). Сумма, которую вы готовы заплатить за такой ужин, является субъективной – ваша собственная, частная оценка не зависит от того, как другие участники торгов оценивают этот ужин. Но как же делать ставки на аукционах такого типа? Вы не должны предлагать цену, превышающую для вас стоимость ужина. Но стоит ли предлагать более низкую цену, возможно, получать ужин по более низкой цене?

Викри показал, что наиболее известные форматы аукционов, такие как английский и голландский, приносят продавцу одинаковый ожидаемый доход при условии, что все участники торгов рациональны и безразличны к риску.

Общепринятая ценность

В целом, частная ценность – это крайний случай. Большинство объектов аукциона, такие как ценные бумаги, собственность и права на добычу, имеют значительную общепринятую ценность. Это означает, что часть стоимость равна для всех потенциальных участников торгов. На практике у участников также имеется разный объем информации о свойствах объекта.

Рассмотрим конкретный пример. Представьте, что вы торговец бриллиантами и что вы, как и некоторые другие дилеры, планируете сделать ставку на необработанный алмаз, чтобы вы могли производить из него ограненные бриллианты и продавать их. Ваша готовность платить зависит от стоимости ограненных камней при перепродаже, которая, в свою очередь, зависит от их количества и качества. У разных торговцев разные мнения об этой общепринятой ценности, в зависимости от их знаний, опыта и времени, которое у них было на осмотр алмаза. Вы могли бы лучше оценить стоимость, если бы у вас был доступ к оценкам всех других участников торгов, но каждый участник аукциона предпочитает хранить свою информацию в секрете.

Риск участников аукционов с общепринятой ценностью заключается в том, их соперники получат более точную информацию об истинной стоимости. Это приводит к хорошо известному явлению низких ставок на реальных аукционах, которое называется проклятием победителя. Допустим, вы выиграли аукцион на необработанный алмаз. Это означает, что другие участники торгов оценили камень дешевле, чем вы, так что вы вполне можете понести по этой сделке убытки.

Роберт Уилсон был первым, кто создал основу для анализа аукционов с общепринятой ценностью и описал, как участники торгов ведут себя в таких обстоятельствах. В трех классических работах 1960-х и 1970-х годов он описал оптимальную стратегию назначения ставок для аукциона первой цены, когда истинная стоимость неизвестна. Участники будут предлагать цену ниже своей наилучшей оценки, чтобы избежать плохой сделки и, таким образом, страдать от проклятия победителя. Его анализ также показал, что при большей неопределенности участники торгов будут более осторожными, и окончательная цена будет ниже. Наконец, Уилсон показал, что проблемы, вызванные проклятием победителя, становятся еще более серьезными, когда одни участники торгов обладают большей информацией, чем другие. Те, у кого этой информации недостаточно, предложат еще более низкую цену или полностью откажутся от участия в аукционе.

Частная и общепринятая ценность вместе

В ходе большинства аукционов у участников торгов есть как частная, так и общепринятая ценности. Предположим, вы думаете поучаствовать в торгах на аукционе за квартиру или дом. Ваша готовность платить зависит от вашей частной ценности (насколько вы оцениваете состояние недвижимости, планировку и расположение) и вашей оценки общепринятой ценности (за сколько вы сможете продать объект в будущем). Энергетическая компания, которая претендует на право добычи природного газа, обеспокоена как размером газового месторождения (общепринятая ценность), так и стоимостью добычи газа (частная ценность, поскольку стоимость зависит от технологии, доступной для конкретной компании). Банк, подающий заявку на государственные облигации, учитывает будущую рыночную процентную ставку (общепринятая ценность) и количество своих клиентов, которые хотят купить облигации (частная ценность). Анализ заявок на аукционах с частными и общепринятыми ценностями оказался еще более сложной задачей, чем частные случаи, проанализированные Викри и Уилсоном. Человеком, который наконец расколол этот орех, был Пол Милгром. Результаты он опубликовал в нескольких статьях, которые увидели свет около 1980 года.

Анализ Милгрома – частично с Робертом Вебером – включал новые важные инсайты об аукционах. Один из них касается того, насколько хорошо различные форматы аукционов решают проблему проклятия победителя. На английском аукционе аукционист начинает с низкой цены и повышает ее. Участники торгов, наблюдающие за ценой, после которой другие участники выбывают из аукциона, таким образом получают информацию о своих оценках. Поскольку не выбывшие участники торгов имеют больше информации, чем в начале аукциона, они менее склонны предлагать цену ниже их оценочной стоимости. С другой стороны, голландский аукцион, где аукционист начинает с высокой цены и снижает ее до тех пор, пока кто-то не захочет купить объект, не генерирует никакой новой информации. Таким образом, проблема с проклятием победителя на голландских аукционах больше, чем на английских, что приводит к более низким конечным ценам.

Этот конкретный результат отражает общий принцип: формат аукциона обеспечивает тем более высокий доход, чем сильнее связь между ставками и информацией, которой владеют участники торгов. Следовательно, продавец заинтересован в предоставлении участникам как можно большего количества информации о стоимости объекта до начала торгов. Например, продавец дома может рассчитывать на более высокую окончательную цену, если участники аукциона имеют доступ к (независимой) экспертной оценке до начала торгов.

Лучшие аукционы на практике

Милгром и Уилсон не только посвятили себя фундаментальной теории аукционов. Они также изобрели новые и более совершенные форматы аукционов для сложных ситуаций, в которых нельзя использовать существующие форматы. Самый известный их вклад – это схема аукциона, которую они разработали, когда власти США впервые продавали радиочастоты операторам связи.

Радиочастоты, позволяющие осуществлять беспроводную связь – звонки по мобильным телефонам, интернет-платежи или видеоконференции – представляют собой ограниченные ресурсы, имеющие большую ценность для потребителей, бизнеса и общества. Этими частотами владеет государство, но частные субъекты часто могут использовать их более эффективно. Таким образом, властям пришлось каким-то образом предоставить этим субъектам доступ к полосам частот. Первоначально это было сделано с помощью процесса, известного как "конкурс красоты". Компании должны были предоставить государству аргументы в пользу того, почему именно они должны получить лицензию. Это означало, что телеком- и медиакомпаниям приходилось тратить на лоббирование огромные деньги. Однако доход от этого процесса был ограничен.

В 1990-х годах, когда рынок мобильной телефонии расширился, ответственный орган в США, Федеральная комиссия по связи (FCC), осознал, что "конкурсы красоты" больше не являются приемлемыми. Число мобильных компаний быстро росло, и FCC практически утонула в заявках на доступ операторов к радиочастотам. Под давлением FCC Конгресс США разрешил использование лотерей для распределения частотных диапазонов. Таким образом, "конкурс красоты" был заменен полностью случайным распределением лицензий. А это, в свою очередь, также принесло правительству лишь ограниченный доход.

Недовольными остались и операторы мобильной связи. Лотереи проводились на местном уровне, поэтому национальные операторы мобильной связи обычно получали неоднородные сети с разными частотными диапазонами в разных регионах. Затем операторы попытались торговать частотами между собой, что привело к появлению большого вторичного рынка лицензий. Между тем из-за растущего государственного долга США дальнейшее распространение лицензий почти бесплатно становилось все более затруднительным с политической точки зрения. Рыночная стоимость лицензий составляла многие миллиарды долларов – это были деньги, которые оказались в руках спекулянтов частотами, а не в Казначействе США (потеря доходов, которая в конечном счете легла на налогоплательщиков). Наконец, в 1993 году было решено, что полосы частот будут распределяться с помощью аукционов.

Новые форматы аукционов

И тут возникла новая проблема – необходимо было разработать такой формат аукциона, который обеспечивал бы эффективное распределение радиочастотных диапазонов и в то же время приносил наибольшую выгоду налогоплательщикам. Эту проблему оказалось очень трудно решить, поскольку диапазон частот имеет признаки как частной, так и общепринятой ценности. Кроме того, значение конкретной полосы частот в конкретном регионе зависит от других полос частот, принадлежащих конкретному оператору.

Рассмотрим условного оператора, который хочет построить национальную сеть мобильной связи. Предположим, что регулирующий орган Швеции проводит аукционы по частотным диапазонам последовательно один за другим, начиная с Лапландии на севере и далее по всей стране до Сконе на юге. Теперь стоимость лицензии в Лапландии зависит от того, удастся ли оператору на более поздних этапах купить лицензии на всем протяжении вплоть до Сконе, и по какой цене. Оператор не знает результатов будущих аукционов, поэтому практически невозможно узнать, сколько придется заплатить за лицензию. Кроме того, спекулятивные покупатели могут попытаться приобрести именно ту полосу частот, которая нужна конкретному оператору именно в Сконе, чтобы продать ее по высокой цене на вторичном рынке. Из-за большой неопределенности оператор будет поддерживать низкую ставку или полностью сниматься с аукциона в ожидании возможного возникновения вторичного рынка.

Этот условный пример Швеции иллюстрирует общую проблему. Чтобы обойти ее, первый аукцион в США должен был выделить все географические области радиочастотного спектра за один раз. Организаторам также пришлось управлять большим количеством участников торгов. Чтобы решить эти проблемы, Милгром и Уилсон – отчасти в сотрудничестве с Престоном Макафи – изобрели совершенно новый формат аукциона. Речь идет об аукционе с одновременным множеством раундов (SMRA). Этот тип аукциона предлагает все объекты (в данном случае – диапазоны радиочастот в разных географических регионах) одновременно. Начав с низких цен и разрешив повторные ставки, аукцион уменьшает проблемы, вызванные неопределенностью и проклятием победителя. Когда FCC впервые использовала SMRA в июле 1994 года, она продала 10 лицензий в 47 раундах торгов на общую сумму 617 миллионов долларов. А ведь ранее эти объекты американское правительство раздавало практически бесплатно.

Первый аукцион частот с использованием SMRA в целом обернулся огромным успехом. Многие страны (включая Финляндию, Индию, Канаду, Норвегию, Польшу, Испанию, Великобританию, Швецию и Германию) приняли тот же формат для своих аукционов частот. Одни только аукционы FCC, использующие этот формат, принесли более 120 миллиардов долларов прибыли за двадцать лет (1994–2014), а в глобальном масштабе этот механизм принес более 200 миллиардов долларов от торговли частотами. Формат SMRA также использовался в других контекстах, таких как продажа электроэнергии и природного газа.

Впоследствии теоретики аукционов, нередко в сотрудничестве с компьютерными учеными, математиками и бихевиористами, усовершенствовали новые форматы аукционов. Они также адаптировали их, чтобы уменьшить возможности для манипулирования и координации действий между участниками торгов. Милгром является одним из создателей модифицированного аукциона, в ходе которого операторы могут делать ставки на пакеты частот, а не на отдельные лицензии. Этот тип аукциона требует значительных вычислительных мощностей, поскольку количество возможных пакетов очень быстро растет вместе с количеством частот для продажи. Милгром также является ведущим разработчиком нового аукционного формата с двумя раундами. В первом туре вы покупаете радиочастоты у действующих обладателей лицензии. Во втором раунде вы продаете освободившиеся частоты другим участникам, которые могут управлять ими более эффективно.

Фундаментальные исследования привели к новым изобретениям

Первоначальную новаторскую работу Милгрома и Уилсона следует рассматривать как фундаментальное исследование. Они хотели использовать и развить теорию игр, чтобы проанализировать, как разные участники ведут себя стратегически, когда каждый из них имеет доступ к разной информации. Аукционы с их четкими правилами, регулирующими это стратегическое поведение, оказались естественной ареной для их исследований. Тем не менее, аукционы приобрели практическое значение, и с середины 1990-х годов они все чаще используются для распределения сложных государственных активов, таких как полосы частот, электричество и природные ресурсы. Фундаментальные выводы из теории аукционов заложили основу для создания новых форматов аукционов, которые преодолели эти новые проблемы.

Новые форматы аукционов – прекрасный пример того, как фундаментальные исследования могут впоследствии генерировать изобретения, приносящие пользу обществу. Необычной особенностью этого примера является то, что теорию и практические приложения разработали одни и те же люди. Таким образом, новаторское исследование аукционов, проведенное лауреатами, принесло большую пользу покупателям, продавцам и обществу в целом.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>