banner banner banner

Все яйца в одну корзину. Как Виктор Орбан скупает медиа Венгрии

В апреле этого года венгерский премьер Виктор Орбан в четвертый раз пришел к власти. Все политические инструменты, использованные им в ходе предвыборной кампании, сработали на "ура", включительно с подконтрольными СМИ. А вот для оппозиционных изданий пришла эпоха "зачисток". Как ни странно, при этом страдает и имидж Украины

Все яйца в одну корзину. Как Виктор Орбан скупает медиа Венгрии
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан Reuters

Святослав Богданов

Аналитическая Группа ГО «Международное Движение «Восточная Европа»

В апреле этого года венгерский премьер Виктор Орбан в четвертый раз пришел к власти. Все политические инструменты, использованные им в ходе предвыборной кампании, сработали на "ура", включительно с подконтрольными СМИ. А вот для оппозиционных изданий пришла эпоха "зачисток". Как ни странно, при этом страдает и имидж Украины

Общеизвестен факт, что власть любой страны имеет в своем распоряжении специфические инструменты для влияния на население. Подконтрольные СМИ – один из классических примеров. Однако разница между державами заключается в балансе провластных, оппозиционных и полностью независимых изданий и каналов. И если до недавнего времени хотя бы видимость такого баланса еще сохранялась в Венгрии, то после последних выборов исчезла окончательно.

По данным международной организации "Репортеры без границ", индекс свободы прессы ушел в крутое "пике" после нового прихода Орбана и правящей венгерской партии "Фидес" к власти в 2010 году. Всего за несколько лет Венгрия спустилась с 23-го (2010 г.) на 56-е (2013 г.) место и продолжает падение.

Фото из открытых источников

Но наиболее "горячо" начало становиться в 2016-м. В начале октября того года Венгрию всколыхнула новость о закрытии одного из старейших антиправительственных изданий страны Népszabadság ("Народная свобода"). Оно просуществовало более 60 лет, пережив советский режим и не выдержав "орбановского". Официальной версией прекращения работы владельцы газеты назвали финансовые проблемы, вызванные постоянным уменьшением продаж. И ни авторский коллектив, ни оппозиция в это не верят, ведь за год до того издание получило почти полмиллиона долларов чистой прибыли.

Новости по теме

Дело в том, что в 2014-м газету приобрела новообразованная австрийская компания Mediaworks Hungary Zrt, являющаяся "дочкой" финансовой корпорации Vienna Capital Partners. Ее владельца Генриха Пекину (Heinrich Pecina) считают доверенным лицом венгерского премьера и олигархических кругов Венгрии. И хотя официального подтверждения этому пока получить не удалось, закрытие самого известного оппозиционного издания страны подтверждает фактическое состояние дел. Особенно если учесть, что редакция Népszabadság накануне закрытия как раз начала публикацию серии разоблачительных материалов о махинациях и злоупотреблениях властью партийцами "Фидес".

Менее чем через месяц после закрытия "Народной свободы" Mediaworks была продана компании Opimus Press Plc., фактическим владельцем которой является давний футбольный друг Орбана Лоринц Месарож (Lorinc Meszaros).

Фото из открытых источников

На момент создания Mediaworks включала около 60 венгерских медиабрендов разной направленности и распространенности. Однако этого Орбану было мало. До середины 2017-го его приспешники Пекина, Месарож, а также бывший голливудский продюсер Энди Вайна скупили еще несколько влиятельных изданий (Kisaföld, Délmagyarország, Hajdú-Bihari Napló, Kelet-Magyarország), в конце концов получив контроль над 18 ключевыми региональными газетами страны. И это не считая десятков интернет-медиа и телеканалов.

Таким образом, накануне очередных выборов в апреле 2018-го Орбан получил мощный медиаресурс для пропаганды и агитации по всей стране. Тем не менее он продолжил борьбу с "неугодными" СМИ. На следующий день после голосования, 11 апреля, в венгерских СМИ появилась новость о закрытии популярной оппозиционной газеты Magyar Nemzet ("Венгерская Нация") и радиостанции Lánchíd Rádió, которые просуществовали с 1938 и 2007 года соответственно. А уже в начале июля известный антиправительственный ТВ-канал "HirTv" и вся медиагруппа, в которую он входил, были куплены Золтом Нергешом (Zsolt Nyerges), одним из союзников венгерского премьера.

Фото из открытых источников

Новости по теме

Все названные медиа принадлежали давнему другу Орбана и спонсору "Фидес" Лайошу Симичке (Lajos Simiscka). Однако после их ссоры в 2014-м последний стал сторонником оппозиционной партии "Йоббик" и начал использовать подконтрольные СМИ для критики политического курса Орбана. Их конфликт длился целых 4 года, пока "Фидес" не получил 2/3 голосов на последних выборах. Тогда Симичка понял, что война проиграна, и начал сдавать позиции.

"HirTv" был эмблемой оппозиционных медиа. Но через считанные часы после продажи на канале была прекращена трансляция ключевой программы новостей, которая была хорошо известна своим антиправительственным контекстом, а также уволена ее ведущая Ольга Кальман (Olga Kálmán).

Так венгерский премьер поглотил один из последних "оплотов" независимых СМИ Венгрии. Конечно, отдельные издания, как, например, интернет-порталы index.hu или 444.hu, еще держат "оборону". Но и над ними "сгущаются тучи", ведь члены государственного органа, который должен не допускать монополизации медиа (NMHH – Médiatanács), были назначены на свои должности "Фидесом" еще в 2010 году. И с тех пор неизменно действуют в его пользу.

В Будапеште люди протестуют против решения властей закрыть Центрально-Европейский университет, основанный Соросом Reuters

Новости по теме

Для Венгрии это может означать лишь то, что отныне антимиграционная политика, обвинения против Сороса и критика Брюсселя будут "литься" из всех источников. Для Украины же такая ситуация также имеет негативный эффект, ведь, как известно, Виктор Орбан и правящая партия "Фидес" на протяжении последних лет демонстрируют все большую приверженность российскому президенту. А еще не следует забывать о венгерско-украинском конфликте из-за языковых вопросов и якобы ущемлении прав венгроязычных закарпатцев. С использованием такого арсенала медиаинструментов венгерским властям удастся убедить население в чем угодно.

И пока мы праздновали 27-ю годовщину независимости нашего государства, венгры читали на проправительственном портале magyaridok.hu пессимистичную статью о проблемах в Украине и ее сомнительном будущем. Поэтому для нашего государства новый фронт в информационной войне уже открыт.

Святослав Богданов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>