Впереди зима и отопительный сезон, а денег на горячую воду для Киева нет

Впереди зима и отопительный сезон, а денег на горячую воду для Киева нет
Фото из открытых источников

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

В понедельник, 1 октября, в эфире одной из телепрограмм премьер-министр Владимир Гройсман продал киевлянам очередное свое обещание, мол, до конца этой недели Кабмин вместо КГГА решит "неразрешимую" проблему горячей воды в квартирах жителей столицы. Премьер сказал конкретно: "Думаю, до конца недели мы все сделаем. Мы поможем от правительства, чтобы это произошло".

Надо полагать, наши центральные и местные власти наконец-то решили показать украинцам, что умеют преодолевать разногласия и объединяться в трудный момент? На деле же Гройсман продал киевской публике подключение горячей воды как свое достижение, но тогда по-прежнему не ясна роль президента. Правда, у нас в стране от обещания до его воплощения хотя и всего один шаг, но длиться он может, как в случае с мэром Киева Кличко, седьмой месяц подряд.

Новости по теме

Тут же киевляне с долей сарказма стали посмеиваться, мол, президент помпезно "открутит вентиль" с горячей водой. Другие горожане логично рассуждали: дескать, было бы странно включить отопление, а горячую воду – нет. Третьи искренне возмущались: "Простое обеспечение жизнедеятельности столицы подается как достижение. Дожили!". Вот в такие моменты невольно задумываешься, а может ли политик в Украине стыдиться и краснеть за что-то? Увы, у нас насилие стало принципом, а хитрость и лицемерие – правилом.

Да, политики постоянно держат нас в состоянии какого-то выбора, причем в основе такого выбора лежит обман. Свобода выбора в рыночных условиях, о которой они вещают с экранов телевизоров, – это неизменно ловушка. Потому что если мне, например, что-то не понравится в действиях и решениях Кличко, Гройсмана или Порошенко, они же мне и возразят: дескать, это демократия, сам выбирал. Что ж, надо признать, политики у нас заранее просчитывают свою выгоду и составляют условия перед избирателями так, чтобы не прогадать в любом случае. Ничего личного, просто традиционный политический бизнес.

Новости по теме

Но хуже всего то, что обещания и экономические прогнозы Владимира Гройсмана имеют неприятное свойство не сбываться. С чем это связано? Только ли с одними, пусть и очень жесткими требованиями Международного валютного фонда? Почему Кабмин не смог предвидеть, например, наихудший сценарий развития нашего долгового рынка и отрасли ЖКХ, который мы наблюдаем третий год подряд? Это что, коллапс научного и управленческого мышления? Или наше правительство уже настолько ориентировано на искомый результат, что во что бы то ни стало хочет его получить?

Гройсман желает получить именно то, что в принципе нереально, или пытается, независимо от разного рода проблем, прийти к результату. Вот, например, премьер-министр заявляет, что "заморозит" цены на бензин и автогаз, а в реальной жизни ценники на АЗС растут как на дрожжах. Та же история с ценами на газ и тарифами ЖКХ. От МВФ очередной транш кредита в размере 1,9 млрд долл. Украина так и не получила, зато в Кабмине снова репы чешут, мол, давит на них Фонд. А значит, все равно "Нафтогазу" придется формировать единый тариф для населения и предприятий, повышая стоимость газа в два этапа: в 2018 году - увеличить цену на 15%, а в январе 2019 года - на 25%. Правда, неизвестно еще, какое итоговое решение примет непосредственно руководство МВФ.

Новости по теме

Неужели экономическая мысль в правительстве стала настолько недальновидной, а премьер-министр потерял возможность объективно оценивать экономическую ситуацию и рыночные события? Создается такое впечатление, будто министры не совсем адекватно оценивают то, что происходит в реальном мире. Согласны? Наконец, результаты где? Почему до сих пор ни одна из причин последнего кризиса так и не устранена? Потому что они системные, а следовательно, нужны системные подходы. Должна меняться вся система, а этим в Кабмине никто не хочет заниматься.

В самом Киеве сейчас время малограмотных чиновников и необразованных политиков. Поэтому вместо решения перезревших коммунальных проблем появление на Бессарабке арт-объекта румынского скульптора Богдана Раци - огромной синей руки, которая называется Middle Way ("Золотая середина") - логично и закономерно для киевской мэрии. Многие киевляне вынуждены признать, что все стали какими-то настороженными. Ведь обожглись и те, кто стоял на Майдане, и те, кто следил за теми событиями с экранов телевизоров.

Новости по теме

Да и западные политики вместе с нашими не понимают, что друг от друга хотят, так как наши даже в охваченной огнем бричке продолжают "пилить" бабло и никакие увещевания аналитиков из МВФ и постоянные просьбы горожан решить насущные жизненные проблемы их не останавливают. Так что же делать? Конечно, прежде всего напрашивается вывод: воровать не из издержек, а из прибыли. Но как это сделать на практике? Ввести, например, независимую экспертизу издержек монополистов, а также независимый контроль за топ-чиновниками?

Когда будут введены стандарты предоставления жилищно-коммунальных услуг? Возможно, это положит начало ослаблению конфронтации между продавцами и покупателями этих услуг ЖКХ? И что может сделать местную власть более человечной? Почему наши муниципальные образования убыточны? Как так получилось, что в местных бюджетах уже закончились деньги? А впереди зима и отопительный сезон. И денег нет! Как спустить власть и деньги в самый "низ"? Почему мы сегодня с завидным упрямством пытаемся встроиться в ту систему местного самоуправления, которая умирает у нас на глазах?

Новости по теме

Да, позади 27 лет независимости, а мы по-прежнему, как в первый год, говорим о реформировании и живем, как на стройке. Вот и в среду, 3 октября, на заседании не у мэра Киева, а в Кабмине Владимир Гройсман заявил о новом решении правительства начать с 15 октября отопительный сезон в столице. В частности, премьер-министр подчеркнул: "Мы сегодня принимаем решение о начале отопительного сезона с 15 октября". Что это? Очередной виток недоверия к местной власти или жесткая централизация? И все же в данной ситуации я поставил бы вопрос немного иначе.

Думается, что основная проблема местного самоуправления не в том, чтобы оптимизировать структуры, а в том, чтобы наполнить местные бюджеты деньгами. Ведь если говорить о зарубежном опыте муниципального управления, то, например, в США доходы покрывают расходы на 65%, в Канаде – на 50%, в Японии – на 40%. А какие показатели у нас в стране и, в частности, в Киеве? Ведь беда в виде отсутствия горячей воды до сих пор никуда не ушла. Мы так и не разобрались, что все эти годы независимости делали не так в реформировании местного самоуправления. И самое главное – что нужно делать, чтобы приблизиться по стандартам к странам Евросоюза?

Александр Гончаров,

директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров