Венецианский кинофестиваль: Триумф Netflix и первые прогнозы "Оскара-2019"

Фильмы, получившие призы на этом кинофоруме, имеют большие шансы номинироваться на премии Американской киноакадемии

Венецианский кинофестиваль: Триумф Netflix и первые прогнозы "Оскара-2019"
Кадр из фильма "Рим" Венецианский кинофестиваль

Блог о Кино

Редакционный блог

Фильмы, получившие призы на этом кинофоруме, имеют большие шансы номинироваться на премии Американской киноакадемии

Впервые в истории на одном из престижнейших кинофестивалей мира победил фильм, снятый для онлайн-показов, а не для кинотеатров. Благодаря этому 75-й Венецианский кинофестиваль может войти в историю.   

Впервые за долгие годы мнение жюри Венецианского кинофеста о лучших фильмах совпало с оценками и прогнозами критиков. Главную награду "Золотой лев" получил режиссер Альфонсо Куарон за фильм "Рим". Эта черно-белая лента рассказывает о благополучном районе Мехико, который назван в честь итальянской столицы.

Сюжет картины разворачивается в 1960-х. В его центре обычная мексиканская семья. Мама-преподаватель и отец-врач воспитывают трех сыновей. Их жизнь сильно меняется из-за личных драм, а также в результате политических потрясений в стране.

Эту ленту хвалили за максимальную правдоподобность. Многих персонажей в ней воплотили не актеры, а обычные люди, которые играли самих себя.

Режиссер Альфонсо Куарон славится своими популярными лентами "Гравитация", "Дитя человеческое", а также "Гарри Поттер и узник Азкабана". Появление в его фильмографии черно-белой авторской картины "Рим", которая ушла далеко за пределы мейнстрима, для многих стало неожиданностью.

Фильм снят по заказу стриминговой платформы Netflix. Кроме того еще несколько наград кинофорума получили и другие ленты этой стриминговой платформы.

Победа "Рима" прозвучала, как упрек извечному конкуренту Венецианского кинофеста – Каннскому. В этом году организаторы французского кинофорума не приняли в конкурс фильмы, снятые для Netflix. Объяснили это тем, что такое кино не будет демонстрироваться в широком прокате во Франции, а также появится в сети раньше, чем через 36 месяцев после премьеры на Лазурном берегу. В свою очередь Венецианский кинофест решил не следовать столь консервативной политике и принял фильмы, отвергнутые в Каннах.

Эта ситуация отчасти напоминает 2014 год, когда шведский фильм Роя Андерссона "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни" не взяли в конкурс Каннского кинофестиваля, а в результате он завоевал "Золотого льва".

Второй год подряд на Венецианском кинофоруме главную награду получает фильм мексиканского режиссера. В 2017-м это была "Форма воды" Гильермо дель Торо. Впоследствии эта лента собрала длинный список призов во главе с "Оскаром" за лучший фильм, а самого режиссера пригласили возглавить жюри Венецианского кинофорума в 2018-м году. Когда же он отдал главный приз своему соотечественнику Альфонсо Куарону, с которым дружит уже много лет, то никто не упрекнул дель Торо в предвзятости. Ведь "Рим"еще задолго до объявления победителей называли фаворитом конкурса. Кроме того все девять членов жюри проголосовали за победу этой ленты единогласно.

Вторую по значимости награду кинофестиваля "Гран-при" получила лента "Фаворитка" наиболее обсуждаемого современного греческого режиссера Йоргоса Лантимоса ("Убийство священного оленя", "Лобстер"). 

Картина переносит зрителя в Великобританию конца XVII — начала XVIII веков. Обезумевшая королева Анна (Оливия Колман) тонет в интригах. Фактически страной правит не она, а ее фаворитка леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс). Неожиданно при дворе появляется девушка Абигейл (Эмма Стоун), которая всеми силами пытается занять место любимой советчицы королевы. И между фаворитками начинается коварное противостояние.

Британская актриса Оливия Колман получила на фестивале Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Эту актрису в последние годы можно было встретить во второстепенных ролях в детективе "Убийство в Восточном экспрессе" и сериале "Ночной администратор". А в следующем году выйдет третий сезон сериала "Корона", в котором эта Колман сыграет другую королеву Великобритании – Елизавету II.

В украинским прокате "Фаворитка" стартует 3 января 2019 года.

Аналогичную награду за лучшую мужскую роль получил американский актер Уиллем Дефо ("Антихрист", "Отель "Гранд Будапешт"). Это уже вторая столь престижная награда артиста за 2018 год. В феврале ему вручили почетного "Золотого медведя" Берлинале. Отметим, что до того кинофестивали и кинопремии не особо жаловали Дефо. Так что у него было лишь несколько второстепенных призов.

На этот раз Дефо наградили за главную роль в байопике о Винсенте ван Гоге "На пороге вечности". Лента посвящена последним годам жизни великого постимпрессиониста. Режиссер Джулиан Шнабель представил в этом фильме свое авторское видение биографии художника и сосредоточился на его размышлениях о вечности.

"Серебряного льва" за режиссуру присудили французу Жаку Одиару ("Ржавчина и кость", "Дипан") за вестерн "Братья Систерс". Фильм переносит зрителя в середину ХIХ века, когда в США царила золотая лихорадка. В центре сюжета два братья-киллера. Им заказывают убить молодого химика, который изобрел эффективный способ добычи золота. Однако поиски жертвы приводят братьев к совершенно неожиданной развязке. На наши экраны лента обещает выйти 11 октября.  

Приз за лучший сценарий ушел живым классикам американского кино Джоэлу и Итану Коэнам ("Фарго", "Большой Лебовски", "Старикам тут не место"), которые представили свою новую картину "Баллада Бастера Скраггса". Этот проект изначально задумывался, как сериал. Однако в результате его ужали до одного фильма, который состоит из нескольких коротких сюжетов, переплетающихся между собой.

Критики отметили множество несовершенств в этой картине. Например, персонажи во многих сценах чересчур эксцентричны, а общий сюжет фильма не сходится в одну внятную историю. Но вместе с тем ленту хвалил за смелые драматургические приемы, которые открыли нечто новое в сценарном мастерстве.

Картина состоит из шести сюжетов, которые показывают разные грани жизни на Диком Западе. Главы ленты посвящены грабителю банков, остроумному певцу, золотодобытчику, путешествующим артистам, а также сильным женщинам.

Кадр из фильма "Баллада Бастера Скраггса" Netflix

В последние годы престижнейшие кинофестивали и премии начали активно записывать в число номинантов женщин, чернокожих и кинематографистов, которые представляют меньшинства. Иногда такие решения выглядят притянутыми за уши. Например, добротный, но ничем не выдающийся фильм "Леди Берд" на последнем "Оскаре" принес номинацию своему режиссеру – Грете Гервиг. Это вызвало недоумение у многих экспертов. А в основной конкурс Каннского кинофорума в этом году попала военная драма о женщинах-военных, снятая женщиной-режиссером Евой Хассон "Девушки солнца", которую не раскритиковал только ленивый.

Венецианский кинофестиваль не ставил себе за цель любой ценой подержать гендерное и расовое равенство в своем конкурсе. За его главные призы боролся лишь один фильм, снятый женщиной-режиссером – "Соловей" Дженнифер Кент. В результате эта картина получила Специальный приз жюри и награду Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру, который достался Байкалу Ганамбарру.

Картина переносит зрителя в 1829 год в австралийский штат Тасмания. Молодая ирландская девушка остается совсем одна после того, как убивают ее мужа и маленького ребенка. Суд оправдывает преступников. Поэтому главная героиня решает самостоятельно добиться справедливости. Наняв аборигена-следопыта она отправляется через непроходимые заросли, чтобы отомстить убийцам.

Украина в этом году была представлена на фестивале одним внеконкурсным документальным фильмом Сергея Лозницы "Процесс". Эта лента посвящена сталинским репрессиям и смонтирована из хроникальных кадров 1930-х годов.

Кроме того прошлогодний фильм Андреа Маньяни "Изи", который снят в копродукции Украины и Италии, отметили премией Kineo Diamond. Эта награда вручается в рамках Венецианского фестиваля, хотя и не входит в число его официальных призов.

Неоднократно во время фестиваля звучало имя режиссера Олега Сенцова, который уже 120 дней голодает в российской тюрьме. О своем коллеге напоминали Сергей Лозница и российский документалист Виктор Косаковский. Также освободить Сенцова призвали члены основного жюри кинофорума:

Жюри 75-го Венецианского кинофестиваля Венецианский кинофестиваль

Еще в начале этого десятилетия Венецианский кинофестиваль был на спаде. Фильмы из его программы редко становились настоящими событиями, а авторитет киносмотра основывался на былых легендах, а не на современных шедеврах. Однако в последние годы этот кинофорум восстановил свой имидж и теперь задает главные тренды. Например, именно на нем в прошлом году открыли двух фаворитов "Оскара 2018": "Форму воды" Гильермо дель Торо и "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" Мартина Макдонаха. Вероятно, о фильмах Венецианского кинофестиваля 2018 года мы также услышим, когда назовут номинантов на "Оскар 2019".  

Но главное, благодаря чему этот фестиваль войдет в историю, – на нем получили призы сразу несколько фильмов, снятых для стриминговых платформ. Таким образом кинофорум окончательно разрушил монополию кинотеатров на высокохудожественное фестивальное кино.

Антон Филатов

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...