"Я, Тоня": Скользя по тонкому льду скандалов

Очаровательная Марго Робби в роли талантливой и печально известной фигуристки – наконец-то на больших экранах. Фильму уже достался один "Золотой глобус", теперь на очереди "Оскар" с тремя потенциальными статуэтками

"Я, Тоня": Скользя по тонкому льду скандалов
Кадр из фильма "Я, Тоня" Из открытых источников

Блог о Кино

Редакционный блог

Очаровательная Марго Робби в роли талантливой и печально известной фигуристки – наконец-то на больших экранах. Фильму уже достался один "Золотой глобус", теперь на очереди "Оскар" с тремя потенциальными статуэтками

Остроумно поданная, но, по сути, довольно грустная и жестокая история основывается на жизни Тони Хардинг – американской фигуристки и рекордсменки, победительницы Чемпионата США 1991 года и участницы Олимпиад 1992 и 1994 гг. Впоследствии, однако, Тоня была лишена престижного титула чемпионки и получила пожизненный запрет на участие в каких-либо соревнованиях по фигурному катанию.

Жизнь спортсменки всегда была нелегкой. Деспотичная мать устроила ей кошмарное детство: ругань, унижение и рукоприкладство были обыденными вещами в их доме. Компенсировать постоянный террор девочка пыталась свершениями на льду. Начав заниматься в четыре года, уже в 12 она выполнила второй по сложности в фигурном катании прыжок – тройной лутц, а в 20 лет заявила о себе сразу тремя рекордами.

Хардинг не только стала первой американкой, прыгнувшей на соревнованиях самый сложный элемент – тройной аксель, но и получила звание первого человека, сумевшего выполнить комбинацию тройного акселя с двойным тулупом. Все это сделало девушку одной из самых перспективных фигуристок мира начала 90-х годов и прочило ей большие спортивные достижения. Однако препятствием на пути к успеху и олимпийской медали стал сложный характер спортсменки.

Марго Робби в фильме "Я, Тоня" и Тоня Хардинг на Олимпиаде 1994 года в Лиллехаммере Из открытых источников

Несдержанная, грубая и честолюбивая Тоня проявляла себя не только во время состязаний, но и вне их. Она могла послать болельщиков куда подальше, выказать судьям свое недовольство по поводу якобы заниженных балов, остановить выступление из-за вроде бы разболтавшегося конька или расплакаться во время выполнения программы на Олимпийских играх.

Не меньшую шумиху вызывала личная жизнь Хардинг. Она постоянно то сходилась, то расходилась со своим мужем Джеффом Гиллоули, отношения с которым также были полны ругани и драк. Но пиком всего стало нападение на Нэнси Керриган, соперницу Тони по чемпионату США в 1994 году, в результате которого та получила ушиб ноги (вместо запланированного перелома) и была вынуждена отказаться от участия в борьбе за национальное первенство.

Как позже выяснилось, организаторами нападения стали муж и телохранитель Хардинг, а сама она призналась, что была в курсе происходящего. Благодаря даче показаний Тоне удалось избежать тюрьмы, но не последствий. Дело получило очень широкую огласку и стало финалом в карьере фигуристки. Не имея дальнейшей возможности заниматься любимым делом, спортсменка была вынуждена уйти в профессиональный бокс.

Интерес к ленте возник еще на начальном этапе создания – разговоры о ней пошли, как только в сеть просочились первые фото со съемок, а после выхода трейлера о фильме заговорили не меньше, чем о связанном с Хардинг скандале. Заняться постановкой сценария, входящего в список самых перспективных, доверили Крэйгу Гиллеспи, на счету которого уже числилась пара основанных на реальных событиях работ: спортивная драма "Рука на миллион" и триллер об отважной спасательной операции "И грянул шторм".

На главную роль позвали молодую, но уже хорошо известную актрису Марго Робби, что привлекло к проекту еще больше внимания. Ее перевоплощение в скандальную фигуристку оказалось нелегким. Звезде пришлось поправиться на несколько килограммов и каждый день перед съемками по два-три часа просиживать в кресле гримерки. Сама актриса как всегда долго вживалась в роль и после окончания работы не сразу смогла выйти из образа. "Тоня задержалась со мной надолго. Мне действительно было трудно ее стряхнуть. И речь не столько о сценах насилия", – призналась в интервью она.

Старания Робби не остались незамеченными. За свою работу она получила номинации сразу на все главные кинопремии. Правда, лучшей стала пока только по мнению кинокритиков США. В этом отношении более успешной оказалась ее коллега Эллисон Дженни, сыгравшая деспотичную мамашу. За лучшую роль второго плана она получила уже два приза – "Золотой глобус" и премию Гильдии актеров. Впрочем, главного победителя в начале марта определит "Оскар", на который за участие в фильме номинированы обе артистки.

Сама история, так достоверно рассказанная упомянутыми актрисами, вызывает много эмоций. Она одновременно смешит (благодаря выбранному авторами языку иронии) и раздражает (ведь юмор прежде всего призван подчеркнуть, а не скрыть трагизм и несправедливость ситуации).

Два часа экранного времени зрителям предлагают с помощью почти документального расследования попытаться понять, что же на самом деле произошло. Но, естественно, ответ на вопрос, была ли Тоня Хардинг действительно виновата в нападении на соперницу, оставляют за кадром. Вместо прямого вывода создатели насыщают картину множеством воссозданных интервью, с показательной беспристрастностью представляя точки зрения всех участников.

Подобный ход, а также обращение героев к зрителям прямо в процессе воспроизведения событий разбивает незримый барьер, отделяющий кино от реальности, и позволяет полностью погрузиться в происходящее. Таким образом, громкий скандал 25-летней давности, очень правдоподобно изложенный в фильме "Я, Тоня", получает новую экранную жизнь, а сама Тоня Хардинг, которой сейчас 47, – второй шанс на оправдание и искупление.

Татьяна Ахапкина

Марго Робби и Тоня Хардинг Из открытых источников

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...