В Украине наблюдается небывалый рост объемов нелегальной торговли дизелем и сжиженным газом

В Украине наблюдается небывалый рост объемов нелегальной торговли дизелем и сжиженным газом
Открытый источник

Дмитрий Кулик

глава "Нефтегазовой Ассоциации Украины"

При полной пассивности государственных органов и отсутствии скоординированной работы на национальном уровне в Украине в последнее время значительно выросли объемы продаж автогаза и дизтоплива. Во многом это обусловлено ростом числа нелегальных точек продаж, который в последнее время достиг небывалого размаха. Примечательно, что часто такие точки торгуют нефтепродуктами, которые легально импортируют в Украину крупные оптовые трейдеры.

На рынке нефтепродуктов сложилась непростая ситуация: за последние несколько лет торговля нелегальными нефтепродуктами достигла рекордных показателей. Доля теневого рынка в сегменте дизельного топлива достигает около 20%, на теневые продажи сжиженного газа в зависимости от региона приходится 30-50%. В результате государственный и местные бюджеты недополучат существенные суммы, которые варьируются в диапазоне от 5 до 7 млрд грн ежегодно. В нынешнем году мы прогнозируем, что потери могут достичь отметки в 10 млрд грн.

Главный драйвер теневого рынка – нелегальные АЗС, число которых в последнее время значительно возросло. В целом в Украине насчитывается до 500 нелегальных дизельных заправок и около тысячи заправок, торгующих сжиженным газом. Пожалуй, самая благополучная ситуация нынче наблюдается только в Киеве, где в 2017 году власти предприняли радикальные меры в отношении нелегальных АЗС, показав, каких результатов можно достичь, скоординировав усилия ведомств и служб. Сейчас в Киеве осталось не более 10 нелегальных АЗС. В то же время большинство демонтированных модулей перебрались в Киевскую область, где сейчас насчитывается их наибольшее число – около 450. 

Борьба, которую с нелегалами ведут правоохранительные органы в регионах, как правило, носит точечный характер. Демонтированные модули спустя время возвращаются на прежнее место. Мы убеждены, что результатов можно достичь только путем комплексной работы, которая бы проводилась на национальном уровне. Предложили властям создать рабочую группу, в которую бы входили представители полиции, ГФС, подразделений Налоговой милиции, государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, Государственной службы Украины по вопросам труда, Государственной службы по вопросам геодезии, Государственной службы по вопросам безопасности продуктов питания и защиты потребителя и ГСЧС (часто модули устанавливаются с нарушениями правил пожарной безопасности, в непосредственной близости от жилых домов). Рабочая группа должна проводить комплексный мониторинг соответствия требованиям законодательства документации на землю, наличия разрешительных документов, уплаты налогов. Кстати, первый признак нелегальных заправок – отсутствие фискальных чеков и наличные расчеты.

Новости по теме

На минувшей неделе Нефтегазовая ассоциация подготовила и направила письма со своими предложениями в Администрацию президента, Кабмин, МЭРТ, МВД.

Мы уверены, что власти заинтересованы увеличить поступления в бюджет. По нашим наблюдениям, явление нелегальной торговли нефтепродуктами не носит системного характера. Это, как правило, явления местечкового уровня, разрозненные, которые, скорее всего, покрывают местные чиновники невысокого ранга. Преодолеть явление может помочь введение требования лицензировать АЗС. Нефтепродукты – единственный подакцизный вид товара, производство и торговля которым в Украине до сих пор не лицензируется. 

Легальные операторы рынка нефтепродуктов заинтересованы в победе над рынком нелегальных нефтепродуктов, поскольку сейчас это сдерживает их от дальнейших инвестиций в бизнес, особенно в сегментах сжиженного газа и дизеля, где нелегальная торговля особенно процветает. Нелегалы заинтересованы именно в этих сегментах, поскольку они являются самыми быстрорастущими. Сегмент бензина в Украине, наоборот, ежегодно сокращается. Кроме того, он не привлекает нелегальных игроков и из-за особенностей потребителей. Те, кто заправляет автомобиль бензином, как правило, не рискуют этого делать на непроверенных, небрендированных АЗС, справедливо опасаясь за качество топлива и последствия такой заправки. В отличие от них, водители-дальнобойщики, которые часто используют транспорт фирм и не против увеличить свою выгоду, с радостью заправляются на нелегальных бочках, которые продают на 0,5-1 грн дешевле, чем легальные АЗС.

С учетом неуплаты налогов нелегалы имеют маржу до 7 грн с литра дизеля или автогаза. Порог вхождения в нелегальный бизнес также достаточно низок: если строительство АЗС обходится не менее чем в 2,5 млн долл., то организация нелегальных продаж с "бочки" не более чем 20-30 тыс. долл. При отсутствии действенных механизмов наказания за такую деятельность со стороны государства нелегальный бизнес по-прежнему более чем привлекателен. Этим и объясняются небывалые темпы его роста и размах.  

Ручаться за качество нефтепродуктов, которыми торгуют нелегалы, разумеется, невозможно. В то же время, по нашим данным, большинство из них торгуют нефтепродуктами, которые легально ввозятся в страну крупными нефтетрейдерами, а затем через ряд компаний-"прокладок" реализуются нелегалам за наличные средства. Такие схемы на рынке есть, и на них, безусловно, должна обратить внимание ГФС.

На нелегальных точках продается и немало "бодяги". По нашим оценкам, на нее приходится около 20% всех нелегальных продаж. Мы всерьез обеспокоены подозрительно высокими объемами ввоза авиационного топлива, акциз на которое значительно ниже, чем акциз на дизель (акциз на ДТ – 139 евро на 1000 литров, акциз авиационного топлива – 21 евро на 1000 литров). По нашим данным, нелегалы активно смешивают дизель и авиационное топливо, достигая таким образом удешевления продукта. И этот вопрос также хорошо было бы изучить рабочей группе, сформированной из представителей ведомств.

Дмитрий Кулик

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров