Защитить суверенитет популизмом не удастся: Что делать Украине с давлением РФ в Азовском море

Россия усиливает свое военное присутствие в Азовском море. Эксперты предупреждают: наша территория может стать новым плацдармом для агрессивных действий Кремля

Защитить суверенитет популизмом не удастся: Что делать Украине с давлением РФ в Азовском море
Открытый источник

Россия усиливает свое военное присутствие в Азовском море. Эксперты предупреждают: наша территория может стать новым плацдармом для агрессивных действий Кремля

Зона повышенного экономического давления

После аннексии Крыма Украина автоматически потеряла контроль над сотнями километров морской государственной границы и береговой линии. В частности, у нас забрали Керчь, а с ней и "ключи", благодаря которым портово-промышленные комплексы Приазовья (Бердянск и Мариуполь) соединяются со Средиземным морем и Атлантикой.

Но этого агрессору оказалось мало. Сегодня пограничники РФ активизировали административное давление на иностранные суда, направляющиеся в украинские порты. Парадокс, но делают они это без формального нарушения Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (далее – Договор). Ведь Договор предоставляет свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе торговым судам и военным кораблям под флагом Украины или Российской Федерации, а суда под иностранными флагами такой свободы не имеют. То есть пограничники обоих государств - сторон Договора вправе останавливать их для осмотра и проверки.

Новости по теме

Понятно, что пока Керчь была подконтрольна Киеву, взаимное содействие скорейшему прохождению судов было выгодно как нам, так и Москве. Но с момента аннексии Крыма Россия почувствовала себя вправе единолично регулировать "потоки" морского транспорта. В частности начала проводить длительные и лишенные практического смысла проверки судов третьих государств, которые направляются в украинские порты.

Логика понятна: задержки наносят убытки как местной экономике, так и государству в целом.

В начале июня провокации со стороны РФ почти привели к остановке работы Мариупольского морского торгового порта. Простой теплоходов по вине российских пограничников может длиться от 10 до 30 часов. Судовладельцы теряют десятки тысяч долларов. Не говоря о потерях, которые понесут другие контрагенты: заказчики, поставщики, грузовые компании, экспедиторы и тому подобное.

Новости по теме

В опасности оказались и рыболовы. Годами из-за отсутствия границы в Азовском море и в Керченском проливе рыбопромысловые суда обоих государств работали в пределах всей акватории этих объектов. После аннексии Крыма оба берега Керченского пролива стали "русскими", в результате чего Москва фактически реализует свою юрисдикцию над объектом. Соответственно, власть РФ считает, что поскольку там нет украинских вод, то и украинским рыбакам там не место.

С точки зрения россиян, захват Крымского полуострова почти не отразился на статусе Азовского моря. Москва цинично считает, что поскольку в этом водном объекте имеются морские воды, находящиеся под юрисдикцией обоих государств, то пользователи обоих государств должны иметь право продолжать работать в рамках всей морской акватории.

Это выглядит примерно так: "Ничего, что мы у вас украли Крым, ничего, что финансируем террористов и убиваем вас – давайте же по-братски рыбачить в Азовском море, оно же совместное". Думаю, нам уже достаточно "общего" с Россией. Уже сегодня необходимо усилить охрану государственной границы в Азовском море. Тем более, что известно немало случаев нарушения границ с обеих сторон.

Новости по теме

Замечу, что кроме экономического давления, агрессор успешно осуществляет политико-психологическое давление на Украину, усиливая военное присутствие в Азовском море. По данным, которые появились летом этого года, в Приазовском регионе вчетверо больше пограничников РФ, чем аналогичных украинских подразделений. Катера, бронекатера, самолеты, вертолеты – все это, очевидно, должно засвидетельствовать решительные намерения Путина превратить Украину в континентальное государство.

При таких обстоятельствах сценарий морской блокады - не такой уж и фантастический. Москве совсем несложно создать соответствующие условия.

Как реагировать Киеву? Готовиться к юридическому противостоянию в международных судебных инстанциях. Для этого необходимо заручиться поддержкой международных организаций и осознать правовой контекст ситуации. Ведь понимание этого контекста дает возможность оценить качество внешней политики Украины относительно делимитации государственной границы с РФ.

Неделимое море

Проблема разграничения, или делимитации морских пространств недаром считается едва ли не самой сложной в международном морском праве. Речь идет о серьезных политических и экономических интересах, реализация которых часто выходит за рамки двусторонних отношений, влияя на региональный статус-кво.

Во времена СССР Азовское море и Керченский пролив имели правовой статус внутренних морских вод Союза. После его распада повторное определение статуса этих объектов зависело непосредственно от договоренности между Украиной и РФ.

