Выводы для Украины из экономических итогов аргентинского саммита G20

Выводы для Украины из экономических итогов аргентинского саммита G20
AFP

Александр Гончаров

Основатель «Киевского фондового центра»

В минувшую субботу, 1 декабря, в столице Аргентины Буэнос-Айресе завершился саммит "группы двадцати", где обсуждался целый ряд ключевых вопросов - от роста мировой экономики в условиях глобализации и реформирования Всемирной торговой организации до актуальных тем, связанных с неконтролируемой миграцией и изменением климата. Какие выводы нам следует сделать из финального документа по итогам встречи лидеров G20? 

Прежде всего всем нам надо признать, что большая политика человеческими чувствами не руководствуется и не берет их в расчет. Но как же не хочется расставаться с иллюзиями. Особенно с оптимизмом и надеждой на то, что отношение Дональда Трампа, Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона не изменится к нашим властям. Да – это естественное человеческое чувство, мы все хотим, чтобы нас защищали и продолжали оказывать нам финансовую помощь. Однако вероятность того, что Белый дом и руководство Германии и Франции будут и дальше терпеть наших коррумпированных чиновников – слишком мала, даже нулевая.

Новости по теме

В реальной жизни мы это скоро можем увидеть, так как в Буэнос-Айресе лидеры G-20 утвердили План действий по борьбе с коррупцией на три последующих года. Вот теперь мы узнаем на самом деле, что это такое режим жесткой экономии. И судя по всему, нам предстоит пройти этот жесткий период шоковой терапии. Правда, заключенные в Аргентине между президентом США Дональдом Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином договоренности о приостановке введения новых торговых пошлин на 90 дней еще вселяют надежды на сохранение стабильности глобальной экономики. А то ведь начавшаяся торговая война между двумя самыми крупными экономиками мира грозила обернуться очень опасными последствиями, особенно для развивающихся рынков. 

И вот теперь, учитывая тот факт, что в итоговой декларации саммита G-20 важное место заняли тезисы о необходимости создания лучших рабочих мест, влияния на факторы миграционных кризисов, а также реформирования Всемирной торговой организации, Украине надо воспользоваться этими обстоятельствами и значительно ускорить организацию в Киеве Международного инвестиционного хаба с Универсальной биржей (три секции – товарная, фондовая и деривативов). Не сумеем эффективно отреагировать на итоги саммита в Буэнос-Айресе G-20, дальнейшее ослабление гривны и рост инфляции станут в 2019 году просто неизбежными. К тому же против нашей национальной валюты будут играть огромные выплаты по внешним долгам и политические страхи предвыборных кампаний.

Но самое важное – это разрушить монопольно-олигархическую модель и построить по-настоящему рыночную конкурентную экономику в Украине, меняя институты и правила игры. Тем самым осуществляя коренную ломку этой модели сразу по трем направлениям: во-первых, изменения в сфере государственного управления с резким снижением роли чиновничества; во-вторых, разгосударствление экономики, ее максимальная либерализация и практически неограниченная приватизация; в-третьих, тотальная смена старого чиновничьего аппарата и опора на молодые кадры. Чтобы была надежда на исполнение законов и верховенство права, а не продолжали диктовать свои условия сила и мощь финансово-промышленных групп местных олигархов. Чтобы появились у нас действительно стратегические инвесторы с длинными деньгами, рассматривающие производственные планы на долгосрочную перспективу. И здесь важно не опоздать.

Новости по теме

Судите сами, вчера, 3 декабря, мы стали свидетелями очевидного и невероятного, а именно – на торгах пустили с молотка созданный в 1951 году ПAO "Никoлaeвcкий cудocтрoитeльный зaвoд "Oкеан" (земельный участок площадью около 101 га и территория водной акватории площадью 42 га) за 122 млн 195 тыc. гривен! Это предприятие-гигант было оснащено современными производственными мощностями, поставленными известными во всем мире компаниями; за 45 лет с начала своего существования здесь построено около 400 различных судов суммарным водоизмещением более 3,6 млн тонн. Важно подчеркнуть, что первоначальная цена была заявлена в сумме 1 млрд 163 млн 776 тыc. грн, однaкo пo хoду тoргoв ее обвалили, и в итoгe – всего лишь 122 млн 195 тыc. гривен.

Остается только развести руками. Неужели снова вышли на путь несправедливой "ваучерной" приватизации, итоги которой привели к тому, что в Украине менее 1% населения владеют почти 60% активов. Соответственно, все эти последние годы падала значимость квалифицированного труда, не создавались новые рабочие места, росла безработица и создавались барьеры в торговле. И что теперь делать в этой во всех отношениях тяжелейшей ситуации? Почему в этих процессах не видна роль Национального банка и прежде всего в развитии коммерческого кредитования, например, на основе кредитной кооперации и микрофинансирования.

Не исключено, что в ходе тех же торгов в Николаеве востребованным мог бы оказаться выпуск так называемых инфраструктурных облигаций под крупные частно-государственные инвестиционные проекты. При всех рисках выкуп этих ценных бумаг НБУ на вторичном рынке мог бы стать дополнительным источником поступления ликвидности в реальный сектор экономики. В принципе, о вариантах и возможностях решения схожих проблем в других странах, а также о регулировании цен на углеводороды, продукцию АПК и о многом другом шла речь на саммите лидеров "большой двадцатки". Нашим украинским политикам и топ-чиновникам важно изучить итоговое коммюнике саммита лидеров G-20, вокруг каких проблем шли наиболее острые споры. Прежде всего это – государственный протекционизм в мировой торговле и требования к реформированию международной торговли.

Это и понятно, ведь Украина за 2017/2018 маркетинговый год, который длился с 1 июля по 30 июня, экспортировала, в частности, зерна почти на 6,4 млрд долл. США, то есть украинские сельхозпроизводители и экспортеры поставили на внешние рынки 39,4 млрд тонн зерновых культур: в Египет (11,4%), Китай (9,3%), Испанию (7,2%), Индонезию (5,9%), Нидерланды (5,5%) и другие страны. К каким последствиям это привело в украинской экономике? В этой связи хотел бы напомнить о том, что мы уже давно вступили в ВТО, объединяющую более 150 стран, на которые приходится более 95% мировой торговли. Кто от этого выиграл? Украина? Увы, исключительно выигрывают от членства в ВТО только те государства, у которых конкурентоспособные политические и экономические модели.

А что Украина? Разве у нас перестанут покупать зерно и древесину?! Ведь мы же поставляем на международные рынки все то, что обладает очень низкой товарной стоимостью, без чего эти страны жить не могут. С другой стороны, наши неконкурентоспособные отрасли просто отомрут. Что будет, к примеру, с машиностроением? Так зачем нам ВТО? Как для других развивающихся стран, так и для Украины ВТО не должна быть улицей с односторонним движением. К тому же штрафные пошлины и торговые конфликты негативно отражаются на мировой торговле, что откровенно отмечала на саммите в Аргентине глава Международного валютного фонда Кристин Лагард: "Их влияние очевидно. В худшем случае принимаемые меры по введению штрафных пошлин приведут к тому, что показатели мировой экономики снизятся на 0,5%. Это наши оценки, которыми мы готовы поделиться со всеми, кто интересуется торговлей".

И нам из этого надо делать выводы. Ведь когда наши иностранные партнеры говорят о конкуренции, то имеют в виду условия справедливой конкуренции только на наших украинских рынках. Доступ на чужие рынки никто нам не улучшает, то есть если посмотреть на защиту европейских рынков, например, по продукции пищевой промышленности, то там просто огромные заборы - это и квоты, и импортные пошлины, и различные технические барьеры. Словом, уже стало традицией обсуждать с нашими чиновниками условия конкуренции только на украинском рынке, закрывая при этом свои.

Что делать? Самое главное в том, что ответа пока нет. И нет новых правил, поэтому в Буэнос-Айресе лидеры G-20 впервые заявили об идее реформировать ВТО. Ну а нам надо внимательно следить за происходящими изменениями и оперативно совершенствовать свою законодательную и нормативно-правовую базу, отстаивая интересы национальных производителей и участников рынка.

Александр ГОНЧАРОВ,

директор Института развития экономики Украины

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров