Венецианский кинофестиваль: Триумф Netflix и первые прогнозы "Оскара-2019"

Фильмы, получившие призы на этом кинофоруме, имеют большие шансы номинироваться на премии Американской киноакадемии

Венецианский кинофестиваль: Триумф Netflix и первые прогнозы "Оскара-2019"
Кадр из фильма "Рим" Венецианский кинофестиваль

Блог о Кино

Редакционный блог

Фильмы, получившие призы на этом кинофоруме, имеют большие шансы номинироваться на премии Американской киноакадемии

Впервые в истории на одном из престижнейших кинофестивалей мира победил фильм, снятый для онлайн-показов, а не для кинотеатров. Благодаря этому 75-й Венецианский кинофестиваль может войти в историю.   

Впервые за долгие годы мнение жюри Венецианского кинофеста о лучших фильмах совпало с оценками и прогнозами критиков. Главную награду "Золотой лев" получил режиссер Альфонсо Куарон за фильм "Рим". Эта черно-белая лента рассказывает о благополучном районе Мехико, который назван в честь итальянской столицы.

Сюжет картины разворачивается в 1960-х. В его центре обычная мексиканская семья. Мама-преподаватель и отец-врач воспитывают трех сыновей. Их жизнь сильно меняется из-за личных драм, а также в результате политических потрясений в стране.

Эту ленту хвалили за максимальную правдоподобность. Многих персонажей в ней воплотили не актеры, а обычные люди, которые играли самих себя.

Режиссер Альфонсо Куарон славится своими популярными лентами "Гравитация", "Дитя человеческое", а также "Гарри Поттер и узник Азкабана". Появление в его фильмографии черно-белой авторской картины "Рим", которая ушла далеко за пределы мейнстрима, для многих стало неожиданностью.

Фильм снят по заказу стриминговой платформы Netflix. Кроме того еще несколько наград кинофорума получили и другие ленты этой стриминговой платформы.

Победа "Рима" прозвучала, как упрек извечному конкуренту Венецианского кинофеста – Каннскому. В этом году организаторы французского кинофорума не приняли в конкурс фильмы, снятые для Netflix. Объяснили это тем, что такое кино не будет демонстрироваться в широком прокате во Франции, а также появится в сети раньше, чем через 36 месяцев после премьеры на Лазурном берегу. В свою очередь Венецианский кинофест решил не следовать столь консервативной политике и принял фильмы, отвергнутые в Каннах.

Эта ситуация отчасти напоминает 2014 год, когда шведский фильм Роя Андерссона "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни" не взяли в конкурс Каннского кинофестиваля, а в результате он завоевал "Золотого льва".

Второй год подряд на Венецианском кинофоруме главную награду получает фильм мексиканского режиссера. В 2017-м это была "Форма воды" Гильермо дель Торо. Впоследствии эта лента собрала длинный список призов во главе с "Оскаром" за лучший фильм, а самого режиссера пригласили возглавить жюри Венецианского кинофорума в 2018-м году. Когда же он отдал главный приз своему соотечественнику Альфонсо Куарону, с которым дружит уже много лет, то никто не упрекнул дель Торо в предвзятости. Ведь "Рим"еще задолго до объявления победителей называли фаворитом конкурса. Кроме того все девять членов жюри проголосовали за победу этой ленты единогласно.

Вторую по значимости награду кинофестиваля "Гран-при" получила лента "Фаворитка" наиболее обсуждаемого современного греческого режиссера Йоргоса Лантимоса ("Убийство священного оленя", "Лобстер"). 

Картина переносит зрителя в Великобританию конца XVII — начала XVIII веков. Обезумевшая королева Анна (Оливия Колман) тонет в интригах. Фактически страной правит не она, а ее фаворитка леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс). Неожиданно при дворе появляется девушка Абигейл (Эмма Стоун), которая всеми силами пытается занять место любимой советчицы королевы. И между фаворитками начинается коварное противостояние.

Британская актриса Оливия Колман получила на фестивале Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Эту актрису в последние годы можно было встретить во второстепенных ролях в детективе "Убийство в Восточном экспрессе" и сериале "Ночной администратор". А в следующем году выйдет третий сезон сериала "Корона", в котором эта Колман сыграет другую королеву Великобритании – Елизавету II.

В украинским прокате "Фаворитка" стартует 3 января 2019 года.

Аналогичную награду за лучшую мужскую роль получил американский актер Уиллем Дефо ("Антихрист", "Отель "Гранд Будапешт"). Это уже вторая столь престижная награда артиста за 2018 год. В феврале ему вручили почетного "Золотого медведя" Берлинале. Отметим, что до того кинофестивали и кинопремии не особо жаловали Дефо. Так что у него было лишь несколько второстепенных призов.

На этот раз Дефо наградили за главную роль в байопике о Винсенте ван Гоге "На пороге вечности". Лента посвящена последним годам жизни великого постимпрессиониста. Режиссер Джулиан Шнабель представил в этом фильме свое авторское видение биографии художника и сосредоточился на его размышлениях о вечности.

"Серебряного льва" за режиссуру присудили французу Жаку Одиару ("Ржавчина и кость", "Дипан") за вестерн "Братья Систерс". Фильм переносит зрителя в середину ХIХ века, когда в США царила золотая лихорадка. В центре сюжета два братья-киллера. Им заказывают убить молодого химика, который изобрел эффективный способ добычи золота. Однако поиски жертвы приводят братьев к совершенно неожиданной развязке. На наши экраны лента обещает выйти 11 октября.  

Приз за лучший сценарий ушел живым классикам американского кино Джоэлу и Итану Коэнам ("Фарго", "Большой Лебовски", "Старикам тут не место"), которые представили свою новую картину "Баллада Бастера Скраггса". Этот проект изначально задумывался, как сериал. Однако в результате его ужали до одного фильма, который состоит из нескольких коротких сюжетов, переплетающихся между собой.

Критики отметили множество несовершенств в этой картине. Например, персонажи во многих сценах чересчур эксцентричны, а общий сюжет фильма не сходится в одну внятную историю. Но вместе с тем ленту хвалил за смелые драматургические приемы, которые открыли нечто новое в сценарном мастерстве.

Картина состоит из шести сюжетов, которые показывают разные грани жизни на Диком Западе. Главы ленты посвящены грабителю банков, остроумному певцу, золотодобытчику, путешествующим артистам, а также сильным женщинам.

Кадр из фильма "Баллада Бастера Скраггса" Netflix

В последние годы престижнейшие кинофестивали и премии начали активно записывать в число номинантов женщин, чернокожих и кинематографистов, которые представляют меньшинства. Иногда такие решения выглядят притянутыми за уши. Например, добротный, но ничем не выдающийся фильм "Леди Берд" на последнем "Оскаре" принес номинацию своему режиссеру – Грете Гервиг. Это вызвало недоумение у многих экспертов. А в основной конкурс Каннского кинофорума в этом году попала военная драма о женщинах-военных, снятая женщиной-режиссером Евой Хассон "Девушки солнца", которую не раскритиковал только ленивый.

Венецианский кинофестиваль не ставил себе за цель любой ценой подержать гендерное и расовое равенство в своем конкурсе. За его главные призы боролся лишь один фильм, снятый женщиной-режиссером – "Соловей" Дженнифер Кент. В результате эта картина получила Специальный приз жюри и награду Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру, который достался Байкалу Ганамбарру.

Картина переносит зрителя в 1829 год в австралийский штат Тасмания. Молодая ирландская девушка остается совсем одна после того, как убивают ее мужа и маленького ребенка. Суд оправдывает преступников. Поэтому главная героиня решает самостоятельно добиться справедливости. Наняв аборигена-следопыта она отправляется через непроходимые заросли, чтобы отомстить убийцам.

Украина в этом году была представлена на фестивале одним внеконкурсным документальным фильмом Сергея Лозницы "Процесс". Эта лента посвящена сталинским репрессиям и смонтирована из хроникальных кадров 1930-х годов.

Кроме того прошлогодний фильм Андреа Маньяни "Изи", который снят в копродукции Украины и Италии, отметили премией Kineo Diamond. Эта награда вручается в рамках Венецианского фестиваля, хотя и не входит в число его официальных призов.

Неоднократно во время фестиваля звучало имя режиссера Олега Сенцова, который уже 120 дней голодает в российской тюрьме. О своем коллеге напоминали Сергей Лозница и российский документалист Виктор Косаковский. Также освободить Сенцова призвали члены основного жюри кинофорума:

Жюри 75-го Венецианского кинофестиваля Венецианский кинофестиваль

Еще в начале этого десятилетия Венецианский кинофестиваль был на спаде. Фильмы из его программы редко становились настоящими событиями, а авторитет киносмотра основывался на былых легендах, а не на современных шедеврах. Однако в последние годы этот кинофорум восстановил свой имидж и теперь задает главные тренды. Например, именно на нем в прошлом году открыли двух фаворитов "Оскара 2018": "Форму воды" Гильермо дель Торо и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" Мартина Макдонаха. Вероятно, о фильмах Венецианского кинофестиваля 2018 года мы также услышим, когда назовут номинантов на "Оскар 2019".  

Но главное, благодаря чему этот фестиваль войдет в историю, – на нем получили призы сразу несколько фильмов, снятых для стриминговых платформ. Таким образом кинофорум окончательно разрушил монополию кинотеатров на высокохудожественное фестивальное кино.

Антон Филатов

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров