banner banner banner

Внутренние разборки: Что скрывается за кулисами протестов в Иране

Внутренние разборки: Что скрывается за кулисами протестов в Иране
Из открытых источников

Илия Куса

Эксперт Украинского института будущего

Оригинал на странице Илии Кусы в Facebook

А теперь пару слов о том, что реально происходит в Иране за кулисами всех этих протестов, якобы олицетворяющих желание иранцев сбросить наконец ярмо "безумного режима".

Если отбросить всю эту нарочитость про прогрессивное студенчество и снять верхний слой информационно-пропагандистских качелей со всех сторон (и иранской тоже), то перед нами - очередной этап внутриполитических разборок.

Крушение украинского пассажирского авиалайнера стало поводом для обострения противостояния внутри иранских элит между умеренно-реформистским и консервативным крылом истеблишмента.

Корпус стражей исламской революции (КСИР) пытается вину за авиакатастрофу распространить и на местные столичные власти (ставленники президента), и на администрацию президента Рухани, и на руководство аэропорта им. Имама Хомейни.

К тому же, уже несколько раз КСИР аккуратно пеняли в сторону Вооруженных сил, чей оператор ЗРК и сбил самолет. Дескать, мы-то ответственность берем, но вы к ним тоже присмотритесь.

КСИР и армия - это конкурирующие структуры, что всем давно известно. Крушение "Боинга" из-за некомпетентности оператора ЗРК и/или сбоя в какой-то там системе бросает тень на КСИР, которые как бы должны быть примерами профессионализма, будучи военно-политической элитой Ирана.

Новости по теме

Понятное дело, что постановка вопроса о "дефектах" в оборонительных системах, которыми командует КСИР, о чем говорил президент Рухани (да, надо внимательно читать его заявления), может вдруг вызвать ненужные вопросы по поводу того, как тратятся 4 млрд долларов, которые ежегодно выделяют в бюджет КСИР, тогда как на армию идет в 10 раз меньше.

В декабре 2019 года, когда утверждался оборонный бюджет Ирана, то там страшно порезали расходы на Минобороны, Генштаб и военную разведку, но зато увеличили бюджет на КСИР до 4,8 млрд долларов.

Контроль над потоками и экономикой - вот это основа политических качелей в Иране между умеренно-реформистским крылом и силовиками КСИР, а где-то между ними стоит духовенство во главе с аятоллой Али Хаменеи.

Я напомню, что политическое давление на КСИР и их постепенное выдавливание из экономики началось в 2017 году именно по инициативе Хасана Рухани, который тогда с триумфом победил на выборах президента, усиленный, в том числе, работающим ядерным соглашением 2015 года, давшим ему кучу политических очков и легитимность, в том числе внешнюю, чем КСИР похвастать не могли и не могут.

Рухани тогда обсудил эту ситуацию с Хаменеи, которому сказал, что высокий уровень коррупции и чрезмерный контроль КСИР над целыми отраслями экономики - это дно в условиях санкций и либеральных реформ, которые его правительство должно было начать после ослабления санкционного давления.

С тех пор КСИР были вынуждены отказаться от части активов, а некоторые их члены были даже арестованы и брошены за решетку.

Сейчас, пользуясь патриотической экзальтацией иранского общества из-за убийства Сулеймани, обострения региональной обстановки и авиакатастрофы "Боинга" они попытаются вернуть себе контроль.

Вообще, Дональд Трамп в одностороннем порядке покинув "ядерное соглашение" в мае 2018 года, сделал им огромный подарок, ослабив влияние умеренных во главе с Рухани, которые были архитекторами договора. Тогда и начался наезд на администрацию президента и его Кабмин.

Короче, вот вам и вся политическая математика происходящего в Иране.

В основе всего, как всегда это бывает - бабло, потоки, влияние и власть. А украинский самолет и сердобольные ахи и охи по протестам - это чисто временный фон, которым пользуются все, кому не лень.

Илия Куса

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>