banner banner banner banner

Выбор был очевиден: Почему Украину на "Оскаре" представит именно "Донбасс"

Картина посоревнуется за право попасть в номинацию самой престижной кинопремии мира

Выбор был очевиден: Почему Украину на "Оскаре" представит именно "Донбасс"
Плакат фильма "Донбасс" arthousetraffic.com

Блог о Кино

Редакционный блог

Картина посоревнуется за право попасть в номинацию самой престижной кинопремии мира

Украинский Оскаровский комитет определил фильм, который представит нашу страну в одном из главных мировых киносостязаний. Так, поборется за премию Американской киноакадемии кинематографических искусств и наук (больше известную как "Оскар") драма Сергея Лозницы "Донбасс". Претендовать на приз картина будет в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

Впрочем, речь пока что идет не о самой номинации, куда попадут всего пять финалистов, и даже не о шорт-листе, где окажется чуть больше (а именно – девять) картин. Пока что "Донбасс" выбран лишь нашей страной, которая, как и многие другие члены мирового сообщества, хочет поучаствовать в оскаровской гонке-2019. В прошлом году, к примеру, было зафиксировано рекордное количество таких желающих – целых 92. Сколько получится в этот раз, станет известно после 1 октября, когда Американская киноакадемия закончит прием заявок ряда категорий, среди которых и "Лучший иностранный фильм". В январе будут обнародованы почетные короткие списки, сама же церемония определения победителей и награждения состоится 24 февраля.

Кадр из фильма "Донбасс" arthousetraffic.com

Выбирала Украина в этом году из шести претендентов. Кроме "Донбасса" в конкурсе участвовали "Брама" Владимира Тихого, "Вулкан" Романа Бондарчука, "Киборги" Ахтема Сеитаблаева, "Когда падают деревья" Марыси Никитюк и "Миф" Леонида Кантера и Ивана Ясния. Подборка получилась очень сильной – даже сами участники Оскаровского комитета признают, что уровень кандидатов был высоким как никогда.

У некоторых картин успела сложиться своя фестивальная история, что тоже имело значение при выборе претендента. В частности, кроме голосов отборщиков на итоговый результат влияние оказало участие и победы в фестивалях категории "А", а также наличие рецензий в ведущих международных СМИ. За каждый имеющийся пункт участник получил по одному дополнительному баллу. А больше всего сопутствующих достижений оказалось, конечно же, у "Донбасса" – на его счету как минимум числились премьера и приз Каннского кинофестиваля.

Кадр из фильма "Донбасс" arthousetraffic.com

В итоге фильм Лозницы собрал три добавочных очка, тогда как картины "Вулкан" и "Когда падают деревья" получили по два, а остальные – ничего. Голоса же распределились следующим образом: за "Донбасс" проголосовало шесть членов комитета из одиннадцати присутствующих, фильмы "Вулкан" и "Когда падают деревья" получили по два голоса и еще один достался "Киборгам". Получается, что суммарно победитель заработал девять баллов, что минимум в два раза больше, чем у ближайших конкурентов.

"Таким образом, по подсчету голосов претендентом Украины на участие в соискании премии "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке" за 2018 год является фильм "Донбасс" режиссера Сергея Лозницы", – подытожил глава Оскаровского комитета Алик Шпилюк, который также отметил, что по правилам Американской киноакадемии каждый потенциальный претендент на ее премию должен до 30 сентября 2018 года выйти в своей стране в прокат и пробыть там как минимум неделю. Чтобы выполнить это условие, комитет совместно с киевским кинотеатром "Жовтень" решил организовать в конце сентября специальную неделю показов, поскольку официальный релиз ленты в Украине запланирован лишь на 18 октября.

Кадр из фильма "Донбасс" arthousetraffic.com

Впрочем, как уже упоминалось, мировая премьера картины состоялась несколько раньше. В мае этого года она открыла секцию "Особый взгляд" – второй по значимости конкурс в Каннах. Там же Лозница получил премию за лучшую режиссуру. Кроме того, недавно стало известно, что "Донбасс" вошел в лонг-лист премии Европейской киноакадемии, а его североамериканский дебют состоится на престижном фестивале в Торонто, который начнется через неделю.

Все это, безусловно, играет на руку фильму и увеличивает его шансы в оскаровской гонке. "У Американской киноакадемии сложная система отбора, поэтому прогнозировать что-либо очень трудно. Но самый лучший вариант быть замеченным – это быть замеченным еще до того, как подаетесь на "Оскар". И "Донбасс" Лозницы заметили гораздо раньше", – пояснил глава счетной комиссии Украинского Оскаровского комитета Сергей Васильев и добавил, что комитет и вся структура отборочного процесса была организована таким образом, чтобы у представленного Украиной фильма были максимальные шансы привлечь внимание отборщиков.

Поддержал мнение коллеги и член Оскаровского комитета Александр Гусев, отметивший, что отчасти такой выбор был обусловлен тем, что фильм получил наибольший международный резонанс. Однако ключевым критерием оценки, по его словам, был высокий уровень реализации проекта: "Я хочу поздравить нас всех с тем, что Украину на этой международной площадке, в этой номинации будет представлять настолько художественно мощный фильм, в котором эстетические и этические качества пришли в счастливую гармонию. Это фильм, который, с одной стороны, передает гамму украинской современности, но при этом это очень универсальная, очень понятная история о том, что происходит с человеческой природой, которая больше не сдержана страхом наказания или наоборот оказывается под этим страхом".

"Донбасс" и в самом деле производит сильное впечатление. Он выстраивается на дюжине практически не связанных между собой сюжетов, зато в одинаковой степени острых и ошеломляющих. В центре внимания, как легко догадаться по названию, находятся оккупированные территории Восточной Украины – их новая незаконная власть, а также военные и просто рядовые граждане. В основу фильма Лозница положил реальные истории, которыми люди делились через видеоролики, выложенные в интернет. Переосмыслив их рассказы, режиссер сделал постановочную картину, в которой намеренно поднял градус абсурдности до максимума. Благодаря этому приему создается стойкое ощущение неправдоподобности происходящего, однако понимание его жизненной составляющей в разы усиливает и без того мощный социальный посыл.

Кадр из фильма "Донбасс" arthousetraffic.com

В своей работе режиссер постоянно балансирует на грани документалистики и фарса. Он исследует происходящее с невозмутимостью стороннего наблюдателя, сгущая для наглядности краски, однако оставляя зрителю право решать, кто прав, а кто виноват. И хотя ответы при просмотре могут показаться очевидными, "Донбасс" ни в коей мере не пропагандирует идеи какой-то исключительной врожденной порочности юго-восточных украинцев. Фильм, прежде всего, вскрывает сущность человеческой природы и только потом – граждан конкретной страны, оказавшихся в таких обстоятельствах, которые позволили многим из них (но, благо, не всем) поступиться нравственностью и безнаказанно проявлять худшие качества своей натуры.  

Благодаря этим гипертрофированным историям становится отчетливо видно, в каких условиях существуют жители оккупированных территорий Украины. Это дает возможность в полной мере осознать масштаб и суть происходящего. Причем, не только остальным украинцам, временами стремящимся абстрагироваться от ужасов "соседней хаты", но и всему миру, часто близорукому в отношении чужих проблем.

Татьяна Ахапкина

Источник: 112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>