Выборы для России, а не для Донбасса

Выборы для России, а не для Донбасса
Фото из открытых источников

Никита Синицин

Журналист

Еще до "выборов" в самопровозглашенных "ЛНР" и "ДНР" министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что за их организацию Россию ждет усиление международных санкций.

Разумеется, в России, как всегда, выразили недоумение по поводу позиции Павла Климкина, и хотя зачастую слова министра вызывают недоумение не только у его оппонентов, нельзя сказать, чтобы он был так уж далек от истины, видя в "выборах" в "народных республиках" исключительно "руку Кремля". Во всяком случае, найти выгоду в них для жителей неподконтрольного Донбасса представляется проблематичным.

Итак, вернемся в 2014-й год, чем руководствовались в своих действиях во время незаконных референдума и "выборов" жители ныне неподконтрольной части Донбасса? Разумеется, мотивы у каждого были разными, но все же основные можно свести к:

1) получению гарантий стабильности и порядка на фоне сперва силового противостояния в Киеве, а затем и вовсе начавшихся боевых действий;

2) надежде на лучшую жизнь в результате возможной интеграции в РФ – пресловутые российские зарплаты и пенсии, в среднем объективно выше украинских;

3) принадлежности к "родственному" и более могущественному народу – исторически большинство жителей Донбасса объективно ощущали большую близость с РФ в плане географии, культуры, возможности реализации неких личных амбиций, что в более крупной и сильной РФ казалось более вероятным.

Но что получили проголосовавшие 4 года назад жители Донбасса в итоге:

1) войну и разрушение, пусть и не идущие уже в сравнение с периодом 2014-2015 годов, но все же это явно не те стабильность и порядок, которых ждали в 2014-м;

2) резкое ухудшение жизни в виде московских цен на товары первой необходимости, и даже не украинские зарплаты и пенсии;

3) население неподконтрольной части Донбасса из-за непризнанного статуса квазигосударств в сущности стало "людьми второго сорта", что особенно сильно ощущается во время простаивания часовых очередей на блокпостах или вынужденном переезде в другую страну, в том числе РФ, а оставшиеся на месте фактически потеряли внятное будущее.

Словом, как будто бы не очень много причин идти голосовать, не правда ли?

Если ты не чиновник, бюджетник, "военнослужащий" и представитель прочих категорий, зависимых по работе или доходу от "народной республики", особого резона идти на выборы нет. Единственным внятным мотивирующим фактором может стать "голосование назло", как ребенок назло родителям идет в мороз без шапки, так и житель "ДНР" или "ЛНР" может пойти на участок просто для того, чтобы убедить себя, что эти 4 года лишений и испытаний имели хоть какой-то смысл.

Ярмарки с дешевыми распродажами, пополнение мобильных телефонов, уменьшенное в несколько раз число "избирательных" участков – однозначно говорят о нежелании избирателей участвовать "в выборах" и стремлении их туда завлечь и создать картинку массовости. Однако судя по практически полному отсутствию видео- и фотоотчетов об очередях, решить эту задачу организаторам "выборов" так и не удалось.

Правда, это не помешало им озвучить фантастически смешные результаты голосования, при которых один участок принимал в среднем за час 322 избирателя. Впрочем, в самих "народных республиках" такие цифры никого не удивляют и неинтересны, ведь народ на "выборы" идти не стремился из-за разочарования результатами прежних голосований, но главное – понимая, что все уже решено, и притом даже не в Донецке или Луганске, а в Кремле.

Новости по теме

Но если выборы и их результаты не нужны самим жителям "ДНР", да и в общем-то и "новоизбранным руководителям" Пасечнику и Пушилину не нужны, то кому же от них польза?

Ответ на вопрос вызывает, конечно, уже некоторую оскомину из-за столь частого употребления, но, собственно, и другой вариант найти сложно – Российская Федерация.

Собственно, гибель признанного лидера самопровозглашенной "ДНР" Александра Захарченко 31 августа в кафе "Сепар" создала проблему преемника – пустив ее на самотек, Россия рисковала получить форменную междоусобицу между сразу тремя кандидатами на "престол" - "спикером парламента ДНР" Денисом Пушилиным и двумя "вице-премьер-министрами" Дмитрием Трапезниковым и Александром Тимофеевым.

Лучшим выходом в данной ситуации было назначение внешним арбитром временного управляющего с последующей его "легитимизацией" на внеочередных "выборах". Таким образом, на роль преемника попал Денис Пушилин, он же был "выбран" главой "ДНР".

Интересно другое – в очередной раз всевозможные российские эксперты, особенно позиционирующие себя как близкие к Владиславу Суркову или "руководству ДНР", заговорили об очередном "шаге на пути к легитимизации республик".

Интересно, на кого рассчитана подобная чушь? Ну уж явно не на живущих в "ЛНР" и "ДНР", ведь об их признании и легитимизации после выборов им говорили еще в 2014-м году, а воз и ныне там, так что вера в собственное признание у жителей "народных республик" порядком подорвана. Впрочем, 4 года обещаний и ожиданий – это еще очень по-божески, например, Приднестровская республика ждет своего признания уже 28 лет, и не счесть числа состоявшимся у них выборам.

Официальная позиция РФ, в отличие от сказок "экспертов", более взвешенная, но такая же двойственная, как и всегда: устами Дмитрия Пескова Россия не признает выборы на Донбассе, но относится "с пониманием к необходимому событию проведения выборов в самопровозглашенных "Донецкой и Луганской народных республиках".

Такой разнобой между официальной позицией и мнением "экспертов" объясняется настоящим значением, которое в Кремле придают "выборам" в "ЛНР" и "ДНР", и тут есть сразу несколько предположений, связанных со сценариями, которые могут быть после 11 ноября.

1) консервация сложившегося положения – продолжение ситуации 2014-2018 годов, при котором в "ЛНР" и "ДНР" будут продолжать строить из себя "независимые и самодостаточные государства", а Россия будет продолжать оказывать тайную (как ей кажется) помощь. Подобный сценарий наиболее вероятен, если РФ желает сохранить статус-кво, при котором Крымский полуостров будет "их", а Донбасс – "ничей", чтобы Украина, не признающая оккупацию Крыма, просто не могла сосредоточиться на этом вопросе, занимаясь только Донбассом. Но есть проблема – сказать прямо, что жители Донбасса для РФ никакие не братья, а лишь пушечное мясо для отвлечения внимания от Крыма – нельзя, причем не только жителям "ЛНР" и "ДНР", но и самим россиянам. Вот и разгоняют всякие "эксперты" очередной миф о близкой победе Донбасса и признании его со стороны мира, тем самым никак не показывая отказ от его жителей, а также успокаивая собственно россиян умелыми действиями по противодействию "западной угрозе".

2) автономия в федеративной Украине – второй вариант буквально вчера озвучил лидер общественного движения "Украинский выбор", глава Политсовета партии "За життя" и участник мирных переговоров в Минске Виктор Медведчук. По его мнению, неподконтрольную территорию можно вернуть мирно, выполнив политическую часть минских соглашений – дать особый статус с предоставлением автономии, возможности создать свое правительство, свой парламент, однако автономия должна быть обязательно в составе Украины. В принципе, учитывая явное нежелание РФ интегрировать "ЛНР" и "ДНР" в свой состав, вариант вполне реальный. Но есть ряд НО.

Строгое следование букве минских соглашений означает сложение с себя полномочий "избранных глав" "ЛНР" и "ДНР", "депутатов парламентов", роспуск вооруженных формирований и только после этого – новые выборы, которые будут признаны Украиной. Фактически со стороны это выполнение Минска по букве договора больше похоже на сдачу, разумеется, в "народных республиках" на это по доброй воле не пойдут, а РФ потребует каких-то гарантий, но каких? И будут ли они даны Киевом? Ведь в минских соглашениях вопрос гарантий никак не упоминается.

Прямые переговоры с "главами народных республик", о необходимости которых периодически заявляет российская сторона, невозможны, ведь прошедшие "выборы" - их прямое нарушение, так что "легитимность" избранники получили разве что в сюжетах российских СМИ.

Наконец, пожалуй, решающее значение на реализацию данного сценария будет иметь внутриполитическая ситуация в Украине, стоящей на пороге выборов президента и парламента. Договариваться до их проведения попросту бессмысленно, так как возможная смена власти может привести к полному повороту во внешнеполитическом курсе, и достигнутые договоренности могут быть тут же нарушены. Также результат выборов может и вовсе сделать реализацию подобного сценария невозможным.

В любом случае, судьба Донбасса будет решаться вовсе не после "выборов" 11 ноября и даже не в этом регионе.

Никита Синицин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров