Закон о высшем образовании: что скрывается за студенческим самоуправлением

Вита Огиря, Днепропетровск

Закон о высшем образовании: что скрывается за студенческим самоуправлением
Фото из открытых источников

Вита Огиря

Журналист

Вита Огиря, Днепропетровск

Скоро вступит в действие новый "Закон о высшем образовании", знаменуя собой начало новой эры европеизации научной и образовательной отраслей. Студенты, преподаватели и неравнодушные к судьбе высшей школы в Украине с некоторой опаской ждут начала дееспособности Закона, имея, как это всегда бывает, больше вопросов, чем ответов.

Новости по теме

Одним из прогрессивных пунктов законотворцы считают предоставление определенной автономии университету и допуск студентов к решению управленческо-хозяйственных проблем университета за счет расширения полномочий студенческого самоуправления. Именно о студенческом самоуправлении и пойдет речь в нашей статье.

Самоуправление студентов, это, по своей сути, добровольное объединение молодежи, стремящейся самореализоваться за счет собственного вклада в обеспечении престижа своего университета. Руководствуются органы студенческого самоуправления (далее ОСС) Конституцией Украины, Законами Украины "О высшем образовании", "Об объединении граждан", "О молодежных и детских общественных организациях", другими законодательными актами Украины, Уставом Университета и разработанным собственноручно Положением. С первого взгляда кажется, что нормативно-правовая база является достаточно широкой, а концептуальные документы гарантируют относительную универсальность создания и деятельности ОСС в ВУЗАХ всей Украины. Однако, на практике имеем совсем другую картину, а именно - отсутствие традиций в организации работы ОСС в украинских вузах и несогласованность деятельности студенческих организаций не только в пределах одной области, но и на общегосударственном уровне.

По косметической картинке студенческих объединений, вроде Национального студенческого союза или региональных молодежных общественных организаций, скрывается сплошная неорганизованность украинской молодежи и отсутствие хорошо слаженного молодежного фронта, готового взять на себя ответственность за дальнейший государственный прогресс своей страны.

Новости по теме

Знатоки деятельности ОСС могут мне возразить - в каждой самоуправляемой структуре есть сектора по вопросам науки, образования. Это действительно так, но эти сектора занимаются исключительно ассистентской работой, помогая деканатам или научным отделам, кафедрам в подведении статистических данных по посещаемости студентов, организуя рабочие группы для обслуживания конференций, доводя информацию о научных мероприятиях общественности и не осуществляя реальной научно-исследовательской работы, которая должна приносить результаты или носить прикладное значение. Более того, студенты, которые задействованы в подобных секторах, зачастую самостоятельно, без помощи ОСС, начинают сотрудничать с преподавателями, участвовать в конференциях, защищая имидж конкретной кафедры, а не сектора, что даже не имеет рычагов влияния на оформление командировки. Это была картина деятельности студенческого самоуправления в университетах, где существует разветвленная система студенческогй активности при имеющейся заинтересованности ректората в политико-гражданском воспитании своих студентов.

Существует и параллельная реальность, где самоуправление в вузах представляется одним или двумя лицами, имеющими официальный статус посредника между ректоратом и студентами. Мероприятия, запланированные проректорами по воспитательной деятельности реализует временно созданная рабочая группа, которая профессионально выполняет задание и никак не может претендовать на представительный студенческий орган данного учебного заведения.

Такие разногласия и реальные проблемы украинского студенческого самоуправления существуют из-за отсутствия всеукраинской школы студенческого лидера. Такая школа должна обязательно появиться в самодостаточныом украинском государстве, ведь с общественно активных студентов строится костяк будущей политической элиты. Школа должна быть привилегией не за финансовой стороной, а по качеству знаний и их огромном практическом значении. Кроме распространения организаторских знаний, умений и навыков, необходимо расширить диалог между ОСС разных регионов Украины, предоставить студентам возможность на собственные глаза увидеть специфику работы со студентами в различных вузах и не просто увидеть, а попробовать реализовать себя в несвойственной для собственного учебного заведения модели жизни и деятельности студентов. И наконец самое главное - необходимо изменить государственный подход к ОСС, как самоорганизующимся образованиям внутри университетов.

Начать разрывать эту паутину необходимо с разгребания наслоений, что за годы независимости образовались в студенческом самоуправлении и мешают его перспективному росту в духе нынешнего времени.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>