Выбор без выбора, или Политический анабиоз

Выбор без выбора, или Политический анабиоз
Фото из открытых источников

Алексей Буряченко

Политический эксперт

31 декабря 2018 года в Украине официально стартовал избирательный процесс очередных выборов президента Украины (постановление ЦИК от 27.01.2018 № 253), хотя всем понятно, что реальная избирательная гонка началась еще с августа-сентября 2018 года.

Президентская гонка - 2019. Много уже сказано и написано про рейтинги потенциальных кандидатов в президенты Украины, но хочется обратить внимание не на рейтинги и даже не на недавнее заявление Владимира Зеленского, формат которого взорвал интернет-пространство, а на более глубокие вопросы.  

Новости по теме

ПОЧЕМУ мы выбираем среди давно известных кандидатов и ПОЧЕМУ так и не появились "Новые лица"? ПОЧЕМУ в течение 27 лет независимости Украины мы постоянно получаем – ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРА..?

Приблизиться к пониманию ответа нам помогут экономические и социологические понятия.

Так, к примеру, вы планируете купить нужный товар. Что для вас является маркером при покупке товара? Конечно, качество (безопасность, легкость в приобретении, доверие к производителю) и, конечно, цена. То есть вы покупаете товар, который вызывает у вас ДОВЕРИЕ или как минимум вы знакомы с производителем, и за приемлемую для вас цену.

Абсолютно такие же маркеры при осуществлении базового и категорийного анализа можна применить и к политическому продукту, которым являются кандидаты в президенты Украины.

Основным индикатором политической способности кандидата, можно даже сказать - первичным маркером, – является его узнаваемость! Как она измеряется и от чего зависит?

Классически уровень узнаваемости устанавливается с помощью различных социологических исследований.

Иначе говоря, социология в данном случае – это инструмент установления политической рентабельности как конкретного кандидата, так и отдельно взятой политической партии.

От чего зависит узнаваемость или как получить ее в Украине?

Украина географически большая страна, и если говорить о повышении узнаваемости по всей стране, нужно быть причастным к определенным социальным группам, а лучше к нескольким одновременно. Для удобства понимания разделим узнаваемость на категории.

Новости по теме

Первая категория – политики и топ-государственные служащие. К этой категории мы относим народных депутатов, чиновников и, конечно, самого президента. Так, политики общаются с электоратом через партийные каналы коммуникации и приближенные к ним СМИ, а чиновники используют административные вертикальные и горизонтальные каналы коммуникаций (АП, ОГА, РГА, местные советы, государственные предприятия, государственные учреждения и др.), проправительственные СМИ, а также регулярно применяются технологии создания медиа-событий ("чем страна живет сегодня"), которые транслируют подавляющее большинство СМИ, учитывая новизну и рейтинг созданного медиа-события.

Нужно также отметить, что в последнее время и отдельные политики, которые не являются представителями крупного бизнеса и олигархата, научились создавать медиа-поводы, которые с удовольствием транслируют все украинские СМИ, тем самым повышая свой уровень узнаваемости. Как пример, можно отметить антикоррупционную деятельность народных депутатов Мустафы Наема и Сергея Лещенко и люстрационную борьбу Егора Соболева.

Вторая категория – это успешные спортсмены и представители шоу-бизнеса. Представителей данной категории мы все прекрасно знаем и в своем большинстве относимся к ним положительно. Поскольку в биографии этих людей отсутствуют коррупционные скандалы, а соответственно, и очень низкий антирейтинг. Как пример, можно назвать футболиста Андрея Шевченко, боксера Владимира Кличко, экс-народного депутата Святослава Вакарчука и комика Владимира Зеленского.

До обнародования своих политических амбиций представители данной категории находятся в так называемом "развлекательном контенте", будь то футбол, бокс, музыка или выступления "95 квартала", и соответственно являются востребованными на отечественном телевидении и других СМИ. За счет, как правило, абсолютно бесплатных трансляций событий с их участием на большую аудиторию и получается базовая узнаваемость успешных представителей отечественного спорта и шоу-бизнеса.

Третья категория – представители крупного бизнеса и отечественного олигархата. В нашей стране давно сформировалась тенденция – хочешь иметь успешный и защищенный бизнес, нужно владеть собственными СМИ. Тенденция эта прослеживается как на национальном, так и на региональном уровнях. Свой всеукраинский "рупор правды" имеют все известные представители крупного бизнеса в Украине: от Рината Ахметова ("ТРК Украина"), Игоря Коломойского (1+1, 2+2, ТЕТ и другие), Андрея Садового ("24 канал") до действующего президента Украины Петра Порошенко ("5 канал").

Так, с помощью подконтрольных СМИ представители крупного бизнеса по-украински доносят до зрителя по всей территории Украины ту информацию, которую считают нужной в конкретный период времени. Соответственно, и украинцы, это не тайна, давно знают "своих героев", интересы которых часто прослеживаются в соответствующей редакционной политике СМИ.

Как уже отмечалось ранее, конкретные личности могут быть представителями сразу нескольких категорий. Так, к примеру, Зеленский, как представитель шоу-бизнеса, имеет непосредственное отношение к каналу "Квартал ТВ", Садовому, как действующему мэру Львова, фактически принадлежит ТРК "ЛЮКС" (в состав которого входит "24 канал" и другие медиа-активы), хотя юридически все и записано на жену, а действующему президенту Порошенко, по информации "Forbes-Украина", принадлежит "5 канал".

Итак, "простых смертных" или "новых лиц", какие бы они ни были умные и эффективные, среди людей, которые могут получить в Украине высокий уровень узнаваемости, просто не существует. Такая доминанта абсолютно подтверждается обнародованными исследованиями изданий "НВ" и "ФОКУС", которые определяли топ-100 самых влиятельных украинцев в 2018 году. Но, вместе с тем, необходимо понимать, что вопросы влиятельности и публичности абсолютно не тождественны.

Также интересный и полезный факт, по результатам проведенных исследований Киевского международного института социологии (от 07.05.2018 г.) о существовании народного депутата Егора Соболева никогда не знали 60% населения, о народном депутате Светлане Залищук никогда не слышали 85% населения, а о Максиме Нефедове, который является первым заместителем министра экономического развития и торговли, занимался реформой государственных закупок и внедрением системы ProZorro, – слышали менее 8%. То есть даже, на первый взгляд, ярких политиков и чиновников реально знает очень небольшая часть украинских избирателей, если их постоянно не транслируют на рейтинговых всеукраинских СМИ.

И это еще раз подтверждает доминанту всеукраинской узнаваемости. "Новые лица" среди политиков и экспертной среды создаются отечественными СМИ искусственно и абсолютно контролируемо. Реальным владельцам отечественных всеукраинских СМИ не нужны неконтролируемые "новые лица", поскольку это может привести к возникновению непрогнозируемых рисков для их бизнеса и политического влияния, хотя бывают и случайности…  

Теперь подходим к вопросу конвертации узнаваемости в реальные политические баллы (рейтинги).

Нужно понимать, что прогнозируемые (потенциальные) кандидаты в президенты ставят себе различные политические задачи во время президентской гонки – 2019, и это напрямую зависит от их уровня общегосударственной узнаваемости.

Так, когда топ-4 кандидатов в президенты: Тимошенко (ПП "ВО "Батькивщина"), Порошенко (ПП "БПП"), Зеленский (ПП "Слуга народа"), Бойко (ПП "За жизнь"), имеют почти максимальный уровень узнаваемости (на уровне 90%) и будут реально бороться за кресло президента Украины, то другие, менее узнаваемые кандидаты, такие как Гриценко (ПП "Гражданская позиция"), Ляшко (ПП "Радикальная партия Олега Ляшко"), Шевченко (ПП "УКРОП"), Тарута (ПП "ОСНОВА") и Садовый (ПП "Самопомич") будут максимально повышать свою узнаваемость и политические рейтинги, готовясь к решающим для них парламентским выборам, запланированным на осень 2019 года.

Если говорить языком цифр о перспективах того или иного кандидата в президенты, то нужно отметить, что максимальное количество "ресурсных инвесторов" соберет тот кандидат, который имеет высокий уровень базовой узнаваемости, а также положительное сальдо политического рейтинга и антирейтинга.

Если у кандидата есть высокий уровень узнаваемости, то можно уже решать технологические задачи повышения рейтинга, минимизации антирейтинга или, к примеру, "играя на понижении", уменьшать рейтинги оппонентов, но если нет высокого уровня узнаваемости, то все возможные технологические действия и манипуляции будут иметь минимальный эффект.

"Ресурсные инвесторы" в Украине делают свои политические ставки обычно "в несколько корзин", потому что понимают, что окончательное распределение властных портфелей состоится именно после парламентских выборов 2019 года.

Что мы имеем в "сухом остатке"? Мы имеем правила игры, которые комфортны и понятны современным политическим элитам Украины, а о предоставлении реальной возможности финансирования политических партий простыми гражданами и новом избирательном кодексе уже не говорят даже наши западные партнеры. Все внешние инвестиционные процессы, скорее всего, будут поставлены на "паузу" к моменту окончания президентских и парламентских выборов 2019 года.

Надеюсь, что эта статья поможет сориентироваться в основных тенденциях и последствиях современного выбора "по-украински".

Вместе с тем, я глубоко убежден – Украина победит!

Алексей Буряченко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>