За шаг до реформы. Чего ожидать от результатов пилотного экзамена IFOM, который прошел 15 марта 2019 года

За шаг до реформы. Чего ожидать от результатов пилотного экзамена IFOM, который прошел 15 марта 2019 года
Из открытых источников

Американский экзамен IFOM для украинских студентов-медиков, который прошел 15 марта в качестве исследовательского проекта, стал самым масштабным за все время, что его проводил за пределами США разработчик теста – американская аттестационная организация NBME. Центр тестирования был выбран NBME Администратором экзамена. Администрирование экзамена на должном уровне стало возможным благодаря четкой, слаженной и профессиональной работе всего коллектива Центра тестирования. В частности, для проведения экзамена согласно требованиям NBME были подготовлены и привлечены 329 прокторов, из которых по предложению Минздрава – 183 представителя Движения Ветеранов Украины. Для обеспечения общественной безопасности в аудиториях и во избежание использования во время экзамена запрещенных технических средств связи Центр тестирования привлек 130 представителей полиции охраны Национальной полиции Украины.

Делимся общими впечатлениями и прогнозами.

  • На экзамен были зарегистрированы 7159 студентов-медиков четвертого курса обучения из 19 учреждений высшего образования. В экзамене приняли участие 6275 студентов. Экзамен проводился в 130 аудиториях, учреждения высшего образования были обустроены в соответствии с требованиями NBME и Центра тестирования по обеспечению видеонаблюдения.

  • За исключением Одесского национального медицинского университета, руководство которого накануне сообщило в Центр тестирования о том, что университет не будет принимать участия в экзамене, явка студентов в вузе была высокой.
  • Как он проходил? По информации прокторов, первые студенты начали сдавать буклеты с бланками ответов уже спустя 15-20 минут после начала экзамена. А через два часа в аудиториях осталось меньше половины студентов.

  • Какой можем ожидать результат? Учитывая то, что тест состоял из тестовых заданий, как правило, с пятью ответами, и угадывание составляет 20%, прогнозируем, что средний результат по стране будет, в лучшем случае, близок к 30%. К такому выводу мы приходим на основании анализа результатов сдачи экзамена IFOM в веб-формате на базе Центра тестирования, который сдали более 200 мотивированных студентов по собственному желанию. Их средний результат составляет 40%.

  • О чем может говорить прогностический результат в 30%? С точки зрения педагогического оценивания, такой результат свидетельствует о том, что тест является невалидным по содержанию. Это следствие того, что он не соответствует по содержанию учебному плану, который построен по горизонтальной модели изучения сначала фундаментальных дисциплин, а затем клинических, а следовательно, не соответствует программам обучения. Таким образом, прогнозируемый результат по стране в 30%, с точки зрения дидактики, не является доказательством некачественной подготовки будущих медиков. Это говорит о том, что этапность подготовки будущих медиков по содержанию в Украине иная. Она ориентирована на этапность изучения доклинических и клинических дисциплин, которая принята в большинстве европейских стран.

  • Можно ли сделать какие-либо выводы касательно улучшения учебных программ по результатам исследования без содержательного анализа теста?

160 тестовых заданий экзамена IFOM являются собственностью NBME, и после экзамена их возвращают в США. Тестовые задания NBME не обнародуют, их психометрические характеристики не предоставляются, а результаты представляются обобщенно согласно структуре содержания экзамена. Следовательно, без ознакомления специалистов с содержанием 160 тестовых заданий и их психометрическими характеристиками по результатам тестирования нет и не может быть обратной связи с обучением. А если оценивание не имеет обратной связи с обучением, то оно не выполняет вообще никакой дидактической функции.

Тогда как, для сравнения, материалы международного мониторингового исследования школьников PISA, которое проводилось в Украине в 2018 году, остались в Украине и могут быть использованы специалистами для анализа и улучшения подготовки школьников.

Обобщенные отчеты с результатами проведенного исследования Минздрав может получить в середине мая. Эти результаты должны пройти широкое обсуждение на научно-методическом уровне с образовательной профессиональным средой. По результатам такого профессионального обсуждения должно быть принято решение относительно направления развития и изменений содержания обучения будущих медиков в Украине, а именно необходимо установить модель, которая избирается, – европейскую или американскую. И только после этого можно определить, нужен ли дополнительный тест и какой.

Учитывая норму Постановления КМУ от 12.12.2018 № 117, в котором Министерству здравоохранения поручается:

"1) подать до 1 апреля 2019 г. по результатам проведенного международного мониторингового исследования качества высшего медицинского образования Кабинету Министров Украины предложения относительно необходимости переноса срока обязательного зачисления в 2019 году международного экзамена по основам медицины как составляющей единого государственного квалификационного экзамена; 2) проинформировать Кабинет Министров Украины о результатах проведенного международного мониторингового исследования качества высшего медицинского образования",

Центр тестирования считает педагогически обоснованным "перенос срока обязательного зачисления в 2019 году международного экзамена по основам медицины как составляющей единого государственного квалификационного экзамена" на следующие годы, после разработки рекомендаций по совершенствованию учебных планов и образовательных программ и воплощения этих рекомендаций в системе подготовки врачей.

И ассоциация, которая напрашивается у специалистов по педагогическому оцениванию. Проведенное исследование напоминает ситуацию, когда человека учили управлять машиной с левым рулем, а экзамен по вождению он должен сдавать, управляя машиной с правым рулем. Машины построены одинаково, а результат экзамена будет разным.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>