В 1990-е и в начале 2000-х в профессиональных кругах много говорилось о необходимости неотложного установления границ суверенитета и сферы компетенции каждого из государств в Азовском море и Керченском проливе. Но необходимость такого разграничения реально осознавала лишь украинская сторона. Россия ж лишь имитировала заинтересованность.

Новости по теме

В Договоре между Украиной и РФ об украинско-российской государственной границе от 28 января 2003 г. были достигнуты договоренности о делимитации сухопутного участка украинско-российской границы от стыка Украины, России и Белоруссии до Азовского моря. Тогда же впервые официально зафиксировали положение о внутренних водах, а именно в ст. 5: "…ничто в настоящем Договоре не наносит ущерб позициям Украины и Российской Федерации относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств".

Эту норму можно считать первой ошибкой украинской дипломатии в контексте борьбы за Азов, поскольку, согласно Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.1982 г., каждое государство может самостоятельно определять внешнюю границу своего территориального моря до 12 морских миль от крайних точек берега.

Если бы Украина добилась для Азовского моря статуса международных вод, в его акватории было бы разрешено присутствие судов третьих государств. Согласно Конвенции, допускалось также признание государствами, имеющими противоположные или смежные побережья, статуса внутренних вод за Азовским морем. Тогда делимитация морской границы осуществлялась бы на основе проведения срединной линии по водной поверхности.

Ключевым стратегическим вопросом, вызывающим разногласия между делегациями, была принадлежность Керчь-Еникальского канала и острова Тузла, которые до аннексии Крыма находились в юрисдикции Украины. Уже тогда, 15 лет назад, РФ категорически отказывалась признавать фарватер Керчь-Еникальского канала украинской территорией, продвигая идею его "совместного использования" и соглашаясь установить границы только по дну. Водные пространства и континентальный шельф Азовской акватории предлагалось использовать совместно.

Новости по теме

Дело в том, что владение Керчь-Еникальским каналом означает владение единственным водным путем для больших грузовых судов из Черного моря в порты Азовского моря и Волго-Донского бассейна. Это выгодно с экономической точки зрения.

На начало 2000-х годов каналом проходили более 8,5 тыс. судов ежегодно, принося в украинскую казну более 150 млн долларов, из которых около 10% - от российских пользователей. А еще в Азовском море обнаружили перспективные месторождения: по предварительным оценкам, в континентальном шельфе предполагают добычу 50 млн тонн нефти и около 200 млрд м куб. природного газа.

Агрессор добился своего в 2003 году. Тогда был подписан Договор между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, который до сих пор является действующим. В документе заложен ряд норм, которые играют на руку исключительно Москве. По сути, Договор позволяет в ручном режиме устанавливать способ использования Азовского моря. В частности, вопрос о делимитации морской границы вынесли за пределы нового соглашения.

Должно было быть понятно, что Москва не собирается ничего делить. Трудно сказать, планировалась ли уже тогда аннексия Крыма, но такие действия России теперь трудно расценивать иначе, чем подготовку к посягательству на суверенную территорию нашего государства.

Украина без границ

РФ удалось юридически закрепить, что воды Азовского моря и Керченского пролива после распада СССР не изменили своего статуса, а остались внутренними водами – только уже Украины и России. Не стал аргументом и тот факт, что оба государства осуществляли и продолжают осуществлять самостоятельное владение соответствующими морскими просторами.

Новости по теме

К сожалению, ни одно из наших правительств с 2003 года так и не сделало того, чтобы Украина как цивилизованное европейское государство имела общепринятые в мире делимитированные и демаркированные границы со всеми соседями. В частности, в отношениях с РФ наши лидеры ложно, хотя и традиционно соглашались на правовое решение проблемы на уровне двусторонних договоренностей.

Тем временем отсутствие границы привело к катастрофическим последствиям: несанкционированный вылов рыбы, контрабанда, загрязнение, уничтожение биоразнообразия.

Годами правовой режим пользования Азовским морем и Керченским проливом определялся с помощью неофициальных или полуофициальных договоренностей без оформления границы в соответствии с международными стандартами. Это стало следствием как агрессивной политики РФ, так и отсутствия стратегического мышления у отечественных государственных вождей.

К чему это привело, мы все видим.

Азовский кризис – как его предупредить?

Одним из сценариев реагирования Украины на очередные имперские притязания Путина эксперты называют денонсацию Договора, объявление в Азовском море 12-мильной зоны территориальных вод и их охрану в соответствии с законами Украины.

С другой стороны, такой шаг требует значительной подготовки, в частности экономической и военной, ввиду риска эскалации ситуации со стороны агрессора в регионе.

Новости по теме

Было бы очень хорошо услышать стратегию правительства в этом вопросе. Ведь защитить суверенитет популизмом точно не удастся.

Владимир Пилипенко

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua

видео по теме

Новости партнеров

Загрузка...

Виджет партнеров