Запуск рынка электроэнергии в Украине: Риски, которые нужно учесть

Запуск рынка электроэнергии в Украине: Риски, которые нужно учесть
Из открытых источников

Геннадий Зубко

вице-премьер-министр

Оригинал на странице Геннадия Зубко в Facebook

Запуск с 1 июля 2019 года рынка электрической энергии – вопрос, который сегодня активно обсуждается во всех СМИ и на телевидении. Убежден, что рынок электроэнергии рано или поздно должен заработать в Украине, как и в любой европейской стране. Но к нему нужно тщательно готовиться, учесть все риски и предусмотреть плановый запуск, чтобы этот рынок не так "бил" по потребителям и предприятиям.

В такой позиции нас поддерживают все наши международные партнеры. Что нужно для такого планового запуска, скажу ниже. 
Считаю, что неурегулированность многих факторов сегодня станет проблемой завтра! Рынок непредсказуем, и это подтверждают его участники на всех уровнях. Основной проблемой видят рост стоимости электроэнергии для населения.

Первый риск, который я вижу: первая волна – рост цен на электроэнергию для предприятий, вторая волна – рост цен на товары и услуги. Для защиты населения правительство приняло постановление "Об утверждении Положения о возложении специальных обязательств на участников рынка электрической энергии для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии".

Оно гарантирует неповышение цен для людей.
С другой стороны, прогнозная цена электроэнергии для всех потребителей на рынке вырастет на 40-50% и составит около 3,25 грн за 1 кВт-час (с НДС). А это означает, что она найдет отражение в себестоимости товаров и услуг для того же населения.

И в наихудшем положении окажутся те предприятия, которые сами регулируют цены на свою продукцию. Заложниками ситуации станут предприятия, стоимость услуг которых регулируется на государственном уровне.

Новости по теме

Второй риск – невозможность своевременного корректирования тарифов предприятиями. При значительном росте стоимости электроэнергии с 1 июля водоснабжающие предприятия даже технически не смогут провести корректировку тарифов.

Так, согласно закону “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители”, лицензированными коммунальными услугами, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, а именно устанавливаются НКРЭКУ, стали централизованное снабжение холодной воды и централизованное водоотведение.

При этом услуга по централизованному снабжению холодной водой и водоотведению составляет 75% от общего объема реализации. Вследствие невозможности в настоящее время на местном уровне устанавливать или корректировать тарифы на холодную воду, предприятия будут нести огромные убытки.

В то же время в законе "О национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг" определено, что должностные лица Регулятора действуют независимо, любые письменные или устные указания для них являются незаконным воздействием, а органам, в том числе и государственным, под административную и уголовную ответственность запрещается вмешиваться в процессы государственного регулирования.

То есть вмешиваться в работу НКРЭКУ не возможно.

Убежден, что проблему должен решить закон № 10228, проект которого подан в Верховную Раду и к рассмотрению которого депутаты никак не могут подойти. А он бы позволил избежать коллапса в сфере ЖКХ, который с каждым днем неуклонно надвигается.

Третий риск, особенно болезненный для меня – оплата труда людей. Отмечу, что не только предприятия несут убытки, а страдают и непосредственно работники предприятий. В декабре 2018 года было принято новое Отраслевое соглашение для работников ЖКХ, согласно которому уровень заработной платы должен был повыситься на 20%.

Расчет фонда оплаты труда в тарифах на 2019 год, предоставленных в НКРЭКУ, был сделан в соответствии с законодательством и с учетом новых требований Отраслевого соглашения. Ведь администрации предприятий обязаны обеспечить соблюдение трудового законодательства, а основным источником дохода предприятий водоснабжения и водоотведения является тарифная выручка.

Ситуация с затягиванием пересмотра тарифов, в том числе и в связи с невозможностью своевременно реагировать на тариф с изменением стоимости электроэнергии и, соответственно, корректировкой расходов на заработную плату, будет иметь систематический и разрушительный характер.

Я вижу, как уже сегодня это вносит напряжение в работу коллективов, специалисты отрасли массово увольняются и уезжают на работу за границу.

Но не забываем, что эти люди работают на предприятиях, которые обеспечивают бесперебойное водоснабжение и водоотведение! Их остановка приведет не только к негативным социальным явлениям, но и к экологической или техногенной катастрофе.

И четвертое: тарифы надо передать на местный уровень.

До 2010 года вопрос установления тарифов относился к компетенции местных органов власти.
В 2010-м был создан государственный регулятор - НКРЭКУ. Это нужно было для того, чтобы избежать ситуации, когда орган местного самоуправления, с одной стороны, владеет и управляет естественной монополией, а с другой, сам себе устанавливает тарифы, критерии качества и сам себя контролирует.

Этот шаг имел целью уменьшить влияние политических амбиций при установлении тарифов на экономически обоснованном уровне и заигрывание с потенциальными избирателями в лице местной общины.

Отдельно отмечу, что за последние годы в качестве лицензиата НКРЭКУ для предприятия мало что изменилось в лучшую сторону.

Тарифообразования по-прежнему осталось в политической плоскости. При этом “единый подход” не учитывает специфику каждого отдельного предприятия, его методы водозабора, очистки воды и стоков, протяженность и изношенность сетей и многое другое.

Кроме того, установление тарифа предусматривает утверждение Инвестиционной программы, при этом часто видение предприятия и местных органов власти на первоочередные и необходимые меры не совпадает с видением Комиссии, и это не может быть включено в программу.

НКРЭКУ за последние годы вместо полноценного пересмотра тарифов проводила лишь корректирование отдельных составляющих, в основном электрической энергии. Но учитывая стремительную девальвацию гривны, которая вызвала значительный рост закупочных цен на реагенты, горюче-смазочные материалы и другие товарно-материальные ценности, новые тарифы на услуги не обеспечивали возмещение стоимости их производства.

Основной проблемой остается несвоевременный пересмотр тарифов. При этом, согласно постановлению НКРЭКУ от 10.03.2016 года № 302, плановым периодом, на который устанавливаются тарифы, является период продолжительностью 12 месяцев (с 1 января до 31 декабря). Этот пункт ни разу не был соблюден при том, что предприятие своевременно подает все необходимые расчеты.

При таких условиях предприятие вновь и вновь вынуждено обращаться к местному органу власти как к собственнику с просьбой выделить дотации для финансирования тех или иных мероприятий.

Считаю, что функции по установлению тарифов на коммунальные услуги должны быть переданы обратно на местный уровень. Это внесет прозрачность в процесс тарифообразования и свяжет предприятие — предоставителя услуг и местный орган власти общей ответственностью в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения основных задач из-за отсутствия экономически обоснованного тарифа.

Вопрос передачи тарифообразования предприятий по водоснабжению и водоотведению под юрисдикцию местных органов власти мы обсуждаем уже давно, но в последнее время он стал чрезвычайно актуальным.

Новости по теме

Наша команда Минрегиона подготовила проект закона Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности предприятий в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения" № 9424, который также уже с декабря 2018 года не рассматривается парламентом.

Все риски и проблемы, связанные с введением новой модели рынка электроэнергии, были проанализированы нашей командой Минрегиона. Я неоднократно направлял письма в СНБОУ и Минэкономразвития. Среди основных замечаний:

- невозможность заключения договоров на поставку электрической энергии в случае наличия задолженности за потребленную электроэнергию у предприятий тепло-, водоснабжения и водоотведения;

- предоставление услуги "последней надежды" возможно только на определенный законом срок (не более 90 дней);

- невозможность пересмотра тарифов на коммунальные услуги при изменении цены на электрическую энергию в условиях переходного периода;

- отсутствие механизма автоматической корректировки тарифов на коммунальные услуги в связи с изменением стоимости электрической энергии, которую предприятия ТКЭ и ВКХ будут покупать у поставщиков электрической энергии;

- возможность отключения объектов питьевого водоснабжения и водоотвода от системы энергоснабжения из-за невыполнения условий договоров, заключенных согласно закону.

Еще раз: рынок электроэнергии нужно запускать планово. А для этого нужно принять два наших законопроекта - № 10228 и № 9424, что дало бы возможность снять указанные риски и остановить негативные последствия, ожидающие водоснабжающую отрасль.

Геннадий Зубко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

видео по теме

Новости партнеров

Loading...

Виджет партнеров

d="M296.296,512H200.36V256h-64v-88.225l64-0.029l-0.104-51.976C200.256,43.794,219.773,0,304.556,0h70.588v88.242h-44.115 c-33.016,0-34.604,12.328-34.604,35.342l-0.131,44.162h79.346l-9.354,88.225L296.36,256L296.296,512z"/>