Выборы в территориальные общины: Это нельзя замалчивать

Выборы в территориальные общины: Это нельзя замалчивать
Униан

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Минувшее воскресенье в очередной раз прошло под знаком выборов в объединенные территориальные общины. Тут бы радоваться, но "радость с печалью обнялась". Хорошо, что в стране происходит децентрализация, но "сделана" она довольно неправильно. На себя обращает внимание прежде всего неравномерность процесса – кажется, что количество общин, частота проведения выборов и дата их назначения выбраны совершенно спонтанно. Но на самом деле выборы происходят прежде всего там, где лояльная местная власть берется обеспечить голосование в пользу президентской БПП.

Как известно, заявка на создание объединенной территориальной общины поступает в областную государственную администрацию, а назначение даты выборов находится в компетенции ЦИК. При этом и Центризбирком (чей состав никак не обновят), и ОГА с их губернаторами находятся в основном под жестким влиянием Банковой. Именно поэтому, очевидно, доподлинно неизвестно, сколько именно заявок по ОТО ждут пока на свое утверждение. "Википедия", содержащая отдельную статью, посвященную этой теме, не может считаться надежным источником. А государственного ресурса, где в интерактивном режиме можно было бы черпать подобную информацию, не существует. Сайт "Децентрализация" фиксирует уже созданные общины, но не отражает процесс их становления.

Новости по теме

Между тем есть острые вопросы, связанные, например, с тем, почему меньше всего ОТО на Киевщине (только девять, при этом выборы проведены только в семи общинах), и почему до сих пор не созданы территориальные избирательные общины в Буче и Ирпене? Кто и зачем блокирует процесс? Вице-премьер Зубко акцентирует только на достижениях, к которым он относит (по состоянию на начало 2018-го) в Украине 698 ОТО, которые (по подсчетам Зубко) охватывают 29% населения Украины. Но чиновник ничего не говорит о том, что остается за кадром. По моим же данным, по меньшей мере пара сотен заявок на создание общин и проведение выборов "зависает" в ожидании соответствующего решения.

Дождутся ли они его – будет зависеть от политической конъюнктуры. Через полтора года пройдут парламентские выборы, а через год – президентские. Демонстрировать социуму электоральные неудачи намерения никто не имеет. Достаточно и того, что, согласно последним опросам, Петр Порошенко опустился в президентском рейтинге до 6 места, пропустив вперед не только Тимошенко, Гриценко и Бойко, а даже Вакарчука и Зеленского. Показать провал еще и на местных выборах для власти недопустимо, поэтому недаром БПП уже вечером 29 апреля отчиталась о своем триумфе в ОТО – то есть там, где победу традиционно делят "Батькивщина" и Аграрная партия.

Однако речь сейчас не о подсчете голосов. Речь о том, что на самом деле в комфортном и рационально обустроенном государстве местные выборы не должны были бы поднимать такой ажиотаж. Ибо об особом профите здесь не говорится, как не говорится и о славе или зарабатывании больших бонусов. Работа на местах – это ежедневный кропотливый труд по решению значительного количества мелких задач. Вроде прокладки дорожек, проведения освещения или ремонта школы. И только в Украине такие выборы – это большой "батл", ведь на кону два интереса – земельный ресурс, который можно использовать с пользой для себя, и площадка для проведения президентских выборов, в контроле над которым заинтересованных всегда хватает.

То, что, по сути, децентрализация в Украине превращается на феодализацию, заложено теми принципами, на которых эта самая децентрализация происходит. Дело в том, что законотворцы, не долго думая, "отвязали" так называемую децентрализацию от изменений в Конституции. То есть в идеале эти два процесса должны идти параллельно, но на практике создание объединенных территориальных общин обогнало перекройки Основного закона. Предложенная возможность объединения в территориальные общины не только сел, но и поселков и городов, не согласуется с частью первой статьи 140 Конституции Украины, согласно которой территориальным обществом может быть только "добровольное объединение в сельскую общину жителей нескольких сел", которое должно иметь статус административно-территориальной единицы.

Новости по теме

Вся соль здесь в том, чтобы структура территориальных общин соответствовала системе административно-территориального устройства, а не наоборот. Исправлением ситуации могло бы быть принятие закона об административно-территориальном устройстве, что так и не сделано до сих пор от 1996 года. Закон не принят, как и не внесены изменения в Конституцию. Отдельная новелла – это существование наряду с новыми выборными органами "старых" районных администраций, которые могут входить в клинч с "новыми" общинами. Борьба за власть обещает развернуться не на шутку, и законодатель никоим образом не позаботился о том, чтобы нивелировать такую возможность.

Собственно, уже сейчас, после проведенных выборов в почти семьсот общин, можно говорить о том, что чиновничий аппарат не сократился, а наоборот – он только вырос. И что в Украине – слишком большой процент госслужащих по сравнению с теми гражданами, которые производят конкретный продукт или услугу, которая подлежит налогообложению и служит для наполнения государственной казны. Вместо того, чтобы создавать новые рабочие места, в нашем государстве искусственным образом раздули и без того немалый штат чиновников, которые "сидят" на бюджете и получают оттуда зарплату. А объединенные территориальные общины тем временем превращаются в организованные преступные группы, где во главе стоит тот или иной влиятельный латифундист, сельскохозяйственный магнат с депутатским мандатом в кармане или с причастностью к исполнительной власти.

Содействуя в организации общин, подобный контингент заботится исключительно о расширении собственного влияния. Уже имея контроль над райсоветами или райгосадминистрацией, определенные политики или политические силы приобретают еще и рычаг влияния в виде объединенной территориальной общины. На примере децентрализации в том понимании, в котором она реализуется в Украине, мы имеем ощутимую подмену понятий. По сути, воскресные местные выборы с их традиционным подкупом электората и непрофессионализмом избирательных комиссий были большой репетицией тех "главных" выборов, которые пройдут за год. И оценивать их стоит только с точки зрения тех опасностей, на которые в 2019-м стоит обратить особое внимание Комитету избирателей или другим мониторинговым структурам. Что же касается развития местного самоуправления, то к нему нынешние ОТО на самом деле имеют очень сомнительное отношение. 

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>