Закон об импичменте: Толчем воду в ступе

Без понимания правильной последовательности шагов, необходимых для реализации идеи импичмента, не имеет ни малейшего смысла даже затевать рассмотрение тех или иных законопроектов. Да, тема устранения президента ныне как никогда "важна и актуальна" (именно поэтому под ней охотно подписываются все оппозиционные к Порошенко фракции – и "Батькивщина", и "Самопомощь", и Радикальная партия Ляшко), однако это тот случай, когда политику необходимо отделить от юриспруденции

Закон об импичменте: Толчем воду в ступе
Фото из открытых источников

Михаил Поживанов

председатель Фонда муниципальных реформ "Магдебургское право"

Без понимания правильной последовательности шагов, необходимых для реализации идеи импичмента, не имеет ни малейшего смысла даже затевать рассмотрение тех или иных законопроектов. Да, тема устранения президента ныне как никогда "важна и актуальна" (именно поэтому под ней охотно подписываются все оппозиционные к Порошенко фракции – и "Батькивщина", и "Самопомощь", и Радикальная партия Ляшко), однако это тот случай, когда политику необходимо отделить от юриспруденции

Возможно, всем теперешним и будущим авторам закона об импичменте (а я уверен, что число их будет умножаться) следовало бы уяснить одну простую вещь: в Украине президенты не покидают свой пост в порядке импичмента, какие бы злодеяния им не инкриминировали и в какие бы скандалы они не были вовлечены. Так что менять нужно не только (и не столько) законодательство, сколько менталитет. Плюс, конечно же, судебно-правоохранительную систему, ведь если из нее не выжечь каленым железом коррупционную составляющую, то, опять-таки, никакие законы – даже самые умные и правильные – не помогут нам изменить власть, а также качество нашей жизни.

И все-таки писать законы будут. Иногда без достаточной базы фоновых знаний, необходимых, чтобы выпустить в свет подобный документ. Последняя попытка "породить" импичмент принадлежит народному депутату Юрию Деревянко, который, судя по всему, убежден, что до сих пор в законодательстве норма об импичменте президенту представлена не была. А ведь это, мягко говоря, не совсем так. Процедура импичмента прописана, и уже другой вопрос, что она слишком громоздкая и непригодная к исполнению. Самое главное на сегодняшний день то, что в Украине отсутствует закон о специальных следственных комиссиях, которые, собственно говоря, и призваны взять на себя всю тяжесть по устранению от власти провинившегося президента.

Новости по теме

Принять закон об импичменте без закона о комиссиях – все равно что принять закон о телеге, минуя лошадь. Конструкция может получиться красивой, но передвигаться она не сможет. Хотя, конечно, и закон об импичменте необходим также. Ведь пока что описание алгоритма отстранения президента содержит 111-я статья Конституции. Но алгоритм этот слишком сложен и запутан.

Для начала 226 народных депутатов поднимают этот вопрос. Затем создается специальная временная следственная комиссия (статус которой, как уже было сказано, нигде не прописан). После этого, ознакомившись с выводами комиссии, Верховная Рада 300 голосами голосует за утверждение обвинения главе государства. Далее в действие вступают Конституционный и Верховный суды. Первый дает оценку конституционности процедуры импичмента, а второй изучает обвинения по сути. На завершающем этапе три четверти от конституционного состава парламента голосуют за отстранение президента от власти. Если дело сделано – можно готовиться к следующим президентским выборам.

Но преодолеть подобные препятствия априори очень сложно, если не сказать невозможно. Но это – не единственная проблема. Второй недостаток процедуры импичмента заключается в том, что одна и та же структура (Верховная Рада) инициирует вопрос об импичменте, проводит следствие, предъявляет претензии и оглашает вердикт. Между тем как роль двух уважаемых судов ограничивается предоставлением выводов. В ряде европейских стран суд как независимый арбитр имеет все же больше веса, тогда как у нас и первое, и последнее слово остается за парламентом, а, следовательно, результативность импичмента зависит от его готовности идти до конца.

Еще один минус процедуры импичмента в том, что наша конституционная норма является нетипичной. Она говорит о возможности отстранения президента в случае совершения им государственной измены или иного преступления. И абсолютно ничего не говорит о нарушении самой Конституции, хотя наступление ответственности за подобный проступок должностного лица принято во всем мире. Украинская Конституция туманно намекает на какое-то преступление (какое именно – не уточняется), причем окончательный вердикт по этому преступлению отдан на откуп парламента.

Новости по теме

За два десятка лет, прошедших с момента принятия первой украинской Конституции, никто из украинских парламентариев не сделал ни единого шага для того, чтобы устранить упомянутые выше алогичности и недостатки. Правда, перед политреформой 2004 года были предприняты робкие попытки предложить другую – адекватную – процедуру импичмента, но и они происходили не от отечественных законотворцев, а от зарубежных конституционалистов.

Но и это еще не все. До сих пор за украинскими законодателями числится важный долг, связанный не только с принятием закона об импичменте. Как уже было сказано, в законодательстве отсутствует норма о специальной временной следственной комиссии и о специальном прокуроре. Статус этих двух институтов должен быть урегулирован законом, но этого не сделано, а значит, начать процедуру импичмента не представляется возможным – о каком бы из украинских президентов не шла речь.

А между тем законопроект о специальных следственных комиссиях зарегистрирован в Верховной Раде еще в конце 2014 года. Документ под номером 1098 был совместным детищем лидеров фракций, которые ранее входили в состав коалиции "Европейская Украина". Весной 2015 года этот документ был рассмотрен профильным комитетом ВР и с тех пор ожидает решения своей участи в парламенте.

Без понимания правильной последовательности шагов, необходимых для реализации идеи импичмента, не имеет ни малейшего смысла даже затевать рассмотрение тех или иных законопроектов. Да, тема устранения президента ныне как никогда "важна и актуальна" (именно поэтому под ней охотно подписываются все оппозиционные к Порошенко фракции – и "Батькивщина", и "Самопомощь", и Радикальная партия Ляшко), однако это тот случай, когда политику необходимо отделить от юриспруденции.

Новости по теме

У нас же почему-то принято считать, что процедуру импичмента можно запустить, руководствуясь политическими соображениями, и что ключевую роль в данном процессе могут играть настроения улицы. Без понимания всей ответственности подобного шага (как и без надежного юридического фундамента) играть в импичмент могут лишь популисты, ловящее на громкое иностранное словцо голоса избирателей. Между тем для импичмента нужно созреть и профессионально, и морально.

А самое главное, нужно не забывать о том, что представители тех или иных фракций и групп в парламенте должны прежде всего работать, руководствуясь не сиюминутным желанием "выстрелить" с яркой инициативой, а подчиняясь выверенной стратегии и тактике. Тогда – в идеале – можно (и нужно) будет доработать кое-что в самом теле Конституции, некоторые формулировки которой (в частности, касающиеся института президента), не отличаются четкостью и ясностью.

Как бы мы ни относились сейчас к Петру Порошенко, пугать президента импичментом означает лишь сотрясать вокруг него воздух: страшно ему от этого не станет. А вот неловкость из-за непродуманных действий его оппонентов испытать можно вполне. Как говорилось во времена Ющенка, "не словом, а делом", но вот дел-то как раз и не видно, зато слов – предостаточно.

Михаил Поживанов

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>