Закон о ВСК или об импичменте: Преимущества и риски

Закон о ВСК или об импичменте: Преимущества и риски
Из открытых источников

Быть или не быть закону о временных специальных и следственных комиссиях, об импичменте президента? Возможно, скоро на этот вопрос будет ответ. Ведь именно в эти дни Верховная Рада должна рассмотреть их и, если наберется необходимое количество голосов, принять (сегодня законопроект об импичменте ВР не включила в повестку дня, второй законопроект о ВСК – рассматриваются поправки, - ред.).

Одна из инициатив - депутатский проект "О временных следственных комиссиях и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины" (далее - проект о ВСК). Другую зарегистрировал президент – "Об особой процедуре устранения президента Украины с поста (импичмент)". К последнему документу подан еще и альтернативный законопроект.

Нужны эти законы нам или нет и в чем их сильные-слабые стороны? Давайте выяснять.

 О Временной следственной комиссии

В проекте о ВСК регулируется порядок создания и работы временных следственных комиссий, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссий.

Убежден, что такой закон нам точно нужен. Поскольку в ст. 89 Конституции четко предусмотрено, что организация и порядок деятельности комитетов Верховной Рады Украины, ее временных специальных и временных следственных комиссий устанавливаются законом.

Однако есть вопросы к качеству проекта, который подготовили ко второму чтению. И здесь, я вам скажу, без "белых пятен" не обошлось.

Во-первых, в документе есть положения, которые не согласовываются с Конституцией Украины и решениями КС. Например, Конституция предусматривает возможность создания временных специальных комиссий для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов. То есть каких-либо вопросов, которые относятся к сфере полномочий парламента.

Однако в проекте предусмотрено, что такие комиссии создаются для подготовки и доработки проектов законов и других актов Верховной Рады Украины на правах головного комитета. Таким образом, предложенное определение сужает конституционные нормы относительно возможности создания временных специальных комиссий. Однако народные избранники не обратили внимания ни на нормы Основного закона, ни на решения КС по этому вопросу.

Во-вторых, возникают вопросы и к определенному в законопроекте порядку работы временных следственных комиссий и специальной временной комиссии, которая создается в случае инициирования вопроса об импичменте президента.

Например, такие комиссии имеют право проводить изъятие необходимых документов и материалов. Но какие именно документы будут считаться необходимыми для их работы? Этого не предусмотрено. Такие пробелы в законе могут привести к злоупотреблениям и безосновательному изъятию у физических или юридических лиц документов или иных материалов.

В-третьих, в проекте закона не полностью урегулировано и участие специального прокурора в деятельности специальной временной следственной комиссии. В частности, он должен осуществлять надзор за соблюдением законов во время проведения расследования обстоятельств совершения президентом государственной измены или другого преступления.

Новости по теме

При этом не определены какие-либо возможные способы реагирования специальным прокурором в случае выявления им нарушений. Таким образом, он сможет лишь фиксировать определенные нарушения, но не будет иметь возможности как-то на них влиять. Как юрист, считаю, что это является неправильным. Замечу, что это лишь небольшая часть замечаний к этому законопроекту.

Об импичменте

Что касается инициативы президента принять отдельный закон, который бы регулировал саму процедуру отстранения главы государства с поста в порядке импичмента, то, по моему мнению, такая идея может противоречить ст. 111 Конституции Украины.  

В Основном законе предусмотрены основания для проведения импичмента, порядок инициирования этого вопроса в ВР, необходимость создания специальной временной следственной комиссии.

Также определено количество голосов народных депутатов, необходимых для принятия решения об обвинении президента и увольнении его с должности, и указано насчет необходимости получения заключений Конституционного суда Украины и Верховного суда.

Зато не описано (как это определено в упомянутой выше ст. 89 КУ), что дополнительное регулирование этой процедуры должно содержаться в отдельном законе.

Появляются ли риски в случае принятия такого законопроекта? Появляются. Например, в проекте закона предусмотрено, что ВР тайным голосованием путем подачи бюллетеней принимает постановление об отстранении президента Украины с поста в порядке импичмента.

Однако Конституция Украины не содержит требования о принятии такого решения именно тайным голосованием. Поэтому устраненный в таком порядке президент сможет потом оспаривать решение Верховной Рады.

Кроме этого, в проекте закона указано: если в заключении КС есть положение об определенных нарушениях конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, то ВР принимает соответствующие решения, направленные на устранение выявленных нарушений.

Если же Конституционный суд уже констатировал нарушение конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте, тогда всю процедуру необходимо провести заново, а не принимать "точечные" решения.

Тем более что не все нарушения можно устранить решением парламента. Например, в ситуации, если кто-то из депутатов, чья подпись стояла под представлением относительно инициирования процедуры импичмента, докажет, что он не подписывал его лично.

По моему мнению, процедура импичмента должна быть проведена в полном соответствии с Конституцией Украины. Любые законодательные инициативы, которые допускают малейшие нарушения Основного закона, не стоит поддерживать. Их необходимо доработать, профессионально и без спешки. В противном случае получим не что иное, как судебные иски и юридическую волокиту.

Владимир Пилипенко 

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>