Война с правдой. Как "Чернобыль" стал главным сериалом мира

Пятисерийная драма о катастрофе, случившейся более 30 лет назад, оказалась не просто напряженным, увлекательным и тяжелым зрелищем, но и пищей для вполне актуальных размышлений

Война с правдой. Как "Чернобыль" стал главным сериалом мира
Кадр из сериала "Чернобыль" HBO

Юлия Потерянко

Журналист, 112.ua

Пятисерийная драма о катастрофе, случившейся более 30 лет назад, оказалась не просто напряженным, увлекательным и тяжелым зрелищем, но и пищей для вполне актуальных размышлений

Американский телеканал HBO последние годы творит с сериальным бизнесом нечто невообразимое. Не успела закончиться их "Игра престолов", которую называли не иначе, как главным сериалом десятилетия, а на экраны уже вышла созданная совместно со Sky историческая драма "Чернобыль" о взрыве на ЧАЭС в апреле 1986 года.

Изначально от шоу ждали не слишком многого. Сценарий драмы писал Крейг Мазин – автор сиквелов "Мальчишника в Вегасе", "Белоснежки и охотника" и двух фильмов комедийной франшизы "Очень страшное кино", то есть сугубо развлекательных картин, лишенных какой-либо глубины. Впрочем индустрия знает случаи, когда не самые тонкие комедиографы вдруг берутся за серьезные темы и преуспевают. Взять того же автора "Игры на понижение" и "Власти" Адама Маккея, или Питера Фаррелли с его "Зеленой книгой".

Но по мере того, как проект шоураннера стал обрастать членами команды, градус ожиданий начал повышаться. Режиссером пятисерийного телешоу единолично стал швед Юхан Ренк, ранее работавший над некоторыми эпизодами сериалов "Викинги" и "Во все тяжкие", а также снимавший клипы, в том числе создавший для любителя сложных и осмысленных видео Дэвида Боуи его прощальные видеоработы Blackstar и Lazarus. Каст возглавили коллеги по драме Ларса фон Триера "Рассекая волны" Стеллан Скарсгорд и Эмили Уотсон (Борис Щербина и Ульяна Хомюк), а также звезда костюмированного исторического кино Джарред Харрис (Валерий Легасов). По мере того, как HBO показывал новые промо-материалы на 2019 год, "Чернобылю" уделяли все больше внимания.

Премьера шоу состоялась на фестивале независимого кино Трайбека-2019, после чего в прессе стали появляться отзывы, недвусмысленно намекающие, что зрителей ждет нечто совершенно экстраординарное. В интервью, которое Крейг Мазин дал во время фестиваля изданию Slash Film, он отметил, что главной целью его работы было показать ценность и важность правды. "Мы все сейчас сражаемся на войне с правдой. И то, что мы привыкли считать спецификой Советов – чествование лжи и использование прессы в целях пропаганды – теперь, как мы понимаем, уже не является уникальной чертой советского государства. Это уже среди нас, здесь на Западе. Мы наблюдали это в Великобритании и прямо сейчас боремся с этим. Меня беспокоит странное отрицание экспертных мнений. Когда нам говорят, что худшее слово в политике это "элита", я задаюсь вопросом, а на кого еще нам опираться, как не на самых квалифицированных, умных и осведомленных людей? Мы живем в странном мире, где над учеными насмехаются, истина постоянно ставится под сомнение и мы от этого страдаем. Одна вещь, которую проясняет "Чернобыль", и это главное – правда никого не волнует. Плевать, что мы игнорируем экспертов. Плевать, что мы обесцениваем всю концепцию экспертного опыта. Плохие вещи продолжат случаться независимо от того, хотим мы этого или нет", – сказал Мазин журналисту издания.

Собственно, тому, чтобы сделать повествование максимально правдивым, создатели сериала уделили львиную долю внимания и усилий. Крейг Мазин погрузился в тему с тщательностью судебного эксперта. Он перелопатил все – от рассекреченных документов до книг нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич, от кадров кинохроники до личных воспоминаний ликвидаторов и переселенцев из зоны отчуждения. "Поскольку наш сериал имеет целью почтить память всех пострадавших и погибших в результате Чернобыльской катастрофы, мы очень много работали над тем, чтобы максимально достоверно воспроизвести все культурные подробности", – рассказал Мазин украинской редакции Би-би-си.

Кадр из сериала "Чернобыль" HBO

Дотошность, с которой команда иностранцев воссоздавала быт советских людей середины 80-х гг., – первое, что отмечали зрители сразу после начала сериала. Американские продюсеры пошли на довольно нетривиальный для таких случаев шаг и доверили сборку визуальной составляющей людям, которые сами прекрасно помнят ту страну и те времена – в том числе украинским специалистам. Натуру снимали в Киеве, Каунасе и Вильнюсе а также на "сестре" ЧАЭС – Игналинской АЭС в Литве. Бытовые предметы и советскую одежду скупали на секонд-хендах и барахолках, для съемок реставрировали советские автомобили. Тем досаднее Мазину и Ренку было от того, что в кадр все равно попадали пластиковые окна и другие атрибуты современности. А вот то, что в четвертой серии на общем плане с Национальной библиотекой Украины им. Вернадского ("играет" научную библиотеку МГУ) засветился памятный знак ликвидаторам аварии на ЧАЭС, по-своему даже символично.

Пока некоторые зрители возмущались, что с трудом воспринимают западных актеров в образах советских политиков, ученых, инженеров, пожарных, врачей, другие делали для сравнения коллажи из фото персонажей и прототипов. Работа с внешностью актеров оказалась не менее впечатляющей – скучные советские мужские стрижки, неукрощенная перманентная завивка Джесси Бакли (Людмила Игнатенко), громадные очки в роговых оправах, усы шевроном и никак иначе превращали каждого в типичного невзрачного советского человека.

Тем не менее, неточности в сериале есть. К примеру, в 1986 году уже во всю действовал горбачевский "сухой закон", однако герои в кадре то и дело пьют водку. С одной стороны вроде как и пресловутая развесистая клюква. А с другой – еще один символ положения растерянных перед лицом беспрецедентной катастрофы ликвидаторов, которые в отсутствие препаратов йода и эффективных средств индивидуальной защиты спасались от радиации любыми, часто абсурдными народными методами. В том числе, с помощью той же водки.

Перенесли во времени и аварию вертолета над разрушенным четвертым энергоблоком. На самом деле Ми-8 упал в ходе операции по заливке реактора дезактивирующим раствором аж 2 октября 1986 года. Машина зацепилась лопастями винта за трос строительного крана и упала в нескольких метрах от машинного зала ЧАЭС, экипаж погиб. Но в сценарии мини-сериала не было места для таких подробностей, поэтому вертолет "уронили" на разрушенный реактор в первые же дни после взрыва. Еще и по причине отказа приборов из-за слишком высокого уровня радиации – очередное экранное свидетельство того, что главным врагом героев сериала было невидимое и практически неощутимое излучение.

Кадр из сериала "Чернобыль" HBO

Тем не менее, законы драматургии требуют наличия в истории негативных персонажей. И тут Мазин пошел на еще одну неточность. Причем довольно грубую. Речь об образе заместителя главного инженера ЧАЭС Анатолия Дятлова, которого в итоге суд признал одним из ключевых виновников трагедии. Вместе с директором ЧАЭС Виктором Брюхановым и главным инженером станции Николаем Фоминым. Дятлов считал это попыткой отвести подозрения от ошибок проектировщиков реактора РБМК-1000 и чиновников (в первую очередь именно чиновников), которые бездумно утверждали их опасные проекты. По мнению инженера, дефекты были столь велики, что катастрофа на одном из действующих в Союзе РБМК-1000 была лишь вопросом времени. Весь остаток жизни после выхода из тюрьмы он посвятил попыткам донести свое видение причин катастрофы, стучал во все возможные двери вплоть до МАГАТЭ и даже написал книгу, в которой изложил свою позицию в подробностях и с аргументами.

Крейг Мазин признавался, что читал книгу Анатолия Дятлова "Чернобыль. Как это было", но счел ее попыткой оправдаться. Якобы инженер собрал все свидетельства в пользу конструктивной несостоятельности реактора, но даже не попытался хотя бы частично признать ошибочность своих действий. В итоге персонаж, сыгранный в "Чернобыле" Полом Риттером, оказался классическим злодеем – несдержанным самодуром, тираном и даже психопатом, который плевать хотел на мнение окружающих, орет на персонал и швыряется документами. Выжившие работники ЧАЭС признают, что реальный Анатолий Дятлов был человеком довольно жестким и сотрудники станции его откровенно побаивались, но при этом высочайшую квалификацию инженера под сомнение не ставил никто. Сам же Дятлов в мемуарах утверждает, что в ночь катастрофы персонал станции, хоть и был изрядно взволнован и напуган, голос друг на друга не повышал.

Кадр из сериала "Чернобыль" HBO

Тем не менее, финальная, подводящая итог всей истории серия "Чернобыля", несмотря на то, что, в отличие от предыдущих, почти полностью вымышлена сценаристом, посвящена именно ценности правды. И убийственным последствиям лжи. Экранный суд, на котором в действительности не присутствовали ни Легасов, ни Щербина, больше похож на театральное представление с реквизитом и заученными наперед хлесткими монологами. По словам Мазина, он отсмотрел материалы суда и счел их слишком скучными, потому и пошел на такую вольность после череды дотошных реконструкций.

"Что действительно интересно, так это идеология Советского союза, идея непогрешимости системы, страх, что люди заметят какие-то недостатки или ошибки. Все должно быть идеально и тебе приходится притворяться, что это так. И система, придававшая слишком большое значение идеологии, будь то идея об идеальной нации, или идеальном мировоззрении, привела к тому, что факты просто отмели в сторону", – так описал свои впечатления от финала сериала Стеллан Скарсгорд. "Это политический триллер. Это фильм ужасов. Это научное исследование. Это судебная драма. Это в значительной степени все вместе, и все потому, что так оно и работает в реальной жизни", – а так описал весь свой труд Крейг Мазин.

Так или иначе, а при просмотре "Чернобыля" важно помнить, что это, пускай и дотошно воссозданное по реальным событиям, а все же художественное произведение со своей идеей, целью и с приемами, которые на них работают. Если же после сериала вам захотелось узнать о крупнейшей в истории техногенной катастрофе как можно больше, записывайте адрес: Киев, метро "Контрактовая площадь", переулок Хорыва, 1. Именно здесь находится Национальный музей "Чернобыль", где постоянно работает подробная экспозиция документов, свидетельств и артефактов аварии. Пол одного из залов музея выполнен в виде крышки реактора РБМК-1000, а сам зал оформлен в стиле пункта управления с щитовым блоком – его можно увидеть в первой и пятой сериях "Чернобыля". Впечатление музей производит совершенно ошеломительное. Не меньшее, чем сам сериал. Особенно если заказать экскурсию.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>