Верховная Рада
 

К неоднозначным законопроектам, предложенным 8-ым созывом Верховной Рады Украины, прибыло, когда 20 декабря в парламенте группой народных депутатов был зарегистрирован законопроект №7425 "О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма", в рамках которого предлагается начать борьбу с коллаборационизмом, которая, впрочем, в условиях Украины и норм документа может скорее превратиться в "охоту на ведьм" и возврат к "совку".

Согласно замыслу авторов законопроекта (депутаты от "Народного фронта"), любое сотрудничество с оккупантом и врагом, тот самый коллаборационизм, должен быть наказуем, что в целом не вызывает сомнений и возражений. Проблема в том, что заниматься этим должны не спецслужбы, отыскивая доказательства причастности к коллаборационизму граждан Украины, и не суды, рассматривая собранные доказательства и квалифицируя действия пособника, а некая Комиссия по вопросам рассмотрения фактов коллаборационизма, проводя специальную проверку на коллаборационизм.

Как это будет происходить на практике?

Допустим, есть некий гражданин Украины, который:

а) решил сам пройти специальную проверку на причастность к коллаборантам;

б) у него нашелся "доброжелатель", написавший заявление в Комиссию с просьбой проверить этого гражданина;

в) Комиссия сама проявила интерес к гражданину;

г) этот гражданин подпал под действие законопроекта №7425, так как решил устроиться на госслужбу, зарегистрировался кандидатом на выборах, должен быть назначен рядовым или офицером правоохранительных структур или ВСУ, назначен на работу в объект, имеющий стратегическое значение для экономики и безопасности государства, должен быть допущен к государственной тайне.

Во всех этих случаях человек подлежит проверке Комиссии по вопросам рассмотрения фактов коллаборационизма.

Любопытно, что не являясь судебным органом, согласно предлагаемому законопроекту ей фактически предлагается присвоить судебные функции, как то собирать доказательства вины гражданина, к коим могут быть отнесены объяснения участников процесса проверки, документы, объяснения свидетелей, выводы или объяснения экспертов, объяснения или консультации специалистов, информация, размещенная в сети Интернет, информация, полученная Комиссией по результатам направления запросов у физических, юридических лиц, объединений граждан, субъектов властных полномочий и другие источники информации, не запрещенные законом. Словом, практически все.

Помимо доказательств Комиссия сможет выносить и приговоры по результатам проверки, по счастью о тюремном заключении речь не идет, скорее это можно назвать ограничением прав гражданина Украины, так как виновному запрещается:

1) занимать любые должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления;

2) избираться в органы государственной власти и органов местного самоуправления;

3) осуществлять правосудие в соответствующем суде;

4) быть лицом рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работником других органов, которым присваиваются специальные звания, военнослужащим Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, образованных в соответствии с законом;

5) занимать, быть назначенным или избранным на любые должности, связанные с выполнением функций государства или местного самоуправления;

6) назначаться, избираться, быть включенным в комиссии, рабочие группы, другие органы, образуемые при органах государственной власти или местного самоуправления, быть вовлеченным экспертом по работе указанных органов;

7) назначаться на работу к объекту, что имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства;

8) быть допущенным к государственной тайне;

9) получать разрешения на приобретение, хранение и ношение огнестрельного охотничьего, холодного, пневматического оружия.

Результаты проверки можно оспорить в суде, если же он не станет на сторону проверяемого, то последнему предстоит стать неполноценным гражданином на срок в 15 лет или же 10 лет, если он раскается, будет сотрудничать с Комиссией, например, "сдаст" другого коллаборанта.

За что можно быть признанным коллаборантом и получить ограничение гражданских прав?

Как оказалось, перечень довольно широк, так как конкретные формы проявления коллаборационизма по мнению авторов законопроекта включают в себя довольно широкий набор от непосредственного участия в боевых действиях до, скажем, организации митингов или иных акций в поддержку врага и созданных им "оккупационных администраций", пропаганда в поддержку последних, скажем, педагогами вузов или школ, работа в "СМИ", созданных на оккупированных территориях, и даже размещение постов в поддержку врага или оккупационных администраций.

Кстати, в законопроекте ни разу не употребляется расшифровка терминов "враг" или оккупационная администрация, но по понятной причине ясно, что имеются ввиду Российская Федерация и "органы власти" Крыма, "ДНР" и "ЛНР". Понимание последнего важно потому, что согласно статье 9 предлагаемого законопроекта, срок давности для проверки на коллаборационизм ограничивается 20 годами со дня окончания агрессии против Украины и/или вооруженного конфликта, что подтверждается постановлением Верховной Рады Украины. Поскольку, когда Крым или неподконтрольный Донбасс вернутся назад в Украину и будет заключен мир, неизвестно даже приблизительно, выходит, что срок для наказания за коллаборационизм становится абсолютно бессрочным.

Но кто будут те люди, которым будет дано право лишать гражданских прав?

Согласно статье 14 законопроекта состав Комиссии по вопросам рассмотрения фактов коллаборационизма из 50 человек проводится на конкурсной основе конкурсной комиссией, которую формируют по 2 представителя от президента Украины, ВР, Кабмина, СБУ и Службы внешней разведки Украины. Окончательный состав Комиссии по вопросам рассмотрения фактов коллаборационизма также определяется Президентом и оформляется его указом.

Думается, мало сомнений в том, что на должности в Комиссию попадут люди, в лояльности которых президент может не сомневаться.

Что дальше?

Полное раздолье для фантазии: по заявлению, скажем, "патриотично" настроенных граждан можно назначать спецпроверку для фактически любого гражданина Украины, допустим написавшего пост, в котором он осмелился предположить, что можно купить российский природный газ напрямую, а не покупать его как "словацкий" в Европе.

Поскольку обязательной проверке подлежат кандидаты на госслужбу и на выборы, таким образом также можно отсеивать неугодных, можно также провести проверку и уже действующих чиновников, ведь в случае принятия законопроекта коллаборационистам нельзя занимать посты на государственной службе и можно устроить увлекательнейшую "охоту на ведьм".

Но главное - заниматься всем этим будут люди, поставленные вообще вне сферы действия закона, напоминая тем самым пресловутые "тройки" 30-х годов, а также возможные заявления на потенциальных коллаборантов или же свидетельские показания проверяемых в надежде получить лишение части гражданских прав на срок в 10, а не 15 лет. Именно так строится паутина для контроля над согражданами, которую в свое время прекрасно построили в СССР и что мы теперь ставим им в вину, фактически копируя ее этим законопроектом.

Любопытно, что закон вовсе не отсекает возможности попадания на госслужбу настоящих коллаборантов, так как согласно части 3 статьи 10 законопроекта, если подозреваемый в коллаборационизме докажет, что вынужден был принимать участие в акциях в поддержку из-за угрозы физического насилия, принуждения или для устранения угрозы их применения, наказания он может избежать. Но как доказать, что звучали угрозы или они были реальными? Тут уж все будет решать мнение Комиссии по коллаборационизму.

Возмущение в Украине вызвал поступок учащихся одного из донецких лицеев, выложивших видео критики своим педагогом самопровозглашенной "ДНР", вспоминая о "совке". Но это дети, которым легко внушить, что есть правильно, а что нет. А у нас практике доносительства хотят придать характер закона.

Никита Синицин

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.